1937 г.: нужны ли были массовые репрессии вождю? -II

Jun 24, 2010 18:40



1937 г.: нужны ли были массовые репрессии вождю? -II.

В ответ на мой пост «1937 г.: нужны ли были массовые репрессии вождю?» я получил очень важный комментарий от бывшего работника спецслужб, который хочу предложить вашему вниманию.

Автор: Владимир Матвеевич Сидоров, чекист, марксист, очень интересный мыслитель, которого рекомендую зафрендить. Его блог.

«Каждый, кто честно пытается проникнуть в тайну репрессий 1937 года, сталкивается с тремя трудностями: 1)Идеалистически-субъективистский подход к объяснению крупных социальных движений, стремление «объяснить» такие движения умыслом вождя, либо заговорщическими замыслами его противников. 2)Трудность понимания реальной социальной обстановки именно того периода. 3)Путаница или даже объективная невозможность выделения ОБОСТРЕНИЯ репрессий в 1937 году от общего фона закономерной и естественной работы репрессивного аппарата.

По пункту третьему: этот репрессивный аппарат не только в 1937 году, но и десятилетиями действовал в условиях: 1)Постоянной и очень острой тайной войны против всемирной коалиции спецслужб. К сожалению, этот момент непосвященным непонятен. Например, мало кто осознает то положение, которое сложилось в западных областях Белоруссии и Украины после прихода туда советских войск в 1940 году. До этого в каждой из этих областей действовали разведка, контрразведка, органы сыска, погранслужба, фискальные органы буржуазной Польши. У каждой из этих организаций в каждой области был аппарат тайных агентов-осведомителей количеством в сотни и тысячи человек. Как известно, картотека польской агентуры была захвачена немцами. Работать как перевербовками, так и «под чужим флагом» немцы умели. Остальное можно дофантазировать. 2)Исключительно острого классового противоборства, начавшегося летом 1917 года буквально со «сгона с земли» целого социального слоя помещиков, дошедшего до гражданской войны и только постепенно затухавшего в дальнейшем. К 1937 году построение «фундамента социализма», принятие новой конституции стало свидетельством именно затухания этой группы противоречий. То есть на этом направлении враг был побежден. Внутри общества сложилась новая социально-политическая ситуация. Хотя вовне (смотри пункт первый») был по-прежнему «Ганнибал у ворот!», но внутри страны этого страшного врага уже не было. И поэтому на первый план вышли противоречия среди победителей - противоречия уже самого социалистического общества. Эти противоречия сейчас у большинства проскальзывают мимо сознания.
Итак, само социалистическое общество именно в интересующий нас период стало стремительно дифференцироваться. Степень этой дифференциации трудно себе вообразить даже нам, жившим при социализме в хрущевско-брежневские времена. Вот данные по заработкам в промышленности на 1940 год и на 1984 год:

В 1940 году больше всех зарабатывали инженерно-технические работники - 696 рублей в месяц. За ними с очень большим отрывом следовали администраторы (служащие) со средним месячным заработком в 360 рублей. Средняя месячная зарплата рабочего составляла 324 рубля.
Так было при «диктатуре пролетариата». Интересно сопоставить эти данные с порядками, которые воцарились в «общенародном государстве».
В 1984 году на первом месте по зарплате в промышленности уже были администраторы (служащие) с показателем 220 рублей в месяц. «Получка» рабочих составила 205 рублей в месяц. А ИТР оказались оттесненными на третье место с результатом 160 рублей.

Дифференциация в 30-е годы, противоположная привычной нам картине, не могла проходить безболезненно. У меня сейчас под рукой нет постановления Политбюро ВКП(б) о повышении роли мастера на производстве. Ограничусь утверждением, что такое постановление где-то в середине тридцатых годов принималось. Им уравниловка и третирование мастера (известное нам в «застой» посылание мастера за водкой под угрозой прекращения работы) - такие вещи объявлялись «контрреволюционным преступлением». Кстати, и «ударные бригады» ударяли, между прочим, и по рабочей среде - в них объединялись молодые, энергичные, желающие заработать побольше, игнорируя обычное «нытье» середнячков.

Не могло безболезненно стать так, чтобы появился слой, который «тяжелее блокнотика ничего не поднимает», но вознаграждается значительно больше вкалывающего ломом и лопатой. В Китае хунвейбины объявляли «контрой» еще и каждого, кто играл в шахматы. Тот же самый механизм в весьма схожих условиях приводил к репрессиям в весьма разных странах. У нас бесчинств и расправ на улицах не было. Но мордобоев в отношении специалистов на производствах, сталкиваний их под вагонетки и буквально шквала доносов на «новую буржуазию» хватило, чтобы речь пошла о крупном социальном движении. И если мы договоримся именно вот ЭТО рассматривать как «необоснованные репрессии 1937 года», то нам станет понятна и логика высшего военно-политического руководства страны, и логика чекистов (которые были как правило из семей небогатых, которые симпатизировали слоям «обиженным»), и логика «преступников», и логика доносчиков. И станет понятно, почему данное социальное движение (оно маскировалось еще и под «борьбу против бюрократии») нельзя было остановить иначе, как волной обратных репрессий.

Здесь вполне уместен вопрос, могло ли такое повториться, скажем в 1985-1986 годах, когда руководство СССР объявило об «ускорении социально-экономического развития»? Мой ответ: не могло! Почему? - Вследствие СОСТОЯНИЯ нашего общества в тот период. Берусь это проиллюстрировать одним личным опытом. В тот период я как-то неудачно подвернулся под руку руководству и был вопреки моей основной линии работы направлен на металлургический завод разобраться со случаем умышленного разъединения конвейера с ущербом в десятки тысяч тогдашних рублей. Я выбрал такой кабинет, что в него можно было войти с территории предприятия и выйти за территорию, минуя проходную. Приступил к опросу очевидцев, причем ставил непременное условие: после беседы каждый, минуя проходную, шел сразу домой. Через две-три беседы по заводу разнеслось: КГБ ВСЕХ арестовывает! Виновного мне привели сразу, и он тут же все признал и написал. Мотивом его действий было желание поскорее выпить. Именно поэтому он выбил палицу и разъединил конвейер в надежде, что теперь работу «отменят», и он пойдет в гастроном. Когда я вернулся к руководству с объяснениями виновного, то оказалось, что руководству уже звонили. Весь завод стал ходатайствовать за эту пьянь, чтобы его не судили. О государственных интересах на десятки тысяч рублей никто не вспомнил. Естественно, что при ТАКОМ настрое общества никакого повторения событий 1937 года было невозможно».

Ну с постановлением-то про мастеров мы Владимиру Матвеевичу поможем))

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 27 мая 1940 г. «О повышении роли мастера на заводах тяжелого машиностроения»

Источник: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 752-757.
Цитирую отсюда.

«Задачи правильного руководства предприятиями социалистической промышленности требуют решительного укрепления роли мастера на производстве. Мастер должен обладать всеми необходимыми правами для того, чтобы успешно осуществлять свои обязанности как непосредственный организатор производства.
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) констатируют, что вследствие неправильной практики хозяйственных организаций и явной недооценки важной роли мастера со стороны многих хозяйственных руководителей в настоящее время мастер на заводах тяжелого машиностроения не является подлинным организатором производства, так как он не распоряжается расстановкой  рабочей силы, не имеет права устанавливать тарифные разряды, поощрять подчиненных ему лиц и налагать на них взыскания, не участвует в приемке и сдаче готовой продукции. Мастер не несет ответственности за нормирование труда и стоит в стороне от пересмотра норм выработки и расценок. Мастер не распоряжается фондом заработной платы на своем участке работы и материально не заинтересован в экономном его расходовании.
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) считают совершенно ненормальным и недопустимым установившийся порядок, когда на выполнение своих основных обязанностей - правильную расстановку рабочих на производстве, инструктаж каждого рабочего, контроль и наблюдение за работой оборудования, контроль за ходом технологического процесса, за качеством продукции, своевременное предупреждение брака - мастер затрачивает только меньшую часть своего рабочего времени. Большую часть рабочего времени мастер непроизводительно затрачивает на получение деталей, инструмента и материалов, а также на выполнение различного рода конторских работ, что приводит к длительным отлучкам мастера и к оставлению руководимых им рабочих без технического надзора.
Существующая система оплаты труда мастеров не заинтересовывает их материально в улучшении производственных показателей. Заработная плата мастера во многих случаях ниже заработка квалифицированных рабочих. В результате такого неправильного соотношения заработной платы мастеров и рабочих тормозится выдвижение лучших стахановцев и назначение инженеров и техников на должности мастеров, в то время как высокий уровень технического оснащения нашей промышленности, быстрый культурно-политический рост рабочих кадров требуют, чтобы мастерами работали высококвалифицированные работники.
Руководители многих заводов и цехов своим безразличным отношением к работе мастера принижают его авторитет, не считают нужным советоваться с ним по важнейшим производственным вопросам, вмешиваются в его функции, отдают распоряжения рабочим через голову мастера. Нередко совершенно правильные действия мастеров, направленные на борьбу с нарушителями трудовой дисциплины, не получают должной поддержки со стороны вышестоящих руководителей предприятия. Плановые работники, диспетчеры и технологи в цехах зачастую самочинно, без согласования с мастером, вносят изменения в производственное задание, технологический процесс, в порядок работы и расстановку рабочей силы.
Таким образом, условия, в которые поставлен мастер, зачастую не дают ему возможности стать подлинным организатором производства, умаляют его роль, снижают его ответственность за состояние трудовой дисциплины, за выполнение производственной программы и за улучшение качества продукции.
Принижение роли мастера идет во вред интересам социалистической промышленности и государства.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Установить, что мастер является полноправным руководителем на порученном ему участке производства и несет ответственность за выполнение задания по всем показателям.
2. Установить, что мастер непосредственно подчиняется начальнику цеха. В цехах, где имеются старшие мастера или начальники смен, мастер подчиняется соответственно старшему мастеру или начальнику смены.
Начальники цехов обязаны своевременно давать мастерам производственные задания с количественными и качественными показателями и устанавливать фонды заработной платы для выполнения задания.
Все распоряжения цеховой администрации передаются рабочим только через мастера, который и отвечает за их выполнение.
3. Разгрузить мастера от несвойственных ему функций и в необходимых случаях установить при мастере должность конторщика-учетчика, который ведет производственную документацию, учитывает поступление материалов, сырья, инструмента и т.д.
4. Предоставить мастеру право налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой дисциплины и дезорганизаторов производства. Предоставить мастеру право с утверждения начальника цеха принимать и увольнять рабочих.
5. Предоставить мастеру право распоряжаться установленным для выполнения производственного задания фондом заработной платы, устанавливать тарифные разряды в соответствии с тарифно-квалификационным справочником и сданной рабочими пробой.
Восстановить на всех заводах тяжелого машиностроения при установлении разряда рабочим и при переходе из разряда в разряд сдачу пробы.
6. Предоставить мастеру право поощрять рабочих за высокие производственные показатели, образцовую работу и выполнение в срок заданий, для чего выделить в его распоряжение из установленного фонда заработной платы премиальный фонд в размере до 2% от общего фонда заработной платы подчиненного ему штата; расходование этого премиального фонда производить при отсутствии перерасхода фонда заработной платы, установленного за выполнение производственного задания.
7. Установить, что мастер обязан своевременно производить пересмотр норм выработки и расценок, особенно в случаях проведения организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда.
8. Возложить на мастера обязанности:
а) правильно расставлять рабочих;
б) своевременно выдавать рабочим наряды на работу;
в) следить за полным и своевременным обеспечением рабочих инструментом, сырьем и материалами;
г) инструктировать и оказывать помощь рабочему в выполнении данного ему задания;
д) обходить рабочие места и проверять соблюдение рабочими технологического процесса и правил техники безопасности;
е) следить за обеспечением высокого качества продукции и предупреждать брак и недоделки;
ж) наблюдать за технически правильной эксплуатацией оборудования;
з) сдавать в ОТК изготовленную продукцию;
и) производить приемку и сдачу смен.
9. Установить, что мастер обязан внедрять стахановские методы работы и оказывать помощь молодым, вновь принятым рабочим в повышении их квалификации.
10. Возложить на мастера ответственность за состояние трудовой дисциплины и за полное и производительное использование рабочего дня руководимыми им рабочими.
11. Установить, что мастер несет ответственность за правильное использование и полную загрузку оборудования, за правильное расходование фонда заработной платы, материалов, сырья и использование инструмента.
12. Установить, что мастер назначается из числа инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих. Лица, не имеющие технического образования, назначаются на должность мастера только после проверки в аттестационной комиссии предприятия.
13. Установить, что назначения, перемещения и увольнения мастеров производятся директорами предприятий по представлению начальников цехов.
14. Повысить с 1 июня 1940 г. заработную плату мастерам заводов тяжелого машиностроения с таким расчетом, чтобы их заработная плата была выше средней заработной платы квалифицированных рабочих.
Установить мастерам следующие оклады в месяц (в руб.):
а) для заводов: Кировского, Уралмашзавода, Коломенского, Ново-Краматорского, "Красный Профинтерн", Ворошиловградского им. Октябрьской революции, Краматорского им. Орджоникидзе:

Категория цехов
 I
 II
 III
 Оклады для старших мастеров
 950-1100
 900-1000
 800-900
 Оклады для мастеров
 800-900
 750-800
 650-750

б) для заводов: "Красный пролетарий", станкозавода им. Орджоникидзе, "Русский дизель", фрезерных станков (Горький), "Фрезер", им. Калинина, "Калибр", им. Свердлова, им. Воскова, "Двигатель революции", им. Кирова (Ленинград), им. Январского восстания, шлифовальных станков, "Комсомолец", Станколит, Центролит (Ленинград), им. ЦК машиностроения, им. Ленина (в Одессе), Харьковского, станков-автоматов (Киев), Станкоконструкция, им. Сталина (Воронеж), "Красный металлист", "Подъемник", Московского инструментального, Выксунского, завода "Ильич" (Ленинград), Челябинского абразивного, Краснодарского, им. Калинина (ГУКПО):

Категория цехов
 I
 II
 III
 Оклады для старших мастеров
 850-950
 800-900
 700-800
 Оклады для мастеров
 700-800
 650-750
 550-650

в) для всех остальных заводов Наркомтяжмаша:

Категория цехов
 I
 II
 III
 Оклады для старших мастеров
 750-850
 700-800
 600-700
 Оклады для мастеров
 600-700
 550-650
 500-550

К I КАТЕГОРИИ ЦЕХОВ ОТНОСЯТСЯ ЦЕХИ:
сталелитейные, прокатные, механические, механосборочные, цехи металлоконструкций, изготовляющие конструкции мостов и краны; термические цехи, производящие термообработку легированных сталей. Кроме того, на заводах: Кировском, Уралмашзаводе, Краматорском им. Сталина, Краматорском им. Орджоникидзе, Коломенском, Ворошиловградском паровозостроительном и "Красный Профинтерн" цехи чугунолитейные, кузнечно-прессовые, инструментальные, ТЭЦ.

КО II КАТЕГОРИИ ОТНОСЯТСЯ ЦЕХИ:
чугунолитейные, меднолитейные, кузнечные, инструментальные, модельные, арматурно-механические, котельные, термические, электросиловые. Кроме того, транспортные и ремонтно-механические цехи заводов: Кировского, Уралмашзавода, Краматорского им. Сталина, "Красный Профинтерн", Ворошиловградского паровозостроительного, Коломенского.

К III КАТЕГОРИИ ОТНОСЯТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЦЕХИ.

15. Ввести премиальную систему оплаты старших мастеров и других мастеров по следующим показателям:
а) за перевыполнение месячной производственной программы при полном соблюдении качества и комплектности продукции: за каждый процент перевыполнения программы от 3 до 5% месячного оклада. При условии равномерного выпуска продукции по декадам премия за перевыполнение производственной программы увеличивается на 20%.
Оплату премии мастеру производить ежемесячно по результатам его работы, независимо от результатов работы всего цеха;
б) за экономию фонда заработной платы в течение месяца при условии полного выполнения программы выплачивать мастеру дополнительную премию в размере от 25 до 50% от экономии фонда заработной платы.
16. Предоставить право начальнику цеха за несоблюдение установленных норм расходования, материалов, топлива, а также фондов заработной платы лишать мастера частично или полностью установленной премии.
17. Предоставить право директору завода выплачивать мастерам целевые премии за выполнение задания по освоению новых производств.
* * *
СНК СССР и ЦК ВКП(б) выражают уверенность, что правильное проведение настоящего постановления обеспечит за мастерами руководящую роль на производстве, повысит их ответственность за состояние организации труда и создаст все необходимые условия для выполнения и перевыполнения производственной программы на предприятиях тяжелого машиностроения».

архивная полка, репрессии, спецслужбы, ссср

Previous post Next post
Up