Как США ковали в Африке "революционный тайфун"

Mar 11, 2011 08:58


Факт налицо: «революционный тайфун» почти одновременно накрывает несколько государств с населением свыше 109 млн. чел. Трудно поверить в то, что народы вдруг проснулись и поднялись против своих президентов и прочих вождей случайно и стихийно. Без организующей и направляющей силы этих революционных событий явно не было бы. Но тогда возникает вопрос: кто она, эта пресловутая сила?

Чтобы инициировать столь масштабные выступления в регионе, их заказчикам необходим значительный потенциал влияния, который не возникает в одночасье. Наберемся смелости предположить, что сегодняшние события в Ливии стали возможными в результате цепочки событий.

Еще в декабре 2007 г. пресс-служба Пентагона заявила о начале функционирования нового Африканского командования Вооруженных сил США AFRICOM («АФРИКОМ»), решение о создании которого президент Буш принял в феврале 2007 г.



Эмблема Африканского
командования ВС США
В сферу действия «АФРИКОМа» вошел весь Африканский континент за исключением Египта, который остался «под началом» Объединенного центрального командования ВС США (ОЦК), отвечающего за операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. До этого Африканский континент входил в зону ответственности трех командований: ОЦК (страны от Кении до Египта), Тихоокеанского (острова к востоку от Африки) и Европейского (все оставшиеся страны). Африкой занялось отдельное региональное командование - это несомненный показатель значения, которое Вашингтон придает Черному континенту и его потенциалу.

Особенность нового командования - наличие в его штате сотрудников не только военного ведомства, но и других министерств и ведомств США - Госдепартамента, Агентства по международному развитию, министерств торговли и финансов. Т. е. американцы фактически впервые на практике реализовали межведомственную военно-гражданскую модель руководства Африканским командованием.

Первый из двух равных по статусу заместителей командующего «АФРИКОМам» отвечает за боевые операции, второй, гражданский чиновник, - за гражданско-военное сотрудничество в сфере здравоохранения, «безвозмездной помощи», гуманитарного разминирования, устранения последствий стихийных бедствий, реформирования сектора безопасности и проведения операций по поддержанию мира. Беспрецедентно высока доля гражданских служащих в составе нового командования - 25%, а деятельность невоенного сектора финансируется совместно из бюджетов соответствующих ведомств и Пентагона.

Уже с 1 октября 2008 г. «АФРИКОМ» стал полностью самостоятельным и начал выполнять свои функции в полном объеме.

Как заявило американское военное руководство, новое командование создано с целью помощи «в стабилизации обстановки в африканских странах, продвижения мира и безопасности». Кроме этого, командование будет «координировать работу Пентагона по поддержке правительственных программ США в Африке в дипломатии и развитии».

По мнению экспертов, формирование «АФРИКОМа» фактически означает начало новой «африканской политики» Штатов, которые таким образом стремятся реагировать на активизацию других политических сил на Черном континенте.

Это прежде всего Европа, которая в последнее время активизирует отношения с африканскими странами. Это Россия, Китай и Индия, стремительно растущие как новые центры мировой политики. Например, по прогнозам американских специалистов, объем двусторонней торговли Китая с Африкой в течение ближайших лет составит 100 млрд. долл., а его потребление добываемой на континенте нефти может достигнуть 45%.


Обычно на приобретение оперативной готовности стратегическими органами военного управления требуется время, минимум несколько лет. К настоящему времени срок, отпущенный на «становление» «АФРИКОМа», истек - он начал работать на результат.

В прошлом году США вывели из Ирака свои боевые части (они подчинены ОЦК). На месте остались преимущественно структуры, помогающие иракскому правительству создавать собственные силовые структуры (хотя утверждать о завершении повстанческой войны в стране преждевременно). Объяснений этому много, но одно из них уже сейчас напрашивается в контексте событий в Египте, Йемене и т. п. - зоне ответственности ОЦК: нужно было высвободить силы для возможного вооруженного вмешательства. В таком случае все становится на свои места...

А еще, чтобы корректно ответить на вопрос об американском участии, особенно спецслужб и военных, в событиях в Африке, нужно проанализировать взаимодействие правительственных структур США и представителей обществ, в которых прошли революции. Оно осуществляется в рамках так называемой публичной дипломатии США.

На протяжении 2002-2010 гг. Америка инициировала многочисленные программы, направленные на распространение идей демократизации в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Примерно такой же характер носили программы, осуществляемые с помощью социальных сетей в 2006-2011 гг. В этот период американское правительство стало активно развивать так называемую цифровую дипломатию (digital diplomacy) или «Твиттер-дипломатию» (Twitter diplomacy).

Как отмечают эксперты Центра изучения современного Ближнего Востока (Санкт-Петербург), после 2001 г. США мобилизовали огромные финансовые ресурсы, создали около 350 новых образовательных, культурных и информационных программ «для продвижения демократии и создания прослойки граждан в арабских странах, ориентированных на ценности и политику США».

Все программы объединены в масштабный проект «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» (Middle East Initiative Partnership), который координируется из главного офиса Госдепартамента, а также из регионального, находящегося в Тунисе. Еще в 2002 г. Госдеп четко обозначил цель данного проекта - осуществить демократические преобразования в Алжире, Бахрейне, Египте, Иордании, Кувейте, Ливане, Марокко, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Тунисе, ОАЭ, Иране, Ираке и Ливии, на Палестинских территориях.

Исходя из документов демократические преобразования должно осуществить через реализацию следующих проектов: 1) изменение политического строя через создание партий, подготовку альтернативных политиков, эмансипацию женщин и формирование лояльной и демократически настроенной молодежи; 2) изменение экономического климата путем создания слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», а также изменения законодательства; 3) реформирование всей системы образования посредством расширения доступа женщин к образованию, ревизии учебных планов и обеспечения школ и университетов американскими учебниками.

Начиная с 2002-2004 гг. правительство США создало около десятка новых радиостанций и телеканалов. Наиболее известные - «Сава», «Фарда», «Свободный Ирак», «Голос Америки» на курдском языке, сеть «Персидских новостей» и др. Большинство из них, как видно из названий, созданы в странах Ближнего Востока. Самый масштабный - телеканал «Альхурра» (Alhurra), охватывающий всю Северную Африку и Ближний Восток.

Будучи крайне политизированным, «Альхурра» сумел привлечь внимание молодежи передачами «Час демократии», «Мнения женщин» и т. д. Эксперты отмечают: программа «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» создала сеть арабских «защитников демократии» и активистов, которая приветствует «помощь» от американской демократии и продвигает позитивный образ США среди местного населения.


Сражения в информационном пространстве

Приведенные примеры позволяют ответить на вопрос, откуда берутся люди, руками которых совершаются революции на Ближнем Востоке. В СМИ появляется информация даже о специальных бригадах политтехнологов и штурмовиков из местных национальных кадров, кочующих из страны в страну. Именно им приписывают авторство брошюр с инструкциями, как свергать власть. Почерк до боли знакомый - в западном стиле «цветных революций», обкатанном и на постсоветском пространстве. Кто главная движущая сила этих революций? Поросль так называемых «новых арабов» - впитавших «западные ценности», получивших «правильное» образование за границей, активных пользователей Twitter и Facebook.

В отличие от Ирака вопрос с Ливией так просто «не прошел». Уже сейчас можно говорить, что Штаты пробуксовывают в информационной войне. Это была вынуждена признать и госсекретарь Хиллари Клинтон, выступая на слушаниях в конгрессе: «Во время «холодной войны» мы проделали отличную работу по реализации американской пропаганды. Но после падения Берлинской стены мы сказали себе: отлично, все уже сделано. И сейчас платим высокую цену за это... Частные СМИ не в состоянии заполнить существующую брешь, поскольку они, в особенности культурные программы, направлены на достижение результатов, подчас противоположных тем ценностям, которые в действительности разделяют американцы. Мы находимся в состоянии информационной войны и проигрываем ее. «Аль- Джазира» побеждает. Китайцы создали глобальную телевизионную сеть, вещающую на разных языках. Русские создали англоязычный канал. Я видела это в нескольких странах, и это достаточно поучительно. Наше же влияние сокращается».

При этом госсекретарь информировала законодателей о шагах, которые ее ведомство предпринимает для исправления ситуации: «Мы создали в Twitter микроблоги на арабском языке и фарси, мы работаем над реформированием системы телерадиовещания, поскольку большинство людей все еще черпают новости из телевидения и радио. Даже при реализации интернет-проектов мы не можем забывать о традиционных СМИ. США выделяют 25 млн. долл. в 2011 г. на поддержку блогеров и интернет-активистов в авторитарных странах».

Как видим, администрация Обамы поддерживает политически активных субъектов интернета в странах, где «ущемляются права и свободы» граждан, помогая им быть на шаг впереди технически.

Но в освещении событий в Ливии США и другие западные страны не смогли одержать безоговорочную победу в мировом информпространстве, встретив сопротивление информесурсов России, Китая и т. п. Это означает, что американцы пересмотрят свои стратегии информационного противоборства и по логике запустят новые технологии.
«У вас еще нет демократии? Тогда мы летим к вам»

Обращает на себя внимание, что ВС США и ряда других стран уже реально вовлечены в ливийский конфликт, причем без каких-либо международных санкций.

2 марта пакистанское издание Pa-kistan Observer сообщило: «Соединенные Штаты, Великобритания и Франция послали несколько сотен военных советников, чтобы обучать и поддерживать силы, выступающие против Каддафи в богатой нефтью Восточной Ливии» (US, UK, French forces land in Libya). «Три западных государства высадили свои войска спецназначения в Киренаике и теперь обустраивают их базы и учебные центры», чтобы поддержать повстанцев, которые сопротивляются проправительственным силам в нескольких смежных областях. Ливийский дипломат на условиях анонимности сообщил изданию, что упомянутые военные советники высадились в ночь с 23-го на 24 февраля с кораблей и лодок вблизи ливийских портов Бенгази и Тобрук. А западные военные развертывают учебные базы для местного повстанческого ополчения, чтобы обучить их эффективному контролю области, богатой нефтью, и противостоянию силам Каддафи.

В других сообщениях утверждается, что иностранный спецназ имеет задачу нейтрализовать аэродромы ливийских ВВС, чтобы исключить для Каддафи возможность применять авиацию. Сам Муаммар Каддафи в интервью французскому еженедельнику Le Journal du Dimanche заявил, что в плену у него находятся трое голландских военнослужащих, захваченных в Ливии 3 марта. Вертолет, на котором они эвакуировали двух европейцев, упал. Пассажиры были переданы представителям посольств европейских стран, однако экипаж остался в руках ливийских властей.

В ливийских событиях оказались замешанными и военнослужащие элитного британского подразделения SAS. По информации британских СМИ, спецназовцы прибыли в страну под видом бизнесменов и туристов, а оружие получили в дипломатической миссии. После этого они взяли под контроль взлетно-посадочные полосы в пустыне и эвакуировали из страны около 150 работников нефтяных компаний. 6 марта The Sunday Times сообщила: силы противников Каддафи захватили восьмерых бойцов SAS, когда они сопровождали британского дипломата, направлявшегося на встречу с лидерами ливийской оппозиции.

Не нужно быть большим специалистом международного права, чтобы понять, что это уже прямая интервенция, осуществляемая с молчаливого согласия ООН, и международная организация просто не в состоянии что-либо предпринять.

События в Африке и на Ближнем Востоке весьма показательны для мира. Украина должна проанализировать происходящее и сделать выводы, особенно учитывая пережитое нашим обществом несколько лет назад. Ведь в следующий раз «заказной» информационный товар может быть вновь отравлен, а адресом доставки может оказаться наша страна, которая во многом ближе к арабскому миру, а не к развитому капиталистическому лагерю.
Полностью

африка, ливия, сша, ближний восток, цветные революции, геополитика

Previous post Next post
Up