Для понимания эпохи, которую принято называть «сталинской», важно знать не только внешнюю канву того или иного события. Необходимо разобраться в невероятно сложных переплетениях причин, страстей и амбиций десятков исторических персонажей, ибо все это в той или иной степени влияло на принятие Сталиным политических и государственных решений. Для этого следует внимательно и глубоко работать с документами различного характера. А их, слава Богу, сохранилось немало, - рассказывает заместитель директора РГАСПИ, академик АПСН Сергей Котов. - Здесь нет мелочей: порой вполне заурядный, на первый взгляд, документ может привести ученого к неожиданному открытию, говорящему об очень многом. В последние годы число специалистов, работающих над сталинской темой в нашем архиве, не убывает. Достаточно посмотреть на формуляры исследователей, занимающихся в читальных залах, и будет ясна вся география гостей нашего дома на Большой Дмитровке. Тут историки из США и Франции, Германии и Новой Зеландии, Финляндии и Индии, Венесуэлы и Марокко... Более чем из 40 стран мира! Следует сказать, что многие из них понимают: оценка роли Сталина в советской и мировой истории невозможна без осмысления всего того, что случились в СССР и мире в сталинские времена. Осмысления в их единстве.
Разрывать единое историческое пространство и препарировать его клочки - значит, обречь себя на непонимание происходившего со страной и ее вождем в те годы.
В великолепном читальном зале архива знакомимся с одним из тех, кто работает здесь с документами советской истории. Дэвид Макфильд, аспирант из Бостона (США), собирает материалы о развитии советской системы образования в 40-60-е годы прошлого века.
- Я думаю, - говорит он, - что именно внимание к системе образования в СССР позволило вырастить поколение, которое было способно развить высокотехнологичные секторы экономики вашей страны, прежде всего в сфере обороны и освоении космоса. Чем больше я знакомлюсь с документами высших органов компартии Советского Союза, тем больше я понимаю, как системно решалась задача укрепления средней и высшей школы в СССР. Достаточно проанализировать повестки для заседаний политбюро и секретариата ЦК КПСС, как становится совершенно ясно: в этой стране денег на систему образования, особенно - на высшую школу не жалели. И именно использование государственных ресурсов на эти цели выгодно отличало развитие советской системы образования от американской.
А Симона Рейн из Канады изучает в архиве документы по теме «Сталин и развитие советской науки». В беседе с корреспондентом «
Столетия», говоря о своей будущей книге, она замечает:
- Вокруг этой темы ходит немало мифов, и главный из них такой: вся советская наука сделана в «шарашках», о которых писал ваш знаменитый писатель Александр Солженицын. Между тем, анализируя решения высших партийных органов КПСС о развитии Академии наук СССР, можно сделать вывод, что в 30-50-е годы в стране была построена мощная индустрия науки.
Да, были и «шарашки», но мне кажется, что по-настоящему важнейшие вопросы фундаментальной науки решали в недрах Академии наук, и государство делало немало для успешной работы ученых.
Особенно меня удивило, какое количество различных премий для них в те годы существовало. Они присуждались выдающимся деятелям науки регулярно и массово. Особенно меня удивило, что Сталин сам внимательно изучал списки награждаемых и мог вполне точно вписать в предложенный его вниманию список кандидатов имя ученого, который занимался важными для страны научными исследованиями. Пометки, сделанные сталинской рукой на полях этих списков - свидетельство того, что он знал лично очень многих научных светил и понимал значение их исследований для развития научно-технического потенциала страны.