17 июня 1991-го года на закрытом заседании Верховного Совета СССР глава КГБ Крючков огласил ранее секретный документ, составленный ПГУ для ЦК КПСС и датированный 24 января 1977 года.
Записка КГБ СССР в ЦК КПСС"О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан"
"По достоверным данным,полученным КГБ,последнее время ЦРУ США на основе анализа и прогноза своих специалистов о дальнейших путях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности,направленной на разложение советского общества и дезорганизацию социалистической экономики.В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан,проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой,экономикой и наукой Советского Союза.
ЦРУ разработало программы индивидальной подготовки агентов влияния,предусматривающей приобретения ими навыков шпионской деятельности,а также их концентрированную политическую и идеологическую обрабтку.Кроме того-преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства.
Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво,не считаясь с затратами,вести поиск лиц,способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппрате управления и выполнять сформулированные противником задачи.При этом ЦРУ исходит исходит из того,что деятельность отдельных,не связанных с собой агентов влияния,проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний,будет координироваться и направляться из единого центра,созданного в рамках американской разведки.
Юрий Андропов и его правая рука Владимир Крючков
По замыслу ЦРУ,целенаправленная деятелность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе,задержит развитие нашей экономики,будет вести научные изыскания по тупиковым направлениям.При выработке указанных планов американская разведка исходит из того,что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях.
По заявлениям американских разведчиков,призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан,осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами прграмма будет способствовать качественным в различных сферах жизни нашего общества,и прежде всего в экономике,что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов.
КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки".
Крючков и Шебаршин, Джелаллабад, 1988 г.
Однако, в книге А.П. Шевякина «Загадка гибели СССР» исследующей процессы, повлекшие за собой разрушение СССР, о самом Крючкове пишется:
«Кроме того, что В. А. Крючков установил особые каналы с руководителями западных спецслужб, он сделал еще многое. Кресло первого руководителя единственной советской политической спецслужбы он занял совершенно не случайно.
В задачу В.А. Крючкова как специалиста по разведке входило создание и проведение либо отдельных акций прикрытия к каждому мероприятию, либо же операций прикрытия ко всей деятельности: «Каждое мероприятие по отдельности не выглядело как контрреволюция, а их связь не обнаруживала себя очевидным образом» [22. С. 3]. Одной из важнейших задач разведок, может быть, даже самой важной, является задача контрразведывательная - выявление вражеской агентуры в своем стане. Только так можно будет обезопасить свою разведдеятельность: надежный тыл позволяет самому разведчику работать без опасения провала. (Причем понимается, что обратная сторона занята в принципе тем же самым.) К «эксклюзивной» задаче на посту начальника разведки и председателя КГБ СССР В.А. Крючкова относилось уничтожение любого разведчика спецслужб США, аналитика или руководителя, вознамерившегося выдать информацию относительно «совместной революции», и мы еще об этом скажем. При этом совершенно необязательно все было делать самому. Как раз наоборот, необходимо было как можно больше и лучше использовать других, заставив работать их «втемную», чтобы как можно дольше оставаться в числе и без того многочисленных «засланных казачков». В.А. Крючков в своих мемуарах по этому поводу пишет: «В донесении, адресованном лично мне, разведчик сообщал, что в ведущих капиталистических странах в ближайшее время ожидают самого тяжелого развития ситуации в Советском Союзе. "Речь идет, - писал он, - о прекращении существования нашего государства. Осведомленные источники говорят об этом как о факте, который наверняка свершится, потому что, судя по всему, в Москве никто не пытается предупредить такое трагическое развитие событий".
Сам нелегал отказывался понимать, почему нельзя помешать всему этому...» [35.Ч.2.СС. 153-154].
Последнее фото в кабинете председателя КГБ СССР. 1991 год.
В.А. Крючков на закрытой сессии Верховного Совета СССР выступил перед депутатами с сообщением об агентуре влияния именно тогда, когда уже были предрешены августовские события. Таким образом, он дал сигнал ряду непосвященных: он-де не желал такого исхода. И лишь спустя много времени о нем стали говорить как о таком же агенте, каких он «разоблачал» сам. Но он-то «разоблачал» деятельность того же А.Н. Яковлева и только тех, кто уже сам себя давно раскрыл: «Когда А. Головченко, журналист из «Правды-5», брал у Крючкова интервью, то в числе заданных вопросов был и такой:
«- Однако, Владимир Александрович, есть и другая версия неудачи. Как свидетельствовал Егор Яковлев в «Общей газете», в ночь на 19 августа российский президент вернулся из Алма-Аты от гостеприимного Н. Назарбаева в «нетранспортабельном состоянии». Верно ли, что первоначально в планах ГКЧП была встреча Б. Ельцина в аэропорту сотрудниками КГБ, препровождение его «на отдых» в Завидово и разъяснение смысла выступления ГКЧП? А вы позволили ему беспрепятственно проехать в «Белый дом». Тут уж Хасбулатовы, Руцкие, Шахраи, Бурбулисы сделали свое дело...»
Крючков не стал отрицать того, что содержалось в вопросе, но от ответа уклонился. Он уклонился от вопроса, в подтексте которого был, как бы заложен другой куда более важный, КЛЮЧЕВОЙ вопрос: не был ли ГКЧП спланирован как грандиозная провокация для нанесения сокрушительного удара по Советскому Союзу?» (45. С.2). Все это делалось небескорыстно: по информации газеты "Завтра [4.119. С.1)В.А. Крючков был удостоен награды ФРГ за сдачу и развал ГДР и развал Берлинской стены Вместе с Горбачевым.
В.А. Крючковым решалась и задача подстраховывания на случай провала сценария событий августа-91. Во всяком случае, только так можно трактовать его действия, когда под его руководство были сведены воедино элитные воинские соединения: 103 дивизия ВДВ и 75-я мотострелковая дивизия (согласно решению Совета Безопасности СССР № 314/3/01 от 3 января 1990 г.); 48-я мотострелковая дивизия и 27-я отдельная мотострелковая бригада (согласно постановлению Совета Министров СССР от № 587-82 от 16 июня 1990 г.), а в апреле 1990 г., согласно приказу Председателя КГБ СССР № 0266, было организовано Управление по руководству специальными частями войск КГБ СССР. Готовились имитировать действия по подавлению массовых беспорядков, разыгрывая бесконечные Тбилиси-89, Баку-90, Вильнюс-91 и т.д., и на тот случай, если вдруг армия выйдет из-под контроля, не желая больше порочить свою репутацию.
Международный клуб женщин-журналисток "33 + 1" и Крючков
Приведем и еще один пример, причем весьма знаковый, как это сейчас любят называть. Один из офицеров контрразведки сообщает: «...почти все агенты иноразведок из числа советских граждан были выявлены не в результате срабатывания какой-то системы контрразведывательных мер. В СССР в отличие от зарубежных стран такой системы не было и нет. В свое время ее пытался разработать и внедрить бывший начальник Второго главного управления КГБ генерал Григоренко. Но в начале 1980-х годов он был снят с должности в связи с осуждением его заместителя за контрабанду. Когда я пытался сделать нечто подобное на своем участке работы, руководство Второй службы поднимало меня на смех, называя подобные попытки Григоренко причудами старика» [33. С. 29]. Остается прокомментировать это только в сослагательном наклонении. Дескать, может быть, если бы генералу Григорию Федоровичу Григоренко судьба позволила внедрить такого рода систему, да наполнить ее соответствующими людьми, то никакой и «перестройки» не было бы».