Миф про "большевистский памятник Иуде-Искариоту"

Nov 08, 2010 16:00



Карикатура, долженствующая подтвердить существование такого памятника

Я давно уже обещала, в т.ч. и drakonit у, написать про миф о "большевицком памятнике Иуде-искариоту". Об этом мифе КАК О ФАКТЕ писали даже в официозной "Российской газете"!!!
«Летом 1918 года революционная Москва была в шоке - белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос быть или не быть власти большевиков стоял очень остро. И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Это не шутка. Он так и назывался: "Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина".

…Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.

Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам, "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".

Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно».

Пока собирала материал, пока переводила, хе-хе, пероисточник, на сайте, где собрана коллекция мифов относительно советского периода нашей истории (кстати, рекомендю всем, кому нужна для аргументированного разбора различных антисоветских мифов), обнаружила и разоблачение и этого мифа. Чем и воспользуюсь.

Памятник Иуде

Краткое содержание мифа:

Большевиками был установлен памятник Иуде Искариоту, как первому революционеру.

Примеры использования:

“Иуда был объявлен одним из первых революционеров в истории, и в 1918 году новые власти даже поставили памятник - Иуда грозно замахивался в небо кулаком. Открывал богоборческий памятник один из главных вождей революции, знаменитый оратор Л. Троцкий, называвший Иуду великим бунтарем, революционером и т. п.”1)

«По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить»2)

Есть и более художественно оформленные описания:

«Открытие памятника прошло назавтра или через день после казни настоятеля обители, то есть 11 или 12 августа 1918 года. По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда, прибывших сюда вместе с Троцким. Председатель местного Совета произнес «пламенную» речь, после чего под звуки военного оркестра с гипсового истукана сдернули чехол, и взорам присутствующих предстала буро-красная фигура человека - больше натуральной величины - с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. По другой версии, никакой веревки на шее у гипсового Иуды не было, и он грозил небу поднятым вверх»3)

Действительность:

«Памятника Иуде», якобы поставленного в 1918 году в Свияжске по указанию самого Троцкого, не было. Его выдумал какой-то анонимный автор из газеты РПЦЗ «Церковные ведомости» (№24 за 1923 год), сославшийся на «датского писателя Галлинга Келлера», который якобы путешествовал по России и видел этот памятник.

Датский писатель Henning Kehler действительно писал о таком.4)5)

Глава «the Red Garden» (действие - летом 1918 г.). Конкретно о «памятнике Иуде» говорится на странице 156. Устанавливал некий «красный еврей», совмещавший в Sviagorod должности «председателя Совета и Коменданта города», с «фабричным именем», которое писатель не запомнил (С. 148). На еврее был серый стальной шлем с красной семиконечной звездой (a leaden grey, steel helmet with a red, seven-pointed star in front) (С. 152). Охарактеризован автором, как сумасшедший (С. 157). После установления памятника, к ужасу писателя, последовал салют из пушки тремя боевыми снарядами и передача от одного к другому поцелуя в губы. (С. 158)

Показательно, что, кроме него, этот памятник почему-то не видел никто, и ни одной его фотографии не сохранилось. Никаких упоминаний об установке данного памятника нет ни в документах, ни в воспоминаниях современников, ни в тогдашних советских газетах, в которых отмечались и гораздо более мелкие события.

Кроме того, надо отметить, что Троцкий был в Свияжске только в августе 1918-го, когда в непосредственной близости проходила линия фронта, а однажды белогвардейцам удалось даже ворваться в город. Не самое подходящее время и место для установки памятников.

От написанного остается рад вопросов: Невозможно поверить, что очевидец событий не запомнил бы фамилии Троцкого, который в те времена был известен, пожалуй, больше, чем Ленин. Да и спутать пятилучевую звезду - эмблему Красной армии с семилучевой тоже весьма проблематично.


Книга Henning Kehler, на которую ссылаются, как на первоисточник информации о "памятнике Иуде-искариоту"

1) Паасо В. Т. "Иуда Искариот"
2) Памятник Царю-Освободителю …должен бать восстановлен в Самаре
3) В городе, которого уже нет, было два Иуды/Вечерняя Казань № 113 (3055)
4) Henning Kehler
5) Русский перевод главы

религия, мифотворчество

Previous post Next post
Up