Настало время положить конец войнам исторической памяти!

Mar 29, 2010 03:26


«Первый закон истории - бояться любой неправды, а потом - не бояться любой правды»
Цицерон

В Киеве 28 марта 2010 года завершила работу Международная научно-практическая конференция «Русская история в школьных учебниках: Опыт преподавания истории в странах СНГ и Балтии».

Инициаторами проведения конференции стали Всеукраинская общественная организация «Русская школа», Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина», Международная молодежная организация «Большая перемена», Представительство Россотрудничества в Украине, Фонд содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское единство» (Российская Федерация).

В работе конференции приняли участие известные политики, ученые, методисты, преподаватели высшей и средней школы Украины, Российской Федерации, Белоруссии, Молдовы, стран Балтии. На конференции обсуждалась ситуация, сложившаяся в странах бывшего СССР в системе исторического образования, проблемы координации академической исторической науки и образовательного процесса, политизации образования, историй новых независимых государств.

В большинстве стран СНГ и Балтии стали придерживаться нациецентричного направления исторического образования, в основу которого с самого начала были заложены антисоветские и антикоммунистические идеи, переросшие со временем в антирусские. В современной Украине пошли по тому же пути. Основное поле битвы сейчас в формировании т.н. «украиноцентричной концепции истории», ограничения употребления русского языка использование как нациетворческого элемента манипуляций вокруг голода 1932-33 годов - дети и молодежь.Пересмотр советской и дореволюционной истории, её фальсификация, приводят к тому, что, история новых постсоветских государств преподносится преимущественно как многовековая борьба народов этих стран за независимость.Риторика неизменна, меняется только географическая привязка - то это северный сосед, то восточный, то северо-восточный. И как следствие - уничтожение памятников русской и советской истории.

Искажая реальные исторические события, принося в угоду политической конъюнктуре общечеловеческие ценности (верность, долг, воинская доблесть, любовь к Родине, жертвенность во имя жизни будущих поколений), власти ряда постсоветских государств посредством исторического образования взращивают в своих гражданах агрессию и ненависть к России, сеют вражду между народами, питают внутри- и межгосударственные конфликты.

Граждан постсоветских государств, особенно детей и молодёжь, пытаются сделать заложниками целенаправленной националистической политики государственного регулирования исторического знания. Вместо национальных историй появились её националистические извращения. Навязывается выборочное отношение к фактам прошлого, вычеркиваются из истории славные имена. Россия превратно изображается главным виновником бед и потрясений народов государств СНГ и Балтии, злейшим их врагом. Перечёркивается память о родстве славянских народов, единых корнях русских, украинцев и белорусов, о совместной созидательной деятельности других народов постсоветского мира.

В практике преподавания истории в странах СНГ и Балтии сложилась тенденция принуждения к отказу от общероссийского исторического прошлого, русского языка и культуры, тысячелетних духовно-нравственных ценностей.
Предпринимается всё возможное, чтобы в интерпретациях прошлого противопоставить русский народ и другие народы исторической России, а в настоящем - народы новых государств по признаку этнической принадлежности, языка, культуры.

Ещё более страшные, но пока невидимые, вещи происходят в школьных учебниках.
Важнейшей особенностью школьного образования является то, что оно влияет на способ мышления человека, формирует его мировоззрение. Забывая события и даты, ученики воспринимают модель мышления, заданную учебником, осознают себя во времени и в пространстве, идентифицируют себя с определёнными сообществами, а также составляют представление относительно других сообществ. Поэтому образ других народов или собственный образ зависит от того, как нас учили в детстве, в том числе, истории.

Поэтому, по убеждению участников конференции, историческое образование должно базироваться, прежде всего, на принципах объективности и научности, на положительных примерах взаимоотношений соседей. Не должно быть места в учебниках злобе и вражде, жестокости и лжи.

По итогам конференции была принята резолюция, которая будет направлена в парламенты, министерства образования и науки, Академии Наук стран СНГ и Балтии, средства массовой информации.

Участники конференции выступили с инициативой:

1. Предложить парламентам государств СНГ и стран Балтии провести парламентские слушания «Государственные концепции исторического образования и практика их реализации» с целью недопущения проникновения националистической и этнократической идеологии в системы образования. Особое внимание при выработке концепций исторического образования уделить региональной истории.
2. Рекомендовать министерствам образования и науки СНГ и стран Балтии приступить, по примеру ряда государств Европы, к разработке совместимых курсов истории, исключив из школьных учебников элементы политизации и двусмысленные трактовки прошлого.
3. Предложить руководителям институтов истории Академий Наук стран СНГ и Балтии провести совместное заседание по теме «Научный уровень содержания школьных учебников истории и профессиональная этика историка: мировой и отечественный опыт» для выработки рекомендаций по внесению изменений в образовательные стандарты.
4. Для развития русской школы, сохранения традиций русского образования ходатайствовать перед главами государств СНГ и Балтии о подготовке и подписании соглашения о взаимном признании дипломов о высшем профессиональном образовании, о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук.
Обеспечить равноправие языков в образовании.
5. Продолжить практику проведения международных конференций по проблемам исторического образования, изучения русского языка и литературы. Считать целесообразным создание специального Интернет-ресура «Рассказчик», разоблачающего всевозможные «националистические нарративы».
6. Подготовить для учителей школ сборник очерков «Школьная история в постсоветское время».
7. Считать целесообразным создание в Киеве неправительственной организации - Институт «Украина - Россия» - с задачами изучения всего многообразия новейшей проблематики межкультурных, международных и межгосударственных взаимоотношений.
8. Опубликовать материалы Международной научно-практической конференции «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии» и направить их руководителям высших органов законодательной, исполнительной власти.

На конференции был также представлен ряд проектов, которые реализуется в Украине преподавателями, которые пока, увы, без организационной и финансовой поддержки, зачастую только на энтузиазме и неравнодушии восстанавливают порушенные связи нашей общей исторической памяти.

Так, уже несколько лет проводится на Украине среди школ интеллектуальная игра "Знаю". Сначала в ней принимали участие 8-9-е классы, теперь и десяти- - одиннадцатиклассники. Задействовано уже в ней около 15 тысяч школьников, в ближайшем будущем планы - выйти на пространство СНГ.

Состоялась также презентация Международного проекта-реквиема «Летят журавли», посвященного 65-летию Победы. «Мы достаточно долго думали, каким сделать этот проект, где дать ему начало. И самое главное - как донести молодому поколению правду о войне, - рассказал один из организаторов проекта, руководитель «Русской школы» Александр Кондряков. - Есть память разума, где «помещаются» все знания о Великой Отечественной войне. И, есть, как писали Толстой и Достоевский, «ум сердца», память сердца, которая способна хранить впечатления и переживания до тех пор, пока оно бьется. Нам показалось необходимым сформировать целостную концепцию и надеемся, что и ум, и сердца молодых участников нашего проекта не останутся равнодушными».

О Великой Отечественной войне пока мы узнаем от непосредственных ее участников.Но, как ни странно, спустя 65 лет многие события начинают покрываться налетом современной «правды», и уже сегодня, как скажем, в нынешней Украине информация об УПА подается как нечто сверхгероическое и «истинно национальное». Как молодым разобраться, где правда, где ложь?

Искусство не только обнажает ложь, но и открывает точку истины. Поэтому организаторы проекта решили обратиться к «важнейшему из искусств» - кино, и предложить молодому поколению ознакомиться с лучшими фильмами о войне, созданными современниками военного лихолетья. Это не просто произведения подлинного киноискусства, они наполнены дыханием суровой правды очевидцев.

Задача проекта - как можно более широко показать фильмы молодежной аудитории. Помимо этого, авторы проекта предлагают участникам встретиться с ветеранами, глубже познакомиться с военными событиями в своем крае, и более широко - в мировой истории.

«Когда знакомишься, соприкасаешься с чем-то настоящим - фильмом, книгой, песней, картиной художника, то в сердце остается живой след. И потом это глубокое переживание невольно отражается на каждом поступке в дальнейшей жизни человека. Это и есть живая жизнь культуры, которая передается от одного поколения другому, - сказала директор гуманитарных программ Российского центра науки и культуры в Киеве Л. Чижова. - Разнообразная программа и мероприятия, которые разработаны для реализации проекта, свидетельствуют о том, что его организаторы в лице, прежде всего, «Русской школы» отнеслись к своему детищу с большим пониманием и важности темы Великой Отечественной, и ее воплощения именно здесь, в Украине, которая испытала все тяготы военного лихолетья!»

По замыслу организаторов, накануне 9 мая участники проекта отправятся по партизанским тропам Украины и Белоруссии, в частности, посетят место дислокации партизанского отряда дважды Героя Советского Союза Дмитрия Медведева (Щорсский р-н, Черниговская область). Однако и после празднования знаменательной даты тема Великой Отечественной войны не будет исчерпана, и проект продолжится. По словам А. Кондрякова, летом поисковики и активисты международной акции «Летят журавли» соберутся вместе уже на территории России - в молодежном лагере на Волге - отдохнуть и обсудить совместные планы на будущее.

Организаторы любезно предоставили для ознакомления промо-ролик проекта "Летят журавли", к созданию которого приложили руку русские, украинцы, татары, в сердце которых бьется память о наших великих предках и общем историческом наследии:

image Click to view



Для тех, кому удобнее смотреть в rutube:

image You can watch this video on www.livejournal.com

снг, образование, школа, идентичность, память, россия, великая отечественная

Previous post Next post
Up