"Великий украинец" № 1 всех времен и народов по версии Вахтанга Кипиани
На телеканале Интер транслировалась передача о величайшем герое Украины - Степане Бандере. Ведущий передачи - величайший украинский журналист Вахтанг Кипиани поведал гражданам страны о том, каким героическим человеком был лидер украинских националистов.
Начало передачи изобиловало какими-то воспоминаниями каких-то поляков с труднозапоминающимися фамилиями. Мол, и «почти святостью» (!) от Бандеры, бывшего инициатором политических убийств, «веяло», и вообще, неизвестные поляки струднозапоминающимися фамилиями были от лидера украинских националистов в полном восторге.
Но главное, что бросалось в глаза и резало слух в повествовании Кипиани, готового зарыдать от вселенской скорби по безвременно покинувшему нас герою - недосказанность. Он очень красиво описывал, как Бандера входил в здание суда, как отвечал, как стоял. То есть описывал вещи, которые, в общем-то, являют собой не фактаж, а субъективные впечатления давно почивших очевидцев. А вот моменты, на которых бы следовало остановиться подробнее, журналист перепрыгивал. Комкал. Вместо фактов перед телезрителями пел хор людей в вышиванках. Потом такие же люди в вышиванках громили фашистов в клипе, тоже к чему-то приплетенном в передачу.
Было сказано - поляки посадили Бандеру в тюрьму. И, дословно - «в 1939 году Бандере удалось выйти из тюрьмы». Как это - «удалось»? «Удалось» покинуть стены «польских Соловков» человеку, приговоренному к пожизненному заключению? А может быть, его освободили Советы, занявшие в 1939-м территорию, на которой и находилась тюрьма, где томился борец за свободу Украины? Может, Кипиани просто «забыл» об этом?
Таких недосказанностей в передаче множество. В конце повествования украинский журналист со звучным именем Вахтанг, чуть не плача, высказал свою уверенность в том, что прах героя будет перевезен на родину. Мол, вместе с остальными «героями» пускай покоится. С Петлюрой да Коновальцем.
И «забыл» поведать телезрителям о том, что Коновалец в январе 1918 года отдал приказ и лично руководил казнью рабочих завода «Арсенал». Именно за это и другие преступления любителя сладостей накормили взрывоопасными конфетами, а не за «политическую борьбу».
Не рассказал журналист и о том, что после героической гибели Коновальца от коробки конфет ОУН раскололась на две части. И не поведал Кипиани, считающий себя профессионалом (о чем лично мне заявлял), как на конференции ОУН - Б (Бандеры) было решено соратников героя Коновальца уничтожить. Что и было исполнено. Решил не рассказывать матерый журналюга телезрителям, от чьих рук погибли все «правые руки» Коновальца. Кто убил Грибивского, Сциборского, Лемека, Сушко, Барановского. Свои же и грохнули. Не рассказал. Забыл. Или не знал?
Кипиани поведал о том, как был провозглашен Акт о воссоздании независимости Украинского государства от 30 июня 1941 года. Вот, мол, герои какие! Очевидная непокорность немцам гордых украинцев, готовых идти на смерть. Да вот только забыл упомянуть, что в тексте было пропечатано черным по белому: «Украинское государство будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Германией, которая под руководством вождя Адольфа Гитлера утверждает новый порядок в Европе и мире». Не очень на вызов похоже, правда? Скорее, на подобострастное лизание пятой точки.
Майор Кох, присутствовавший на сборище, о котором сейчас говорят с восторгом, изрек: «Будете делать все, что вам прикажет германское правительство».
На самом деле, непокорность была. И проявилась она в том, что оуновцами по собственной (!) инициативе во Львове были созданы отряды украинской милиции, особо отличившиеся в еврейских погромах.
Кипиани забыл рассказать о львовском погроме июля 1941-го года. Его героические бойцы ОУН провели в отместку за убийство Петлюры, которого Кипиани также назвал «героем Украины».
Геройства этого человека, в особенности - погромы и массовые убийства евреев, замечательно описаны его современниками. И прикончил этого героя Соломон Шварцбард именно за убийства во время погромов 1918-20-хх годов нескольких своих родственников. В суде за убийцу украинского «героя» вступились Марк Шагал, Шолом Аш, Ромен Роллан и многие другие, а французские присяжные вынесли вердикт - невиновен! Почему бы ведущему не порадовать телезрителей такими подробностями? Не порадовал.
Почему бы не рассказать ведущему о пункте 17 «Политических постановлений» ОУН, где было сказано «...Организация Украинских националистов уничтожает жидов как опору московско-большевистского режима...»? Опять забыл?
Почему ни слова не сказал о героических оуновцах из «Буковинского куреня», принимавших активное участие в уничтожении людей в Бабьем Яру?
Рассказал Кипиани о том, как фашистские изверги поместили Бандеру в концлагерь Заксенхаузен. Перед глазами встает светлый образ украинского героя в полосатой робе, деревянных башмаках и с тачкой, груженной тяжестями.
Однако считающий себя профессиональным журналистом Кипиани забыл уточнить, что ничего тяжелее бутерброда с колбасой Бандера в концлагере не поднимал. И жил он в отдельном бункере коттеджного типа «Целленбау», в комфортабельных условиях, которые обеспечивали службы Международного Красного Креста. Герою позволяли гулять по территории лагеря, получать продовольственные посылки и деньги от родственников. Такая вот тяжелая отсидка.
Кипиани рассказал о гибели братьев героя в Освенциме. С надрывом так сказал - «погибли». Но забыл сказать - от чьих рук. Не знает, возможно. От рук поляков-заключенных. Те их придушили в отместку за зверства оуновцев на Волыни.
Вот такая интересная передача, в которой стилизованных селян с их песнями о герое-Бандере и разглагольствований внука «героя» (а его к чему приплели-то?) намного больше, чем реального рассказа о личности одного из великих украинцев.
Что ж, будем надеяться, что следующие передачи будут сделаны профессиональнее. И, несмотря на очевидность «заказанности» всего пафосного надрыва этой примитивной агитки о Бандере, хочется верить, что профессиональный журналист Кипиани сможет-таки побороть удивительную забывчивость в следующих передачах. И рассказать правду. Как умел когда-то он это делать. Правда, очень давно…
Анатолий Шарий