Чем настоящее кино отличается от фальшивого

Feb 22, 2015 13:11



На днях ко мне - «ватнику» и «колораду», обратились представители  украинской патриотической кинообщественности за помощью. Они попросили  оказать информационную поддержку снятому  при поддержке Государственного Агентства Украины по вопросам кинематографии фильму «Люби меня», который, несмотря на запрет на территории Украины российских фильмов проваливается в прокате.

«Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к судьбе украинского фильма!» - пишут мне представители украинской кинокомпании.

Посмотрела… Что я могу сказать? Новый украинский фильм является ярким подтверждением тезиса о том, что искусство, лишенное нравственного основания, становится разрушительным. Видим очередную поделку с пропагандой атомизированных «ценностей» общества потребления - не думай, а развлекайся, живи только ради удовлетворения своих сиюминутных желаний. И если отвлечься от художественных «достоинств» фильма, то это очередная пропаганда экспорта украинских «наташ» в более благополучные, чем Украина, государства.

Чтобы избавить меня от горького послевкусия от просмотра этой украинской киноподелки, друзья предложили мне посмотреть новый  российский фильм - «Батальонъ».

Действие фильма «Батальонъ» разворачивается весной 1917 года, во времена Первой мировой войны.

Год назад во время одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев сказал, что Первая мировая война наложила на жизнь последующего мира страшнейшую печать, которую мы несем и сегодня.

Именно во время Первой мировой впервые со словом «враг» стали ассоциировать не только армию и флот противника, но всех жителей воюющего государства. Отсюда - тотальный характер бойни. Именно потопление немцами в 1915 году гражданского лайнера «Лузитания» показало, что мишенью стали все. То есть - гражданские тоже. До гитлеровских преступлений ещё было очень далеко, а методы уже были опробованы. Пропаганда так «накачивала» котёл страстей, что мир на разумных основаниях становился невозможным. Только полная капитуляция врага! Уравновешенность суждений стала звучать как измена.

Всё это живо сейчас и даже более живо, чем столетие назад, когда только зарождались современные методы информационных войн. Война была столь ужасной, и при этом казалась столь бессмысленной, что мир был уверен  -  такое не должно повторяться больше никогда. Но вскоре это повторилось, причём в гораздо больших масштабах. Человек очень быстро забывает то, что было раньше, и, он, если  не вписывает себя в контекст происходящего,  рискует повторить те же ошибки.

Поэтому настолько важно сохранять историческую память.  Мы достаточно много и полно знаем о Великой Отечественной войне, но до последнего времени на события Первой мировой было наложено негласное табу. Во всяком случае, в области культуры. Она ведь считалась позорно проигранной. А ведь и в поражении может быть  столько героизма, благородства  и  любви к Родине, что не говорить об этом величии человеческого подвига просто невозможно.  И сегодня постепенно из плена забыться к нам возвращаются имена, события, подвиги. «Атака мертвецов»,Фёдор Артурович Келлер -  «первая шашка России», убитый в декабре 1918 петлюровскими сепаратистами в Киеве.

Фильм «Батальонъ»  тоже основан на реальных событиях Первой мировой войны.

Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход войны. Император Николай Романов  уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, пропаганда братания, инициированная немецким Генштабом с целью разложения и разгрома русской армии. После начала реформирования царской армии в виде издания Временным правительством известного приказа №1 российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. «Демократизированная» армия находится на пороге окончательного разложения.

И тут по приказу Временного правительства создается женский отряд, так называемый  «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой.  Его задача  -  устыдить воинов в пораженческих настроениях и вернуть  боевой дух.

Более тысячи женщин-добровольцев записываются в отряд к Марии Бочкаревой, но больше половины она отсеивает. В своем батальоне Бочкарева устанавливает жесткую дисциплину - подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, самая простая солдатская еда. Никакой игры в демократию  и солдатских комитетов.

Реальная Мария Бочкарева заявила Родзянко:

«Если я берусь за формирование женского батальона, то буду нести ответственность за каждую женщину в нем. Я введу жесткую дисциплину и не позволю им ни ораторствовать, ни шляться по улицам. Когда мать-Россия гибнет, нет ни времени, ни нужды управлять армией с помощью комитетов. Я хоть и простая русская крестьянка, но знаю, что спасти русскую армию может только дисциплина. В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть, и добиваться послушания. В противном случае, в создании батальона нет надобности».

В первую очередь в отряд попали женщины-военнослужащие из фронтовых частей, среди которых даже были обладатели боевых наград.  Но записались  и женщины из самых разных слоев российского общества  - дворянки, учительницы, курсистки, работницы, а так же казачки и солдатки. Среди «солдаток», как называла их сама Бочкарева, были представители и известных в России фамилий. Так, в батальоне  Бочкаревой служили Мария Скрыдлова - дочь адмирала Черноморского флота  и  княжна Татуева из знаменитого грузинского рода.

В фильме прообразом Скрыдловой является, на мой взгляд, Вера Неклюдова.  Красавица, отказавшаяся от личной жизни, построения женского счастья - ради продолжения дела отца. Стальная дисциплина, железная воля, стоицизм, умение принимать нестандартные решения, прекрасная образованность, высочайший уровень самоотдачи - вот что лежит в основе поступков Веры, и во многом, именно эти качества помогают батальону выстоять.

Таким же цельным является и ее любовное чувство. В отличие от украинского «блокбастера», где пропагандируется вспыхнувшая похоть с богатеньким иностранцем, прибывшим развлечься,  любовь Веры Неклюдовой  к поручику Селезневу, как и любовь к Отчизне  -любовь всей её жизни.

Но, конечно, больше всего привлекает образ Марии Бочкарёвой в исполнении Марии Ароновой. Она не играет, а живет на экране. Ее героиня наделена большой духовной, физической и эмоциональной силой, притягивая своей харизматичностью. А за ее строгостью - плохо скрываемая материнская любовь к своим «солдаткам», которые для нее заменили семью.

Тогда казалось: война и женщина - это несовместимо, чудовищно. Это уже после Первой мировой порог общественной чувствительности настолько понизился, что женщина тоже превратилась в винтик бездушной военной машины. Но когда мужчины не могут или не хотят защищать родину, поднялась русская женщина.

Реальная Мария Бочкарева перед отправкой на фронт сказала: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы - женщины - только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем - лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот все, что нам нужно - привлечь внимание!»

И ведь свою функцию батальон выполнил, на какое-то время вдохновил своим подвигом расхлябанных, после февральской революции   солдат. Недаром в финальной сцене и мужики бегут в атаку с криками «ура».

Искусство - мощное оружие. Еще Ленин в беседе с Луначарским сказал, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.  И я считаю, что со своей задачей - образами киноискусства показать пример высокого чувства любви к родине, так необходимый сегодня в непростой исторический период, который переживает Россия, создатели фильма справились.

В фильме противопоставлены патриотизм и самопожертвование  зарождающейся в революционной России так называемой демократии. И об этом многие будут  спорить. Но к чему приводят издержки и избыток демократии, можно наблюдать как на примере стремительно дезинтегрирующейся Украины, так и ее кинопродукции.

Две кинокартины - два совершенно разных мира, пропаганда совершенно разных ценностей. Фильм «Батальонъ» тяжёлый, вызывающий неоднозначные эмоции и впечатления, но, несомненно, интересный и очень значимый. Героини выходят на защиту своей земли от чужеземца-агрессора. Поэтому он никого не оставит равнодушным, а многих заставит после просмотра обратиться к изучению истории родной страны. И  в любом случае - даст хороший пример любви к Родине.

На мой взгляд, хотя сюжет фильма - об одной из историй Первой мировой он универсален.  Поэтому, посмотрев фильм, оглянитесь вокруг:  неужели вы сквозь ритмы сегодняшнего дня не узнаете среди  своих современниц образы героинь только что просмотренного фильма, которые сегодня точно так же честно и с самоотречением  несут свое служение - служение семье, служение, обществу, служение Отечеству. И испытываешь радость от осознания того, что такие женщины есть и они не подведут.

мораль, кино, россия, 1 мировая война

Previous post Next post
Up