В следующему учебному году для детских садов готовят новую национально- патриотическую программу «Україна - моя Батьківщина». По большому счету программа - набор рекомендаций от Минобразования,
как воспитать патриота. В ней предлагают маленьким детям брать шефство над беженцами и ранеными бойцами АТО. Психологи говорят, что с малышами о войне говорить нельзя.
Будут изучать Джамалу
Еще в прошлом году министерство разослало садикам письмо с настойчивой просьбой усилить национально-патриотическую ноту. После этого в холлах многих садов появились гербы, тексты гимнов и президентский портрет. А воспитатели в срочном порядке задумались над тематическими занятиями и праздниками, выискивая, по их словам, материал в интернете.
Теперь же ориентировочные темы и то, как их подавать детям, будут изложены в методичках. Они почти готовы, но их вычитывает комиссия Института модернизации содержания образования, «чтобы не было перекосов». Авторы советуют воспитывать детей в духе уважительного отношения к родному языку, культуре, традициям и оберегам.
Также предлагают привлекать детей к волонтерскому движению: помогать тяжелобольному ребенку, раненым, детям-сиротам из семей переселенцев, пожилым людям. Дети будут готовить для них сувениры и открытки. В новой программе также рекомендовано говорить о творчестве современных авторов - Святослава Вакарчука, Джамалы, Лины Костенко.
Посиденьки и аквариумы
Отдельный раздел программы - советы для родителей, которые должны говорить с детьми об отце-воине как защитнике государства. «Нужно воспитывать любовь к военнослужащим, рассказывать о Небесной сотне, - говорит чиновник Запорожской обладминистрации Ирина Кичата. Впрочем, о гибели людей на Майдане в садиках уже говорят - по собственной инициативе воспитателей.
«В старшей группе немного затрагивали тему Небесной сотни - сделали занятие на 5-7 минут и показали отрывки из документальных фильмов», - рассказала воспитатель из Нежина Татьяна Хашаба.
Кроме того, родителям предлагают активно подключаться к детсадовскому воспитанию. Для них будут проводить мастер-классы, учить играть на народных музыкальных инструментах, делать народные сувениры и танцевать народные танцы. А для педагогов рекомендуют педагогические «посиденьки» и «аквариумы» - общение и диспуты в узких кругах.
Как говорить с детьми о войне
По словам детского психолога Ольги Голубицкой, фильм не нужно было показывать детям. «На такие темы должны говорить только психологи, которые тщательно подбирают каждое слово, - считает она. - С трехлетками совсем нельзя говорить о войне. Но дети не растут в изоляции, они слышат разговоры взрослых. Если они сами спрашивают, то нужно объяснять сложную тему в формате сказки.
Буквально: «Жили зайчики, и к ним в норку пришли мишки, зайчикам пришлось защищаться». Хотя с выпускной группой шестилетних детей можно поговорить более предметно. Например, показывать, как изменилась Украина: это была наша территория, а теперь - нет. И нашей армии пришлось воевать».
Многие педагоги подтверждают, что в садиках невозможно совсем не касаться политических тем. «В группы приходят переселенцы. Эти дети видели войну, они рассказывают о том, как разбомбило дом. Мы стараемся не углубляться, но реагировать надо. Мы говорим, что бывают разные люди, что войны были всегда», - говорит воспитатель киевского детсада Галина Коршак.
Политологи: это напоминает методы СССР
Политические эксперты говорят, что во всем мире патриотическое воспитание начинают в дошкольном возрасте. «Детям нужно объяснять, что Украина - это твоя страна, ее нужно защищать, как родителей и свой дом, - считает политолог Владимир Фесенко. - Надо объяснить, какие существуют символы государства, включая президента. Дети должны понимать, кто такие полицейские. А вот о Небесной сотне стоит говорить в присутствии психолога, поскольку детям придется объяснить, что люди погибли».
«Песнями и рассказами патриота не воспитать, это нужно делать качеством жизни, - не согласен с ним политолог Андрей Золотарев. - Такие рассказы насильно вбивают детям в головы любовь к Украине. Это ничем не отличается от советских методов пропаганды, которые сейчас критикуются».
Ранее "Вести" выясняли,
что учителя в школе рассказывают детям о Майдане и АТО.
Напомню, что при Ющенко в школах устраивали
"голодоморные могилы" и конкурсы
"голодомор в каждую школу", на которых
заставляли рисовать "голодомор" и писать рефераты - как русские голодом уничтожали украинцев, после чего мне читатели писали, как видели, что денти играют в "голодомор", закапывая кошку. Сейчас как раз те выросшие дети в возрасте Виты Заверухи и составили основу добровольческих батальонов...
На фото: голодоморная могила в киевской школе № 90