Интересный пост об истории зарождения новейшего диссидентского движения в СССР. Дополнять ничего не буду, хотя материал и не без отдельных огрехов, размещу лишь беседу американской гражданки и любительницы британских грантов Людмилы Алексеевой американскому профессору Джону Глэду:
Оригинал взят у fish12a в Хроники инакомыслия в СССР. Вторая половина 60-х. Людмила Алексеева. Звезда и ветеран правозащитного движения СССР, а затем и РФ. Уважаемая и почитаемая гражданка США и России. Я хотела написать хронологию правозащитного движения сама, по разным источникам. Но лучше, чем Людмила Михайловна это не сделает никто. Ее труд "История инакомыслия в СССР" трудно переоценить. Поэтому воспользуюсь ее данными. Дабы никто не обвинил меня в том, что я пользуюсь непровернными источниками.
Правозащитное движение в СССР началось с процесса над Юлием Даниэлем и Андреем Синявским. Именно это утверждает г. Алексеева в своем эпохальном труде.
Есть только одна претензия к Людмиле Михайловне и не только к ней.
Почему-то все говорят о процессе над этими двумя гражданами как о чем-то ужасном, попирающем право человека на свободу слова и прочее прочее. Но по неведомой для меня причине никто не углубляется в суть вопроса: а за что же посадили этих граждан? Если вы зададите им этот вопрос, ответ будет один: за то, что они опубликовали свои произведения за рубежом. Но это будет неправда. Их судили за антисоветскую деятельность и пропаганду. И убедиться в этом очень несложно - достаточно попробовать мысленно вернуться во времена холодной войны, которую начал не СССР, после Карибского кризиса 1962 года, когда мир стоял на пороге ядерной войны между СССР и США. И почитать их произведения, полные отрицания СССР, его идеологии, его истории, другими глазами и с другим пониманием. Не нынешними. А теми. Военными.
Ну да ладно.
Людмила Михайловна честно пишет о том, что правозащитное движение в СССР началось 5 декабря 1965 года с "митинга гласности", организованного группой интеллигентов, с требованиями открытости во время суда над Даниэлем и Синявским. В митинге приняли участие около 200 человек - в основном студенты и вольнолюбивая московская публика.
Накануне митинга в МГУ и нескольких гуманитарных ВУЗах были разбросаны листовки следующего содержания:
[Нажмите, чтобы прочитать ] «Несколько месяцев тому назад органами КГБ арестованы два гражданина: писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В данном случае есть основания опасаться нарушения закона о гласности судопроизводства. Общеизвестно, что при закрытых дверях возможны любые беззакония, и что нарушение закона о гласности (ст. 3 Конституции и ст. 18 УПК РСФСР) уже само по себе является беззаконием. Невероятно, чтобы творчество писателей могло составить государственное преступление. В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы миллионам советских граждан. Кровавое прошлое призывает нас к бдительности в настоящем. Легче пожертвовать одним днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не остановленного произвола. У граждан есть средства борьбы с судебным произволом, это - «митинги гласности», во время которых собравшиеся скандируют один-единственный лозунг: «Тре-бу-ем глас-нос-ти су-да над...» (следуют фамилии обвиняемых), или показывают соответствующий плакат. Какие-либо выкрики или лозунги, выходящие за пределы требования строгого соблюдения законности, безусловно, являются при этом вредными, а, возможно, и провокационными и должны пресекаться самими участниками митинга. Во время митинга необходимо строго соблюдать порядок. По первому требованию властей разойтись - следует расходиться, сообщив властям о цели митинга. Ты приглашаешься на «митинг гласности», состоящийся 5 декабря с.г. в 6 часов вечера в сквере на площади Пушкина у памятника поэту. Пригласи еще двух граждан посредством текста этого обращения"
Текст был написан математиком, сыном Сергея Есенина Александром Есениным-Вольпиным.
Мы все уверены, что советская власть всегда дейстововала жестоко и раскатывала катком инакомыслящих. Поэтому, если не знать истинного положения дел, то можно предположить, что эти 200 человек должны были быть репрессированы, отправлены в психушки и прочее и прочее. Но наши демократичные баушки Валерия Ильинична и Людмила Михайловна скромно умалчивают об итогах этого знаменательного события, послужившего началом грандиозного диссидентского и правозащитного движения в СССР,
Из 200 человек задержали 20. И отпустили их через 2 часа. В том числе и Есенина-Вольпина. Никаких расправ, никаких судов. Хотя нет - часть из них выгнали из комсомола, что вело к автоматическому исключению из института. Других проработали на комсомольских и партийных собраниях. И все. Больше никаких последствий. Честно, я глазам своим не поверила, когда прочитала. Потому что в голову было намертво вбито то, что советская власть не щадила никого.
Даниэль и Синявский были осуждены по ст. 70 УК РСФСР на 5 и 7 лет соответственно на открытом суде..
Удивительна непоследовательность мышления диссидентствующих граждан. Сначала они пишут:
«Мы, поэты и художники, писатели и скульпторы, возрождаем и продолжаем традиции нашего бессмертного искусства... Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества - все против нас» (из манифеста СМОГистов, февраль 1966 года)
То есть, они объявляют себя борцунами "против всего плохого", а потом удивительным образом обвиняют власти в том, что она их не считает своими. Чудесная логика правополушарных творческих личностей.
После этого началась компания писем, которую инициировали жена Даниэля Лариса Богораз, которая написала письмо в генеральную прокуратуру с протестом против преследований "за художественное творчество". Образцы этого "творчества" вы читали в предыдущем посте.
Кстати, ничего не напоминает? Совсем недавно был аналогичный процесс, в котором пострадали девачки просто за то, что они "пели и танцевали" в Храме.
Эту компанию писем в защиту невинных подхватила вся вольнодумствующая интеллигенция.
Известно 22 таких письма, 20 из которых написаны москвичами. Подписантов 80, среди которых более 60 членов Союза писателей. Кстати, Стругацких, по-моему, среди подписантов не было.
Писали в Верховный Совет по поводу отмены новой статьи уголовного кодекса (ст. 190 "за участие в активных действиях, нарушающих общественный порядок"). Писали Брежневу с требованиями продолжить хрущевскую десталинизацию и прекратить "тенденции к реабилитации Сталина".
И вплоть до 1969 года основной формой протеста были разного рода письма. В основном против ресталинизации.
Пострадавших за эту компанию опять же нет. Никого не арестовали, не посадили, не сослали, не отправили в психушку. А ведь эта компания по забрасыванию письмами советских инстанций продолжалась три года.
К этому времени уже отбывал наказание Александр Гинзбург, который с 1959 года занимался самиздатовской деятельностью. В 1966 году он написал "Белую книгу", по материалам суда над Даниэлем и Синявским, успел отнести ее в КГБ и отравить ее друзьям СССР за границу, и в 1967 году был осужден на 5 лет по той же 70 статье за антисоветскую деятельность. Был осужден и Юрий Галансков, которого также обвинили в антисоветской деятельности.
А.И. Гинзбург. Правдоруб и вечный сиделец за свободу от СССР. В январе 1967 года состоялась демонстрация против ареста теперь уже Гинзбурга и Галанскова. Ее Алексеева называет демонстрацией "недоучек". Почему - неизвестно. В результате был в очередной раз репрессирован Владимир Буковский по той самой новой статье 190 на три года и Виктор Хаустов. Во время процесса около здания суда толпились 200 человек. А подписантов стало уже 700.
О репрессиях и пытках этих 700 человек история (Людмила Алексеева и википедия) умалчивает. Правда, некоторых борцов за справедливость, выгнали из партии, некоторые не дождались защиты диссертаций, кого-то выгнали из союзов писателей и художников..Но ведь они знали на что шли, и должны были быть готовыми.
Хотя гнев этих граждан я понимаю. Ведь Даниэль и Синявский никого не убили и не ограбили. За что же их было судить?
Именно в это время и организовалось движение правозащитников. Их тех, кто был готов действовать в защиту прав этих осужденных человеков (Даниэля, Синявского, Гинзбурга, Галанскова, Буковского и Хаустова и еще нескольких)
На знаю, заметили ли вы закономерность накрутки протеста?
Посадили Даниэля и Синявского. Их жены и друзья организовали акции в их защиту, выпустили книгу об этом, которую передали на запад. В результате судили еще четверых. Уже в защиту этих четверых и прежних двоих провели новые акции. В результате посадили еще несколько инакомыслящих. . Правозащитное движение ширилось и вздымалось как волна.
Этого уже было достаточно, чтобы провести полномасштабные правозащитные акции и получить поддержку и популярность на западе, а возможно, и не только это. Я так далеко не копала. Но знаю, что этот момент тоже хорошо расследовали.
Все это сопровождалось чудовищным количеством самиздата. Который пробивал свои червоточины ходы в советском обществе. Таким образом, всё движение правозащиты во второй половине 60-х строилось на двух китах: накрутке в защиту невинноосужденных и самиздате.
И следствием всего этого стало появление "Хроник текущих событий", которые начала издавать Наталья Горбаневская, где она рассказывала о процессах, происходящих в СССР в этой области. Но об этом позже.
Вопрос: за что бились граждане правозащитники второй половины 60-х?
Я так и не смогла толком разобраться. То, что Даниэль и Синявский писали антисоветские опусы, это очевидно. Ненависть к СССР и всему, что в нем происходило, в их произведениях просто зашкаливает, льется чернотой, вызывает отвращение и тошноту..
И то, что их книги не очень-то переиздавали в 90-е, не экранизировали, не популяризировали, свидетельствует о том, что даже сами правозащитники понимают это. Почему нынешние борцуны не рвутся экранизировать их произведения? Почему правозащитники так тщательно скрывают суть того, что писали эти "писатели"? Да потому что даже после долгожданного ими развала СССР читать это без омерзения нельзя. Потому что то, что они писали - чудовищно. И рассказать правду означает дискредитировать святое для них движение
В защиту этих творцов встала вся неполживая интеллигенция СССР. Провела кучу акций, привлекла полно народу. Регулярно информировала "заграницу" о положении дел в области защиты этих двух отмороженных писателей. Публиковалась на самых антисоветских ресурсах запада. Требовала открытых судов, свободы подобного слова и прочее. А ведь шла война. Как не крути. И их деятельность была подарком для запада, который объявил о том, он объединяется для борьбы с коммунизмом.
Видимо, было самое время для того, чтобы проводить либерализацию СССР, требовать свободы слова, собраний, политзаключенных, политспецпсихбольных, и прочего хорошего.
Наша интеллигенция в лучших традициях требовала для себя демократии и всяческих свобод. Пусть даже путем уничтожения СССР. Ведь для борьбы с коммунизмом любые средства хороши. Даже развал собственной страны.
Да плевать ей было на то, что станет со страной.
Так же как и сейчас.
PS. Удивительно как повторяется история. Только теперь в виде фарса - в точности такие же события в точности таком же порядке, повторящие даже мельчайшие подробности идут сейчас. Только на месте невинносужденных писателей три две также несправедливо наказанные певицы.