В понедельник здесь был самый главный летний праздник, Феррагосто. Возник вопрос - где на этот раз будем скучать, за семейным барбекью у родственников или на экскурсии в новом месте. Мальчики попытались закидать шапками обе альтернативы, но поскольку своей собственной не предложили, выбор пал на экскурсию.
Решили посмотреть летнюю королевскую резиденцию Венария Реале, что в Турине. В Италии когда-то имелся король, из династии Савойя. Сначала данная династия обреталась только на Севере полуострова, а потом правдами и неправдами подмяла под себя весь сапог. Тогда-то и родилась объединенная Италия, какой мы ее теперь знаем и местами любим.
Всегда считала, что Савойя - какие-то мало кому известные выскочки. Недооценила: оказалось, что Савойский дом - это одна из самых старых европейских королевских династий, причем все их родственники, начиная с римских легатов, тщательно учтены и задокументированы. Хорошая эта привычка, вечный упрек тем, кто и имени своего прадедушки не знает.
Так вот, Венария Реале. Летняя резиденция, этимологически подразумевающая королевскую охоту по местным холмам и прилагаемые к ней развлечения. Дворец и парк были построены с версальским размахом, хоть Савойскому королевству с Францией смешно было тягаться, как численно, так и материально. Тем не менее, получилось вполне достойно.
Удивительно, но это роскошное место было приведено в порядок совсем недавно. До конца девяностых оно пребывало в запущенном состоянии, покинутое всеми и разграбленное. Задним числом позавидовала тем, кто имел туда доступ.
Мне пришлось отсматривать восстановленное.
Все красиво, чистенько, ремонт свежий, дизайн приятный, панели с объяснениями написаны правильным шрифтом, точечная подсветка грамотно освежает картины, двери выкрашены "под старое", туалеты чистые, мыло в диспенсерах присутствует.
Сад, прямо скажем, так себе, но я не любитель французских садов с их геометрией и отсутствием тени, а английских, продуманно запущенных и беспорядочных.
Там и сям натыкана современная скульптура. Не знаю, перманентно ли, или временно. Вот, например, гигантский коготь под названием "Спящий кот". Я бы дала ему название "Сон котов порождает чудовищ", но меня не спросили.
Залов много, экспонатов - куда меньше. Поэтому в некоторых залах практикуются видеоинсталляции. По стенам ходят актеры в костюмах и имитируют дворцовую жизнь той эпохи. Хорошая идея, экономичная, и никакой мороки с персоналом.
Материальная часть экспонатов состоит из картин и некоторых предметов мебели. Картины изображают сцены охоты, библейские сценки и многочисленные портреты хозяев резиденции. Навсегда останется загадкой: то ли люди той эпохи были так некрасивы, либо же художники неумелы.
Свою некрасивость мужчины сполна компенсировали кокетством в одежде:
В одной из комнат обнаружились любопытные фрески с фотороботами экзотичных животных. С фотороботами, потому что, подозреваю, автор фресок воссоздал изображения по описаниям очевидцев, иначе как объяснить такого слона?
В королевских конюшнях, отсвечивая золотом и бархатом, стоит на вечном причале Буцинтор - венецианская праздничная галера, на которой король со свитой плавал по разным рекам и водоемам и производил впечатление на подданных.
В том же зале, среди иллюстраций на тему королевской навигации обнаружился копипаст "Бурлаков на Волге", в виде рисунка с надписью "вот так перемещали лодки по реке По итальянские бедняки". Никаких ссылок на оригинал при этом не обнаружила.
Королевский автопарк представлен каретами, муляжами лошадей и лошадиной статусной бижутерией. У лошадей тех времен ее было гораздо больше, чем у меня, современной.
Во дворце, ввиду наличия множества свободного места, все время проходят выставки. На этот раз выставлялись "Сокровища Петергофа" и знаменитый фотограф Стив Маккэрри, тот самый, автор знаменитого портрета афганской девочки.
Сокровища Петергофа были малочисленны, но многообещающи. В очередной раз пообещали себе посмотреть на всю эту красоту по месту нахождения.
Стив Маккарри же открыл мне глаза на то, кем вдохновляются многие жж-шные фотоблогеры, все эти их многочисленные африканские физиономии крупным планом и обшарпанные интерьеры бараков.
Я им тоже решила вдохновиться, создав тут же селфи в изъеденном пятнами старости зеркале, которое послужило отличным маскирующим фильтром.
Ввиду дикой жары и общей усталости прогулка по парку была короткой и малоинформативной. Зачем нужен такой огромный парк, если в нем нет нисколечки тени. Представила, как тащились по нему дамы и кавалеры в своих тяжеловесных одеждах, потея и при этом стараясь сохранить свой аристократический статус.
Они ничего не ведали о том, что спустя каких-то там триста-двести лет их бывшие владения будут топтать дикари в пляжных шлепках, шортах и майках с оголенными спинами. Это я не про нас сейчас говорю, мы старомодны и застегнуты на все пуговицы, а про многочисленных посетителей музеев без комплексов.