Обзор от Вячеслава ПиховшекаСаммит НАТО дает много пищи для размышлений, как может развиваться ближайшее будущее Украины.
Тем более, по этой теме были вопросы уважаемых читателей Елены Льошенко и Татьяны Яшиной.
Сайт Порошенко 7.07. сообщил, что у него ожидают, что «в результате встреч на высоком уровне в Варшаве, где состоится саммит НАТО, будут наработаны механизмы, которые заставят Россию выполнять Минские договоренности».
Этого не было. Очередная болтовня от Порошенко.
Но в решении комиссии «Украина-НАТО» от 9.07. было сказано: «мы выражаем твердую поддержку полного выполнения Минских соглашений и приветствуем работу, проводимую в формате Нормандии и Трехсторонней контактной группы для урегулирования конфликта дипломатическими средствами и посредством диалога. Мы призываем все стороны в полной мере выполнять взятые обязательства, в том числе - о перемирии и о проведении местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, как только будут созданы необходимые условия по безопасности в соответствии с Минских соглашений. Мы призываем Россию прекратить свою политическую, военную и финансовую поддержку боевиков и выполнять свои обязательства в рамках Минского пакета мер, включая вывод российских войск и военной техники с территории Украины, а также позволить Украине восстановить полный контроль над ее государственной границей».
Отсюда зафиксируем такой вывод.
На Западе убеждены, что Россия продолжает «политическую, военную и финансовую поддержку боевиков» - иначе бы не призывали ее «прекратить».
На Западе призвали Россию вывести российские войска и военной технику», а значит, убеждены, что они на Донбассе есть. Неизвестно, обладают ли западные службы документальными подтверждениями своих выводов, но эта мысль уже попала в официальные документы, и это меняет дело.
И сразу зафиксируем второй вывод. От Киева в этом тексте не потребовали ничего.
Потому и третий вывод: нынешнее положение вещей, «вялотекущая война» на Востоке будет продолжаться. Порошенко получил на нее санкцию. А возможен ли иной вывод?
Теперь углубимся в контекст Варшавского саммита, чтобы проанализировать еще кое-что.
Накануне саммита было два «смягчающих» заявлений лидеров Франции и Германии.
Олланд 8.07: "Россия - партнер, который, правда, может, и мы это видели в Украине, использовать силу, которую мы осудили, когда Россия аннексировала Крым".
Меркель, 9.07.: «восточные измерение НАТО, расширение и усиление присутствия в странах Балтии. Речь идет о реализации мер, одобренных еще на саммите в Уэльсе два года назад».
Генсек НАТО Столтенберг высказался на саммите жестче: «Мы увеличиваем наше военное присутствие в Балтийских странах и в Польше, но, без сомнения, это является реакцией на то, что Россия сделала в Украине. Никто не говорил о военном присутствии до Украины, до незаконной аннексии Крыма. То, что мы делаем, направлено на оборону, пропорционально и полностью соответствует нашим международным обязательствам".
Были сказаны и ритуальные слова о «необходимости диалога с НАТО с Россией».
Не будучи специалистом, я разговаривал с военными аналитиками в других странах мира (не Запада, и не РФ), и складывается вот какая интересная картина.
Ничего существенного Запад не делает. Для РФ представляют угрозу некоторые системы ПРО, но не наземные соединения, которые передислоцируют в регион. Но разместят мало войск - четыре батальона численностью в 1 тыс. человек каждый в странах Балтии и Польше на ротационной основе.
При этом говорят, что к концу 2017 г. США развернут в Европе войска и вооружения в размере около одной дивизии, скорее всего в Польше, в рамках планов довести в течение 2017 г. присутствие военных НАТО в Польше до 10 тыс. чел.
В украинских СМИ разгонялся, как главный мессидж, то, что Украина не получила ни в одном документе упоминания о том, что может быть членом НАТО. Порошенко о членстве в НАТО не просил. Так как Порошенко любит бессодержательно высказываться, то отсутствие его желания в альнс, разумеется, объяснить можно только тем, что влиятельный западник ему сказал не заниматься дурью и не поднимать этот вопрос.
Но при этом утвержден комплексный пакет помощи (КПП) Киеву, который предусматривает "углубленное партнерство" Украины и НАТО: 40 новых направлений сотрудничества и помощи Украине, в которых НАТО будет поддерживать Киев на пути реформ».
Разумеется, без детального знания, что входит в эти 40 направлений, говорить о чем-то конкретном невозможно.
Но некоторые выводы можно сделать и по этой информации. Что случившееся в Варшаве сулит Украине в самом плохом для нашей страны случае?
Россия, судя по всем документам, признана новым героем «холодной войны». Я думаю, что возвращение во времена где-то около 1974 года, разгара прежней «холодной войны».
Украине что-то дают, но пока с уверенностью нельзя говорить, что летальное оружие.
Некоторые заявления официальных лиц говорят, что такое оружие Киеву может быть предоставлено. Столтенберг 10.07ю в интервью телеканалу «Интер», сказал: «НАТО не располагает оружием. Страны могут сами предоставлять оружие, в том числе летальное, но это не тот вопрос, который решает альянс".
Трюк понятен.
Вырисовывается следующая картина. В отношении России Запад будет применять концепцию сдерживания, целиком в духе холодной войны 1974 года. Странам-членам НАТО, на которые распространяются гарантии альянса, предоставляется символическая военная помощь.
Это значит: дразнить Россию не хотят.
А вот для Украины это все очень печально.
Мы превращаемся даже не в то, чем были ФРГ и ГДР в «холодной войне». Все же ФРГ - член НАТО и обладала гарантиями безопасности. ГДР получила гарантии, будучи членом Варшавского договора.
Мой худший прогноз - Украина превращается в милитаризированную зону между Россией и Западом, которая в случае горячей войны сгорит за три секунды. Я знал немцев, которые выросли с таким ощущением.
Неизвестно, насколько Украина будет милитаризирована пакетом НАТО из 40 направлений. Но допустить, что и этот пакет выдают в рамках концепции сдерживания России, было бы логично.
Я бы пошел еще дальше, и предположил, что Украине в системе сдерживания России Запад отводит роль постоянного игрока-раздражителя. Главную функциональную роль в этом качестве.
Что такое положение значит для Украины?
Ничего хорошего.
Предоставив Украине 40 направлений поддержки, Запад ничем не рискует. Украина - ведь не член НАТО, и НАТО жениться на Украине не обещает. Предоставив Украине 40 направлений поддержки, Запад, ничем не рискуя, может получить страну-систему сдерживания России. Неизвестно, насколько такое сдерживание будет эффективным, но оно в любом случае будет элементом игры против России.
Массовые нарушения демократии, которые стали нормой Украины последних лет, продолжаться. Страна-сдерживатель, с точки зрения Запада, не обязана быть демократичной.
Это не ФРГ и не ГДР с гарантиями безопасности Запада и Востока. Украина в таком варианте - серая зона безопасности между Западом и Востоком. В страну-сдерживатель не придут инвестиции.
Быть серой зоной - худший вариант будущего Украины из всех возможных. Только коренное изменение курса страны, выход на военный нейтралитет и внеблоковость может торпедировать такой вариант развития событий.
Это мой еще один вывод по саммиту НАТО в его значении по Украине.