Прежде , чем начать свой доклад, хочу обратить внимание на конфликт, который возник в этом зале: имеет ли украинский язык права здесь, в этом месте? Должен ли я говорить по-украински, или по-польски? (Спрашивает по-по-польски) Если господство польского фашизма ложится тяжелым грузом на польскую культуру, то груз этот на землях Западной Украины является двойным, потому что этот груз складывается как из польского фашизма, господствующего, государственного, так и из украинского. Национальное и социальное притеснение со стороны реакционной польской власти не дает возможность развивать украинскую культуру и литературу, которая бы отображала соревнование и стремление народных масс, какая бы полностью отображала соревнования этих масс и их борьбу.
В 1918 году началось разрушение украинской культуры во всех ее участках. Мой украинский предшественник Тудор уже подімал эту тему, но не имел возможность ее исчерпать. Не буду останавливаться на школьном деле. Хотел бы я ближе заняться украинской литературой под польским господством. Эта литература, как известно, состоит из лагерей. Нужно обратить внимание на то, что классовое разграничение на этих землях настолько жгучее, что нет средних путей. С одной стороны - сплочен фашистский лагерь, а из второго - лагерь борьбы за социальное освобождение. Нужно несколько слов посвятить системе притеснения, то есть травле, которую применяют к украинской литературе, особенно крестьянской. От определенного времени, то есть уже около десяти лет, а особенно в течение последних пяти лет, украинская прогрессивная рабочая и крестьянская литература не имеет никаких перспектив развития. В то время когда польские литераторы имеют возможность выступать публично, печатаясь в газетах и еженедельниках, украинские писатели такой возможности не имеют. Доказательством может послужить факт, что уже три года нет украинского литературного органа. Все старания получить разрешение и на такой орган были бесполезными. Если стараемся продвинуть контрабандой наши статьи в еженедельниках, то их постоянно конфискуют. Нельзя нарушать социальные болячки, нельзя писать о том, что у каждого наболело, в частности у рабочего, крестьянина и трудящегося интеллигента.
Украинский фашизм - это верный союзник польского фашизма. Человека, который не в курсе дела, могло бы удивить, что большинство украинских национальных и так называемых культурных представителей борются против всего, что попадет из Советской Украины, и отрицают ее достижения. Если ближе рассмотрим экономическое положение украинской буржуазии, то поймем, откуда происходит эта ненависть к Советскому Союзу. Как известно, украинская буржуазия в пределах польского государства более слаба чем польская буржуазия и польский капитализм. Тогда когда польский капитализм развивается дальше через целый ряд частных монополий, то украинский капитализм как капитализм такого себе «бедного родственника» не может на более длинный период времени выдержать конкуренцию с этим польским капитализмом. Какой путь избрал этот молодой украинский капитализм для привлечения потребителя? Путь, понятный в таких условиях,- использует национальные чувства, а притеснение, которое применяют на этих землях, есть словно оружие в его руках для привлечения потребителей. Освободительные стремления умеет использовать и благодаря сетке, сплетенной путем лживой пропаганды, добывает этого желаемого потребителя. Кооперативное движение является в его руках орудием, которое ведет к той же цели. Кого-то могла бы обмануть видимость правды, что украинские депутаты борются в сейме за свободу украинского слова. Определены возможности развития украинского языка, созданные ими, украинская буржуазия использует для создания самых выгодных условий, чтобы получить потребителя. Молодой украинский капитализм осознает, что он неспособен существовать самостоятельно и, скажем, овладеть широкими рынками сбыта. Знает, что объектом его аппетитов могут быть только восточные земли Украинской Надднепрянщины. Именно отсюда источник этой бешеной ненавистик Советской Украине.
Идеолог украинского фашизма - доктор Донцов. В 1922 году он стал издавать "Литературный вестник", в котором и начал распространять идеологию украинского фашизма. Литературная школа Донцова прекрасно отражает стремление украинского фашизма. Поскольку не имею много время, постараюсь сократить свой рассказ и подать несколько фамилий писателей и поэтов, которые происходят из школы Донцова. Ведущим поэтом является такой себе Маланюк, который печатается даже на страницах либеральной польской газеты «Viadomоsci Litегаскіе». В своих «произведениях» он издевается над той Украиной, символизируя ее в фигуре пастушки, и мечтает о том, чтобы вернуться сверх Днепра и искупаться в крови именно этой пастушки, которая власть отдала Хаму. Другим ведущим поэтом этой группы является Мосендз, который провозглашает тезисы иррационального мировоззрения. Дойти до цели или упасть - все равно, чтобы только что-то делалось. Мы, - по Мосендзу, - враг интеллигенции, враг культуры, у нас должны вырасти зубы степного волка и с этими зубами надо идти резать. Он изображает новых людей, которых толкает к жизни жажда золота, приключений и славы. Писательница этой школы Елена Телига пишет о лице большого Хама, о лице, которое нужно стереть с земли, потому что только господствующие люди, высшие люди предназначены руководить украинским государством. А еще один представитель этого направления Ольжич пишет, что мечтает о завоевании Украиной новых земель, земель, которые будут тянуться в Константинополь и Каспийское море. Недавно на украинских землях праздновали годовщину смерти Тараса Шевченко. Украинские фашисты борются с Шевченко как со своим врагом, потому что он, по их мнению, глашатай бунта, творчество которого лучше всего освещает лицо того Хама, с которым борется фашизм, Поэтому когда в одном селе около Львова отмечали праздник Шевченко, туда ворвалось шесть украинских фашистов и ножами порезали несколько участников празднования. Однако нужно подчеркнуть один факт: эта фашистская литература ишемическая и лишенная крови именно потому, что купается в этих испарениях крови.
Повести Самчука "Волынь" двух времен: первого - с довоенных лет, более или менее соответствующего уровня, зато писание другого, в которых он нарушает живые и актуальные дела, настолько далекие от действительности, что дискредитируют не только автора, но и весь украинский фашизм и его идеологию. Все эти писатели видят ад только на Востоке, а здесь убегают от действительности. Исключением в последние годы является только что традиционная литература старших украинских писателей. Старшие писатели и поэты писали реалистично, но теперь они замолчали после этих своих неудачных попыток возвеличивать Украину 1918 и 1919 годов, (они) капитулировали и отдали перо фашистским элементам. Если говорить об украинском рынке, то его емкость для литературы очень большая. Но тот факт, что произведения украинских писателей только минимально касаются идей, которые волнуют все трудящиеся массы, является причиной, что эта литература находит только минимальный отзвук среди этих масс. В 1927-1932 годах во Львове выходил литературный месячник «Окна». Впервые в истории культуры этих земель украинский литературный месячник дошел до украинских масс. Его везде читали, особенно на Волыни. Однако в 1932 году журнал был ликвидирован, а среди украинских литераторов проведены массовые аресты. Этот факт обрек украинскую литературу на прозябания в маленьких журнальчиках, которые также уже через несколько месяцев ликвидируют. Сегодня происходит так, что украинского литературного журнала вообще нет, а если бы хотели его издавать, нужно бы пробить китайскую стену запрещений и распоряжений. Однако верим, что вскоре поступит минута, когда будут созданы условия, в которых украинская революционная литература рабочих и крестьян найдет возможность полного развития.
Приветствую сегодняшний Конгресс от имени группы украинских трудящихся писателей. Мы гордимся, что именно здесь, во Львове, встретились представители работников польской, украинской и еврейской культур и что совместно, словно за одним столом, прорабатываем программу нового, лучшего завтра. А после ее осуществления сможем с такой же силой и верой, как в Стране Советов, сказать, перефразируя слова их поэта Сосюри: «Здравствуй, Польша, моя ты Польша, синеглазая сестра Украины!»
Замените слова «польский капитализм» на «российский капитализм» - и выступление Ярослава Галана - будто о сегодняшнем дне.
(16 мая в 1936 г.)