"Тема о пособии по истории Украины, которое издали во Львове для обучения местных школьников, чрезвычайно сложная, потому что универсальный учебник по истории для Украины написать трудно", - заявил 5 сентября в интервью корреспонденту
ИА REGNUM львовский историк Василь Расевич.
По словам историка, каждый раз какая-то часть страны, которая имеет свою историческую традицию, будет недовольна тем, что недостаточно показано или ее славное прошлое, или же слишком подчеркиваются какие-то негативные моменты. Что касается концепции преподавания истории в средней школе, здесь должен доминировать, по словам Расевича, принцип универсализма. "Надо написать такой учебник по истории Украины, который бы содержал универсальные положения, универсальные формулы, которые учитель смог бы объяснить непосредственно на уроке. В учебнике не может быть субъективизма", - отметил он. "Львов позволил себе написать свой собственный учебник по истории Украины. Это вызвано тем, что министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник, который по образованию историк, имеет свой субъективный взгляд на отдельные события украинской истории. Здесь он проявил свою политическую ангажированность, и своим решением изъял из учебников по украинской истории очень важные раздражающие моменты, например для концепции, которую хотела видеть Партия регионов или Коммунистическая партия Украины", - заявил историк.
"Но не может быть региональных учебников, такие учебники могут быть только по краеведению", - заявил он. "И ни в коем случае они не должны быть региональными по истории в школе. Это очень важный момент из-за того, что это избавит нас субъективизма. Иначе - каждое село на Украине будет писать свой учебник, когда ему не понравится, как описано то или иное историческое событие с тем населенным пунктом, и мы каждый раз будем переписывать эти учебники, и мы каждый раз будем иметь тысячи версий украинской истории. Которые, при этом, не только не будут совпадать, а они будут конфликтовать между собой", - продолжил Расевич. "Учебники по истории Украины должны быть универсальны. В них должны быть заложены универсальные формулы, если же эти формулы удастся расшифровать, непосредственно учителем в дискуссии с учениками, это будет просто идеальная ситуация. Я не признаю, и совершенно не приветствую такой самодеятельности с учебником, который выдали во Львове депутаты от ВО "Свобода", выделив на это средства из городского бюджета. Это вообще абсурд", - заявил Расевич.
Также историк прокомментировал факт того, что 1 сентября в школах Львова для более 7 тысяч первоклассников провели первый урок на тему истории УПА. "Первый урок должен запомниться детям чем-то чрезвычайно положительным. Это импульс, который всегда будет ими связываться со школой. Нельзя такие кровавые моменты, тем более для детей, подавать на первом уроке", - считает он. "Это политизация детей, что в нормальной школе должно быть категорически запрещено, и об этом должны заботиться не только директора школ, педагогические коллективы, но, в первую очередь, родители. Чтобы никто идеологически не влиял на их детей, чтобы никто не издевался, чтобы никто не закладывал в их головы различных клише. Вот это должно быть незыблемым правилом для педагогов", - отметил Расевич. "Такое решение - это наследие Советского Союза, наследие Коммунистической партии, коммунистической идеологической машины (ну, кто, как не Советский Союз, в котором на первом уроке писали "мама", "солнце", "мир" виноват в дебилизме депутатов от ОПГ "Свобода", !, - Варяг). То есть здесь, в данном случае, местные националисты таким образом хотят ходить в детские сады, как это было раньше. В таком случае, на Украине нужно категорически запретить взрослым дядям, взрослым тетям, находящимся вне педагогического персонала, даже если они преподают в ВУЗе, доступ к детям, шестилетним школьникам. Такие детям должны быть доступны только проверенным педагогам, которые работают в данной школе или детском саду. Никакой самодеятельности", - резюмировал львовский историк.