Правительство Арсения Яценюка
готово повторно внести в Раду законопроект, уничтожающий бизнес-среду и средний класс, а также закрепляющий статус экономики Украины как сырьевого придатка По имеющейся у БИЗНЕСа информации, новый старый Кабмин Арсения Яценюка готовится внести в Верховную Раду законопроект о так называемой “налоговой реформе”, цель которого на самом деле - резкое увеличение фискальной нагрузки на легально работающий бизнес и платежеспособную часть населения - средний класс. Реализация такой “реформы” неизбежно приведет к уничтожению существующей бизнес-среды в стране, ликвидации и так небольшого среднего класса, а также закреплению за украинской экономикой статуса сырьевого придатка под руководством олигархов. Ничего более катастрофического в украинском налоговом законодательстве до сих пор не принималось!
Не мудрствуя лукаво, Кабмин взял за основу будущей “реформы” законопроект №5079, который уже подавало осенью в парламент предыдущее правительство г-на Яценюка. Тогда законопроект провалился, несмотря на послушность прежнего состава Рады. Теперь документ слегка “причесали”, разве что еще более ухудшив. При этом подача опять будет проводиться под “соусом” “налоговой реформы”. Но шансов на его принятие стало больше, хотя бы вследствие еще большего снижения уровня квалификации народных депутатов.
9 декабря Арсений Яценюк заявил: “Я обращаюсь к членам нового парламента (с призывом. - Авт.) принять пакет экономических законов, которые дадут нам возможность выжить в 2015 году”. В числе прочего явно подразумевался и налоговый законопроект. В свежепринятой Программе правительства есть краткое упоминание об этом законопроекте.
Причем традиционно оно касается якобы имеющегося в планах сокращения количества налогов с 22 до девяти - это и есть основная суть так называемой “реформы”. На самом деле, за исключением нескольких абсолютно неэффективных платежей (наподобие туристического сбора или сбора за парковку), ни о каком реальном сокращении речь не идет. Предполагается лишь механическое объединение налогов, за счет чего их количество и уменьшится.
Например, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (с топлива), сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электроэнергию и тепловую энергию якобы планируется отменить. Но при этом будут изрядно повышены ставки акцизов (для электроэнергии таковой вводится), которые эту отмену с лихвой компенсируют.
Плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды предлагается просто назвать рентной платой, ничего не меняя. Результатом такой “реформы” будет только усложнение существующей системы, обусловленное увеличением количества приложений в налоговой отчетности и т.п.
Чисто фискальных норм, направленных исключительно на увеличение давления на легальный бизнес и простых граждан, в проекте тоже много. Это и повышение ставок акцизов на большинство подакцизных товаров, и введение прогрессивной шкалы для налога на доходы физлиц (НДФЛ), и продление на следующий год действия военного сбора, и четырехкратное повышение ставки на покупку наличной валюты… Думается, все описанные новации будут способствовать не столько пополнению бюджета, сколько большей тенизации экономики.
Отдельно хотелось бы отметить “гениальную” идею введения розничных акцизов для подакцизных товаров - эту кость авторы решили бросить местным бюджетам. То, что идея не сработает в указанном направлении, практически очевидно. Тут тенизация будет едва ли не стопроцентной. То, что это не акциз, а своеобразный налог с продажи, тоже понятно - так что налогов даже прибавится. Но больше удивляет технический момент - намерение включить в базу обложения этим акцизом НДС, что противоречит базовым принципам налогообложения - налог на налог начисляться не должен!
Две “вишенки” в этом “торте” - введение налогообложения любой недвижимости юрлиц и физлиц (до 2% минимальной зарплаты (сейчас это 24,36 грн.) за 1 кв.м в год), а также внедрение косвенных методов налогообложения доходов физлиц.
В отношении юрлиц - это, по сути, предложение взимать налог с убытков. Причем в первую очередь он ударит по высокотехнологичным производственным компаниям, не затронув посредников. Видимо, речь идет об окончательном уничтожении авиа-, судостроения и т.п.
В отношении физлиц - это очередной “кидок” государства, которое недавно ввело налогообложение только жилой недвижимости и только сверх определенного минимума жилой площади.
Но главное, что база налогообложения, определяемая в квадратных метрах площади, а не по оценочной стоимости объектов, - это, в лучшем случае, XIX век! И самое любопытное, что фискалы это понимают: во всяком случае, для косвенных методов налогообложения доходов физлиц они собираются применять оценочную стоимость!
Сам предлагаемый метод контроля за расходами и доходами физлиц при определении обязательств по НДФЛ весьма любопытен - сплошная коррупция и произвол! Порядок его применения законом не утверждается. Его будет утверждать Минфин. Как будет происходить процедура проверки физлица (не у него же дома?), абсолютно непонятно.
Право назначать проверки физлиц-непредпринимателей получат начальники контролирующих органов - от нынешнего председателя Государственной фискальной службы (ГФС) до фискальных царьков на местах. Поводов для назначения такой проверки предусмотрено пять, но они столь расплывчаты, что это, по сути, бесконечность. Начальник-фискал может назначить проверку, а может и не назначить! Презумпция невиновности перестает действовать, поскольку начальник-фискал получает право и выносить решения об уплате в бюджет 30% от превышения расходов над доходами (стоимость актива фискалы тоже будут определять самостоятельно с помощью экспертов). Обязанность же доказывать факт невиновности возлагается на физическое лицо!
Все описанное стимулирует разгул коррупции, подавление любой оппозиции с помощью нового фискального рычага, а в конечном счете делает возможным построение тоталитарной модели на базе ГФС, которая превращается в сверхорган - ничего похожего Украина еще не знала.
Технически для внедрения системы предлагается провести одноразовое декларирование активов. Кто не захочет, тому автоматом засчитают в активы 200 тыс.грн.
- смешные деньги (речь идет именно об активах, а не о сбережениях. - Ред.). То есть если не задекларировал, то ты - “голий-босий” де-юре. Если задекларировал и налоговики продали информацию “кому надо”, то ты можешь стать “голим-босим” де-факто!
Не говоря уже об отсутствии хоть какого-то доверия к власти, которая в этом же законопроекте обманывает владельцев недвижимости, которым недавно обещала совсем другие условия налогообложения!
Примечательно, что это ноу-хау никак не затронет самых богатых граждан Украины, большинство активов которых зарегистрированы либо в офшорных, либо в западных юрисдикциях. Не затронет оно и провластных политиков - по понятным причинам. Наконец, беднейшие слои тоже не пострадают. Олигархи через свои СМИ расскажут последним о воплощении социальной справедливости - и круг замкнется. А заплатит за все средний класс.