В последние полгода мы все чаще слышим, что против Русской православной церкви развязана информационная кампания. Я убежден, что возникла и активизировалась эта кампания не случайно и ведется целенаправленно. Нельзя отрицать, что столь мощный эффект достигнут еще и потому, что изъянов в деятельности самой церкви хватает. Но главное в другом. В отсутствии какой-либо внятной национальной идеологии и даже отказе выработать ее; в неумении политического руководства предложить ясную концепцию национальных интересов, кроме общих фраз о великой России и процветающем правовом государстве; в гигантском разрыве между стихийной идеологией и психологией правящего класса и принципами жизни основной части общества; в существовании внутри самого правящего класса нескольких конфликтующих подходов; и, наконец, в необычной ситуации для церковных организаций в современном мире, где рушатся традиционные ценности, защитником которых церковь выступает.
"Я человек неверующий"Я человек неверующий. Но считаю себя принадлежащим к православной цивилизации и не хочу, чтобы были разрушены несущие опоры этой цивилизации. Поэтому для меня РПЦ при всех ее недостатках, реальных и мнимых, не просто общественная организация. Еще в 90-е годы я использовал определение РПЦ как одного из государствообразующих институтов русской державы. Сейчас этим определением уже пользуются многие.
Однако многие и возмущаются: как такое может быть - ведь у нас светское государство. Но ведь это факт истории, не требующий доказательств для тех, кто хоть немного с этой историей знаком. Православная церковь в России - то же самое, что с определенного момента католическая - во Франции, раввинат - в Израиле, англиканская церковь - в Англии. И даже эклектичная сумма конфессий - в США, одной из самых религиозных стран мира. Взаимосвязь церкви и государства придумана не патриархом Кириллом. Или это он первый сказал: «чья власть - того и вера»?
[...]
А сегодня взамен Русской православной церкви мне предлагают даже не Льва Толстого, а трех банально-революционных и банально-провокационных девиц. И я должен принять их за моральные авторитеты? Я, грешный человек, знаю, что такое обнаженное женское тело и что мужчины делают с женщинами. Но мне также известно, что этим принято заниматься не публично. Это тот моральный догмат, на котором держится наша цивилизация. И нужды в его отмене или замене я не вижу. Когда взрослым людям вроде меня предлагают поверить в то, что Pussy Riot или Собчак есть апостолы новой морали, в том числе и политической, это выглядит, выражаясь их же языком, как стеб. Но для молодежи это предложение уже не смешное, а опасное.
К сожалению, у нас национальная идея, включая ее нравственную ипостась, не просто никем не высказана - она даже не витает в воздухе. Наше общество вне морали. Хуже того - у нас несколько моралей. Причем официально декларируемых. В одном случае тебе говорят одно, в другом - прямо противоположное. Если Церковь как социальный институт так долго существует и, безусловно, вплетена в историю российского народа, нужно быть полным идиотом, чтобы кричать: ну не нравится нам, что одеяния священников чересчур роскошные, кресты у них с драгоценными каменьями, а вот как хорошо в протестантизме. Это говорят либералы, которые на основах принципов экономического либерализма отбирают квартиру у старушки-учительницы.
Вряд ли в своем личном доме кто-то будет рушить опорные столбы и несущие стены. Не важно, красиво они сложены или не очень. Важно, что они держали и держат этот дом. И другого у вас нет. А если есть другой, то, конечно, этого вам не жалко. Ну, тогда извините, и я ваши наскоки на РПЦ буду воспринимать соответствующе.
Полностью Присоединяюсь к поздравлениям Виталия Товиевича Третьякова с 60-летием и желаю многая лета!