Съездила на фестиваль «Воршуд. Святыня рода». Нормальные такие языческие святыни: на кочерге верхом поскакать в честь сватовства, дугу от конной телеги на себе потаскать от радости встречи дорогих гостей… Самое ценное ощущение было в некоторые моменты, когда отходила подальше от сцены и поляны с шашлыками, и вдруг накатывала временная дезориентация. Идут по выгоревшему (айда-ка, зной чуть не 40, как не выгореть) лугу тётки в костюмах вековой давности, в лаптях, на бесермянском разговаривают - квас-то догадались с собой взять, ай нет ли? - Дак нет, не взяли, пошли на родник, что ли… Беззлобно переругиваются на языке, который меньше двух тысяч человек в мире знают. А за ними - только пара деревянных изб и ветряная мельница. И ни-че-го, что бы подсказало, что тут, вот на этом самом пятачке пространства-времени, не конец 19 века, например, а начало 21-го.
ровно так выглядели выцветшие коричневатые этнографические фото 100-150-летней давности, на которые я в свое время насмотрелась предостаточно
а исходник-то - сегодняшний... Только дамская сумка и бейджи и "выдают"...
А ценного в этом то, что - не игра. Они и сейчас так живут. За водой с коромыслом ходят. Щи в печи томят. Во многих домах - старые ткацкие станки стоят. Те, на которых вот это самое полотно выткано - льняное или конопляное (конопляное - оно из-за фактуры нити пореже, и кажется погрубее, но меньше мнется и ноское). А лен и конопля на своих огородах выращены. Костюмы, конечно - карнавал. Бабкины костюмы. А у некоторых - прабабкины и прапрабабкины. И лапти столетние. Тётки переживают, что лапти надо чинить - так плясали на последней вечерке, что насквозь протерли. А чинить некому - сейчас не так уже плетут. И с костюмами беда: они все, вроде, не толстые, а бабкины-прабабкины платья на них едва налезают. Мельче народ был сто лет назад.
И петь крези-обереги их никто не учил. Как слышали от старших, так и запомнили. Древняя музыка, до мурашек пробирающая. И ведь сто-двести-триста лет назад ровно так и было: тетки в клетчатых платьях, передниках и лаптях, вымотанные работой, но в праздник не отсыпающиеся, а собирающееся на юмшан-гуляние, поля те же самые, летнее пекло, песни… Ух!
монетки надо лбом - копейки-"чешуйки" времен Петра Первого. Бусины - настоящий коралл - в 18-19 веках купцы из Турции завозили. Такие головные уборы только у зажиточных крестьянок были, так что моя героиня - из небедного рода.