От Яранска всего час пути на маршрутке до столицы республики Марий Эл - Йошкар-Олы. В этом странном и загадочном городе нам предстояло заночевать, прежде чем утром отправиться на молебен. Но прежде, чем перейти к рассказу о городе и молебне, я немного расскажу о самих марийцах - безусловно, одном из самых неповторимых и красивых народов России. Фотографии - преимущественно из Национального музея Республики Марий Эл в Йошкар-Оле.
Хотя русские долгое воевали с мордвой, покоряли коми-пермяков и удмуртов, крестили коми-зырян во многом благодаря харизме Стефана Пермского - все же с большинством из этих народов отношения после покорения стали складываться мирно. Мордовцы, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы - все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру, религию, постепенно все сильнее срастаясь с русскими. И лишь один из этих народов по не совсем понятной причине так до конца русским не покорился - как вы уже поняли, это были луговые марийцы.
После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы. Для марийцев русская культура была во многом враждебна и чужеродна, и благодаря этому "отторжению" они сохранили множество уникальных черт. В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное - и в 21-й век марийцы вступили (условно говоря) язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "чимари". Однако нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.
Типичная Священная роща, или кюсото - круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их - в Марий Эл кюсото стоят гораздо чаще, чем правсолавные церкви. В таких рощах молились высшим богам - Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.
Были и более простые молельни - тошто-кереметы, то есть алтари низших духов, кереметей. Кереметь - это по сути "нечисть", "нежить", слуги темного бога Керемета. Не знаю, уцелели ли такие молельни в республике, но одну можно увидеть в музее:
А в домах многие марийцы вместо икон держали деревянных божков:
Впрочем, чаще не "вместо", а "вместе" - насильственная христианизация дала о себе знать, и лишь 10-15% марийцев являются чимари, а еще около 60% - двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый - это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).
Ряженые на колядование - обряде христианском:
Особую роль в двоеверии сыграла секта Кугу-Сорта, существовавшая в конце 19 века. Название это переводится как "Большая Свеча", и представители этой секты совершили попытку соединить христианство с чимари - то есть как бы создать особый вид христианства. Они чтили и Бога Единого, и Кугу-Юмо, отказались от жертвоприношений, заменив их сжиганием хлеба, и главным элементом их молебна была огромная свеча (до пуда весом) с несколькими фетилями, которую они зажигали и у которой молились. Здесь о
Кугу-Сорта можно прочесть подробнее. Однако объединения конфессий не произошло - пришла советская власть, которая не пощадила ни православных, ни язычников.
Молебен Кугу-Сорта.
Уникальной была и народная, сельская культура марийцев. Например, нас несказанно потряс следующий сюжет - девушка, трубящая в трубу.
Что это была за труба и для чего в нее трубили? Оказалось, долгое время существовал обычай: когда девушке пора было выходить замуж, она трубила в специальную трубу, голос которой был хорошо узнаваем - и во всех окрестных деревнях знали: появилась новая невеста. Я не знаю аналогов этого обычая (сейчас, конечно, он не существует).
Жили марийцы когда-то в курных избах (о них я рассказывал в фотоотчете из Козьмодемьянска), позже строили полноценные крестьянские усадьбы, весьма похожие на русские:
Такими были интерьеры этих усадеб:
Однако то, что мы увидели в музее отступило на второй план, когда многое из описанного здесь мы увидели в живую, на местности, как сохранившуюся традицию.