Нам все врали: истинное состояние дел с производством БТР-4 на УкраинеВесьма интересный
материал "Украина добавила темпа в производстве БТР-4: спасибо Ираку!", красочно живописующий состояние дел с производством на Украине бронетранспортеров БТР-4, опубликован информционным агентством РИА "Новости" (Украина) за авторством Дианы Михайловой. Наш блог приводит его текст.
Больше половины полученных украинскими силовиками с момента начала антитеррористической операции БТР-4 были ранее забракованы Ираком, часть просто не успела туда отправится, и лишь около двух десятков было собрано уже после начала АТО.
Бронетранспортеры БТР-4Е украинской армии (с) ГК "Укроборонпром"
Государственный концерн "Укроборонпром" сможет быстрее усилить украинскую армию современными БТР-4 благодаря мощностям ГП "Житомирский бронетанковый завод". Об этом серьезном достижении заявил генеральный директор концерна Роман Романов: "Современная и мощная легкобронированная техника полностью украинского производства будет быстрее поступать в Вооруженные силы Украины. ЖБТЗ уже отработал техническую документацию бронемашины. В ближайших планах предприятия - госиспытания и поставка БТР-4 для нужд МОУ, Нацгвардии и других силовых структур для усиления обороноспособности страны. Отныне "Укроборонпром" сможет изготовить еще больше БТР-4 по госзаказу".
В сообщении отмечаются и конкретные достижения: "Специалисты предприятия уже успешно освоили производство корпусов для этой техники. Следующий этап - полное производство бронетранспортеров БТР-4". Ранее сообщалось об аналогичных достижениях Лозовского кузнечно-механического завода и Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара. Впрочем, еще в начале декабря прошлого года представители завода ЖБТЗ сообщили, что на нем будут собирать БТР-4: "Техническая документация на БТР-4 приобретена, оборудование для производства также приобретено. Приобретена плазменная линия по нарезке брони, сварочное оборудование. Люди сейчас находятся на обучении. В феврале месяце первые два образца БТР-4 выйдут на сборку, а в марте месяце бронетранспортеры будут переданы на государственные испытания". Даже из элементарного сопоставления этих двух заявлений становиться ясно, что отставание в реализации данного проекта достигает уже более четырех месяцев. Интересно, что на сайте завода перспективные планы на 2016 год определены следующим образом: выполнение ремонта и модернизации около 65 боевых машин, производство и реализация до 10 отдельных боевых модулей. Никакого выпуска БТР-4 там нет вовсе!
Кстати, это уже не первый подобный случай. Так, в июле 2014 г. на заводе была освоена сборка боевого модуля БМ-7 «Парус» для БТР-4 и даже анонсировано начало их производства, а 5 октября того же года руководство завода от имени трудового коллектива объявило, что завод будет работать в три смены. Тем не менее, информации об их серийном выпуске и передаче военным не появилось ни в 2014, ни в 2015 гг. Зато 3 июля 2014 г. министерством обороны Украины и ГП "Житомирский бронетанковый завод" был заключен крупнейший в их истории договор о капитальном ремонте военной техники (115 ед. БМП-2, 7 ед. БМП -1, 7 ед. БРЭМ-2, 4 ед. БМД-2, 3 ед. трансмиссий к БМД) на общую сумму более 282 млн. грн. Результатами сотрудничества не были удовлетворены ни военные, которые до сих пор судятся с предприятием, пытаясь взыскать задолженность в сумме 58,5 млн. грн., ни менеджеры "Укроборонпрома", которые уже 23 октября 2014 г. объявили о намерении "унифицировать работу заводов по производству бронетехники, поэтому Житомирский бронетанковый более не будет иметь эксклюзив на БМП". Официально необходимость такого решения была вызвана тем, что ЖБТЗ являлся единственным предприятием на территории Украины, способным осуществить ремонт боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, но «там не осилят обработать такое количество машин в максимально сжатые сроки, а в АТО не могут ждать».
Менее официальная версия заключалась в том, что, по словам первого заместителя генерального директора "Укроборонпрома" Сергея Пинькаса, "в конце декабря 2014 г. директор ЖБТЗ поехал в Генеральный штаб и по согласованию с ним просто снял с себя обязательства по 98 боевым машинам из 218, которые должен починить, не выполнив важнейший контракт на поставку боевой техники в войска, которой там так не хватает". В январе 2015 г. по этому факту было открыто уголовное производство. 20 февраля 2015 г. ГК "Укроборонпром" сообщил, что Житомирский бронетанковый завод начал работы по модернизации БМП-1 и в 2015 г. поставит министерству обороны Украины более 50 серийно модернизированных БМП-1У, оснащённых боевыми модулями собственной сборки. Правда, сам ЖБТЗ заказал в том году только 30 комплектов стабилизаторов вооружения СВУ-500-3Ц-01, что четко показывало реальные возможности и перспективы предприятия. Сколько же БМП пришло в войска в итоге осталось в секрете.
Известно также, что на заводе, входящем в государственный концерн "Укроборонпром", уже к началу 2014 г. был налажен замкнутый цикл ремонта 18 типов машин, среди которых БМП, БТР, БРДМ, БМД и БТР-Д различных модификаций. Кроме того, предприятие производит продукцию народнохозяйственного назначения, а также осуществляет капитальный ремонт двигателей сельскохозяйственной техники и т.п. ЖБТЗ является одним из крупнейших в промышленной отрасли Житомирской обл. за счет выполнения заказов силовых ведомств Украины и иностранных заказчиков. Тем не менее, несмотря на ремонтную специфику, руководство предприятия заявило о том, что "ведет собственными силами и за собственные оборотные средства, инициативные работы над новыми житомирскими БТР и БМП в весовой категории до 20 т". Насколько успешно ремонтные предприятия осваивают несвойственное для них серийное производство бронетанковой техники, ярко продемонстрировала история постановки на производство легкого бронетранспортёра "Дозор-Б" на Львовском бронетанковом заводе, где вместо запланированных еще в 2014 году двухсот единиц, к весне 2016 г. удалось представить на госиспытания менее десятка. Все перечисленные факты подтверждают, что оглашенное руководителями "Укроборонпрома" привлечение Житомирского завода, скорее всего, не добавит темпа в производство БТР-4, и без того перегруженного ремонтами и собственными разработками, и не справляющегося в итоге ни с тем, ни с другим в полном объеме.
К такому же выводу приводит и анализ поступлений новых бронетранспортеров БТР-4 украинским силовикам. 3 апреля 2014 г. и.о. генерального директора концерна "Укроборонпром" Юрий Терещенко сообщил, что "ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова" может передать партию бронетранспортеров семейства БТР-4 в количестве 58 единиц, которая включает 41 линейную машину БТР-4Е, 7 командных БТР-4К, 2 командно-штабных БТР-4КШ и 8 санитарных БММ-4С. Из них полностью укомплектованы и находятся в боеспособном состоянии 29 БТР-4Е, 5 БТР-4К, 6 БММ-4С и 2 БТР-4КШ". В данном случае речь шла о том, чтобы "пристроить" в войска всю непринятую Ираком по контракту 2009 г. технику - 42 машины из третьей экспортной партии и 16 машин, находящихся на стадии окончательной сборки. В марте 2015 г. президент Украины Петр Порошенко весьма оптимистично оценивал производственные возможности украинского ОПК: "Год назад мы могли производить 20 БТР-4 в год. Сейчас мы имеем 86 БТР в год. И это при том, что многие запчасти поступали из РФ. Сейчас мы нашли заменители этих деталей".
Это позволило президенту заявить о том, что «производство бронетехники увеличится в 4 раза". На днях президент Украины наградил разработчиков БТР-4Е Государственной премии в области науки и техники. Комментируя заслуги специалистов ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова", которое входит в состав ГК "Укроборонпром", Порошенко отнес к ним и тот факт, что "почти 80 БТР-4Е получили украинские войска за время боевых действий на востоке страны". Сравнивая все указанные цифры, легко выяснить, что сверх имевшихся "иракских", ГП "Харьковское конструкторское бюро им. А.А. Морозова" собрало и передало украинским силовикам всего лишь 19 новых БТР-4, заказав для них такое же количество комплектов и отдельных блоков стабилизатора вооружения СВУ-500-4Ц -01 на сумму 9,2 млн. грн. Таким образом, опираясь только на высказывания украинских официальных лиц, можно констатировать, что больше половины полученных украинскими силовиками с момента начала антитеррористической операции БТР-4 были ранее забракованы Ираком, часть просто не успела туда отправиться, и лишь около двух десятков были собраны после начала АТО.