ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ
"Русское Слово" 21 (8) января 1908 года.
Во второй половине прошлого года в газетах
появилось следующее объявление:
Александр Иванович Рубцов, бывший профессор петербургской консерватории, считает долгом довести до сведения лиц, состоявших в близком или дальнем родстве с Павлом Леонтьевичем Полуботка, исправлявшим должность гетмана Малороссии в 1722 - 1724 г., что после смерти названного гетмана Полуботка остался значительный капитал в лондонском государственном казначействе, положенный им туда, сроком до востребования. Капитал этот наследниками П.Л.Полуботка не истребован и в настоящее время возрос до 80-ти миллионов фунт стерлингов, или 800 миллионов рублей. Полагая, что право на истребование означенного вклада, в виду его бессрочности ("до востребования"), наследниками не утрачена и возможно, но, сознавая, что одному человеку это не по силам, я почтительнейше и усердно прошу всех лиц с нижеупомянутыми фамилиями прибыть в гор. Стародуб, Черниговской губернии, 15-го января 1908 года для совместного и всестороннего обсуждения мер к законному истребованию из лондонского госуд. к-ва капитал Полуботки.
Список наследников Полуботки:
графы Гудовичи, Кулябко-Корецкие, Рубцы, Лизогубы, Синегубы, Сологубы, Немирович-Данченки, Старосельские, Гамалеи, Рашевские, Триполчские, Бонч-Осмоловские, Булацели, Бороздны, Барковские, Дунин-Барковские, Почеки, Подольские, Тризны, Троцины, Тычины, Лазаревские, Лощинские, Лосины, Злотаренки, Ханенки, Миклашевские, Дорошенки, Щербаки, Чернолуцкие, Аршаво-Чижевские, Шендриковские, Ширая, Чесноки, Искры, Гудим-Левковичи, Тирновские, Самоквасовы, Самойловичи.
Список этих фамилий был составлен в 40-х годах прошлого столетия по поручению лондонского государственного казначейства через агентов, приезжавших с этой целью в Россию.
Присовокупляю, что до осуществления предлагаемого мною съезда гг. наследников ни в какую переписку по сему делу входит не буду и на запросы отвечать не стану.
Первое, что меня еще тогда поразило - это безграмотно написанная фамилия знаменитого гетмана Полуботка. Никакого "Полуботко" не было, а был Павел Леонтьевич Полуботок, сын Леонтия Артемьевича Полуботка, бывшего полковника Переславского. Сын его, Павел Леон., полковник и наказанной гетман малороссийский, один из богатейших людей Малороссии. После измены Мазепы он был одним из кандидатов на гетманскую булаву, но Петр I, опасаясь самостоятельного и образованного П.Л., избрал тихого, слабого Скоропадского, и он уже после смерти Скоропадского временно ведал делами Малороссии на правах гетмана. В это время образовалась малороссийская коллегия, и председатель ее Вельяминов всеми силами старался уничтожить местное самоуправление и, наконец, добился того, что полномочия гетманской власти перешли к коллегии. Полуботок не разжаловался и старался об уничтожении коллегии и восстановлении гетманства. Это Былов 1723 году. Петр, обозленный борьбой с ним Полуботка, арестовал его вместе с товарищами. Полуботка привезли в Петербург, где он и умер в декабре 1724 года в одном из казематов Петропавловской крепости.
Последний Полуботок, племянник Павла умер в 1752 году, и род прекратился. Павел Полуботок сделался легендарным борцом за свободу Малороссии. Говорят, что Петр I не раз являлся в каземат к арестованному и не добился никаких уступок от гетмана.
Историками приводится речь Полуботка, которую он, звеня цепями, сказал Петру в ответ на его желание:
"Вступаючись за отчизну, я не боюсь ни кайданов, ни тюрьмы, и для меня лучше наигоршую смертью умерети, як дивится на новшетну гибель моих земляков". Этот момент посещения Петром I Полуботка в тюрьме изображен на большом полотне одним из южных художников. Я видел давно эту картину и не помню ее автора. Но мне поняты обстановка каземата, цепи и в полумраке две могучих, героических фигуры.
Таков был гетман Павел Полуботок. По-видимому, это был не из тех людей, которые способны класть в лондонский банк рубли! Да еще в те времена! Все эти миллионы - сплошная ложь. В лондонском банке никаких миллионов Полуботка нет. Есть только в России - и уже давно, очень давно - аферисты, разыскивающие несуществующее и учитывающие людское доверие или миллионы. А между тем из одной Москвы десятки людей собираются ехать за мифическим наследством Полуботка.
Ко мне обращались два присяжных поверенных за справками и я в свою очередь обратился к знатоку истории Малороссии профессору Д.И.Эварницкому. Три дня тому назад в "Биржевых Ведомостях" я прочел следующее письмо г-жи Е.В.Козловской, урожденной Бонч-Осмоловской.
"13-го декабря сего года по поводу этого наследства я написала письмо Императорскому российскому консульству в Лондон, а 19-го декабря (1-го января 1908 г.) 1907 года, за №3008, получила ответ о т консула, в котором он пишет, "что, вследствие неоднократно наведенных справок (начиная с 1887 г.), выяснилось, что это наследство - газетная утка и о нем совершен ничего не известно ни в правительственных, ни в частных учреждения в Англии. К сему консул присовокупляет, что граф Милорадович в интересах всех имущих наследство Полуботка, в своем письме в редакцию "Нового Времени", напечатанном в №4267 сей газеты от 15 (27-го) января 1888 года, ясно говорит, что нигде нет никакого Полуботковского наследства.
Письмо консула хранится у меня, и в случае надобности, я могу прислать его в редакцию. Прошу другие газеты перепечатать это письмо во избежание лишних хлопот и путевых издержек мнимых наследников к капиталу Полуботка, вызываемых профессором Рубцом 15-го января в гор. Стародуб".
Вчера же получил письмо и от Д.Н.Эварницкого, которое и привожу:
"О миллионах наказного гетмана Полуботка скажу тебе, что это чистейший вздор, которым можно тешить только слишком доверчивых людей. Четыре года тому назад такую же утку пустил какой-то остряк о миллионах, оставленных гетманом Дорошенко в Лондоне. И тогда откуда только не повылазили действительные и мнимые родственники Дорошенко! А 20 лет тому назад известный Андрей К-о из Новомосковска выдумал миллионы Полуботка и объявил себя ходатаем за всех родичей гетманских перед лондонским банков. Нашлись люди, которые давали ему 2 000 и 3 000 рублей на хлопоты. Он все это подобрал, да и был таков. Теперь об этом же заголосил отставной профессор петербургской консерватории Ал.Ив.Рубец, и повторилась прежняя история. Как из мешка раки, так ко мне полезли разные паны нашей губернии за справами, не родичи ли они Полуботку. Идут старики, идут старухи, идут девицы, идут в музей, идут в дом, идут днем, идут ночью".
Так пишет историк Д.И.Эврницкий.
И так, мм. гг., не ездите пока в Стародуб, а деньги, которые вы ассигновали на эту поездку, пожертвуйте на добрые дела, - помогите на них нуждающимся.
Это будет и умнее и полезнее.