У религиозного и научного взглядов на мир сейчас общий противник

Sep 14, 2014 13:26



Виктор  Мараховский пишет по поводу того, что космонавт Елена Серова заявила, что возьмёт с собой на орбиту иконы.

Слышу уже саркастический ужас моих ультралевых приятелей: "Вот оно, одичание, вот она, деградация. Давайте ракеты освящать, давайте часовню на орбите, это всё просто пугает, это же опрокидывание в средневековье в чистом виде".

Наши ультралевые современники исходят на саркастический ужас от полковых священников в РВСН, от часовен при АЭС и вообще от сочетания религиозного с научным и техническим.

Эти современники, как и положено ультралевым, в упор отказываются понимать разницу между научными фактами и психической реальностью, где обитают Бог, сатана, добро, зло, красота заката и прочие неверифицируемые явления. Им кажется, что наличие Бога в душе космонавта/ракетчика/инженера - оскорбляет и ставит под угрозу саму идею прогресса, труды учёных и самих плазменных ульталевых лично.

У меня есть версия, отчего у ультралевых граждан такое ревнивое отношение к божественному.

Во-первых, в силу фрагментарной образованности они не понимают разницы между религией и магией - хотя разница между этими понятиями примерно такова же, как между марксизмом и карманной кражей. В первом случае оба понятия имеют дело с невидимым, во втором - с присвоением капитала.

Во-вторых, фантастика последних полутораста лет успела нарисовать особый пост-апокалиптический мир "утраченных технологий", в которых мутанты молятся ядерной бомбе, дикари приносят жертвы реакторам, а обслуживающий персонал ГЭС вырождается до жреческой касты, повторяющей манипуляции предков без понимания, что именно совершается.

Под впечатлением этих книг и фильмов ультралевые граждане ошибочно полагают, будто освящение ракеты перед стартом совершается для того, чтобы она лучше летела, и притом совершается вместо тестирования. Хотя этот обряд имеет в виду исключительно "духовный" (то есть психический) мир и не более преступен перед наукой, чем многочисленные традиции, соблюдаемые представителями всех опасных профессий. Представители всех опасных профессий, отметим, вырабатывают ритуалы не для того, чтобы "всё обошлось", а для того, чтобы быть готовыми ко всему.

Ультралевые современники, по большей части работающие программистами и дизайнерами, в силу фрагментарного жизненного опыта и недостаточного любопытства - этой сферы человеческой психической жизни просто не видят в упор.

И наконец: легализованное включение религиозного элемента в жизнь технических и научных кадров (до того оно, не будем питать иллюзий, тоже было, просто было подпольным) - вызывает у ультралевых современников чувство, что враг вторгается на их каноническую территорию.

...Между тем, по моему убеждению, у религиозного и научного взглядов на мир сейчас общий противник. Я говорю, разумеется, о магических технологиях весёлого потребительского идиотизма, для которых есть лишь один грех (настоящая глубокая любознательность) и лишь одно преступление (настоящий нравственный императив). Сейчас главная борьба - не между системами мировоззрений, а между самим понятием "системное мировоззрение" и россыплью хаотичных иконок на десктопе человеческого сознания.

общество потребления, религия, наука, православие

Previous post Next post
Up