Космос на Земле. Часть 5: астронавтика в России

Apr 07, 2018 16:46

Пост не прошёл по объёму, поэтому первая часть - здесь.

Разумеется, говоря об американской астронавтике, не обойти стороной её известнейший символ - "Спейс-Шаттл", то есть "Космический челнок", созданный в 1974-81 годах. Вот, в музее Байконура, он в паре с нашим "Бураном" (см. Тушино) - хоть и макеты, но очень наглядные:

27. Байконур - далее по умолчанию


Ещё есть наложение чертежей двух ракетопланов в музее "Бурана" на ВДНХ, и оно даёт представление о том, что при внешнем сходстве обе машины были принципиально различны. "Шаттл" с огромным главным двигателем на жидком водороде - сам себе ракета, и то, что кажется носителем - на самом деле лишь топливный бак с двумя ускорителями по бокам. "Буран" выводился сверхтяжёлой "Энергией", но зато был гораздо более маневренным в космосе и имел более развитую автоматику. А вот менее очевидна черта сходства - что над "Шаттлом" точно так же работала вся страна, и только новых рабочих мест для его создания было создано порядка 100 тысяч. С той лишь разницей, что сама организация отрасли у коммунистов и капиталистов была разной: в СССР этим занималось Министерство общего машиностроения, которому подчинялись тысячи институтов и заводов, а NASA все заказы из своего огромного бюджета размещает у частных концернов типа "Боинга" или "Локхед-Мартин". И, забегая вперёд, феномен SpaceX не в том, что он сам строит космические корабли, а в том, что занимается собственным целеполаганием.

27а. музей "Бурана" на ВДНХ


Всего "Шаттлов" было построено 5, и суммарно они совершили 135 полётов, что даже "Союзы" смогли превзойти лишь две недели назад. Вот только от возвращаемости "Челноков" пользы оказалось мало - каждый полёт "Шаттла" стоил примерно 450 миллионов долларов, в то время как наш "Протон" или "Фалькон-9" Илона Маска ту же полезную нагрузку выводит за 60 миллионов. Вдобавок, "Шаттлы" оказались и космическими гробами - в 1986 году прямо над космодромом взорвался "Челленджер", а в 2003 году при посадке рассыпалась в воздухе "Колумбия", и на каждом из них было по 7 человек (для сравения, все советские потери непосредственно на космических кораблях - 4 человека). В 2011 году полёты шаттлов прекратились окончательно, а три оставшихся машины ("Дискаверы", "Атлантис" и "Индевор") разошлись по американским музеям. Единственным пилотируемым космическим кораблём мира остался старый добрый "Союз", и даже 4 его будущих конкурента, что готовят сейчас американские компании, по своему устройству где-то между ним и "Джемини".

28. М ещё одна деталь американских космодромов - водонапорная башня: здесь нет гигантских котлованов газоотвода, а заменяющую их трубу охлаждает вода из бака.


"Шаттлы" летали на станцию "Мир", вместе с которой часто можно видеть их макеты - вот этот, например, в Звёздном городке:

29. Звёздный


А вот целая коллекция шевронов из совместных экспедиций:

30.


И более того, "Шаттл" - в принципе единственный иностранный космический корабль, чьи подлинные фрагменты можно увидеть в бывшем СССР. В двух музеях Байконура представлены гигантские гайки креплений его ускорителей, разорванные взрывами пиропатронов:

31.


Вообще же ракет у Америки, и вот макеты некоторых из них по соседству с "Сатурном-5" и "Шаттлом". Необычайно компактная "Дельта-3" (35м длины, 300 тонн веса), мощностью сравнимая с "Союзом" (до 9 тонн) так и не полетела: её 3 запуска в 1998-2000 годах остались неудчными. "Титан-4", американский родич "Протона" (21 тонна грузоподоёмности, 10% отказов и ещё более токсичное топливо) летал 39 раз в 1989-2005 годах, и выводил те спутники, которые по каким-то причинам не удалось вывести "Шаттлом". Моноблочная "Атлас-3" среднего класса (до 9 тонн) запускалась 6 раз в 2000-2002 годах, но почему-то не прижилась. "Falcon-9" Илона Маска на неё похож - начиная с советского "Зенита" наступило время тонких, как стрелы, моноблочных ракет:

32.


Ещё один интересный макет с ВДНХ - это "Хэббл", сверхмощный орбитальный оптический телескоп, запущенный в 1990 году и работающий по сей день. Его аналоги были в общем и у нас, но не с такими впечатляющими результатами:

33а. М


Вернее, чисто научного-то материала "Гранат" или "Астрон" тоже дали немало, но "Хэббл" помимо вклада в науку ещё и натурально визуализировал космос, передав на Землю тысячи отличных фотографий дальних уголков галактики. Как-то даже Бога заснял за конструированием очередной звезды:

33. вики


И в общем изучение Внешней Солнечной системы и межзвёздных пространств так и остались прерогативой Запада - после "Вояджеров" были "Галлилей" (1989) к Юпитеру, "Кассини" (1997) к Сатурну, "Новые Горизонты" (2007) к Плутону, "Стардаст" в межпланетное пространство и другие. Даже у СССР полёт к Юпитеру оставался лишь дальним проектом. Вот ещё пара макетов из музея на Байконуре - "Магеллан", в 1989-90 годах составивший начатую советскими аппаратами полную радиокарту Венеры:

34а.


И похожий на тропического жука "Спирит" - один из американских марсоходов, с конца 1990-х непрерывно и посменно бороздящих пески Красной планеты:

34б.


А вот в музее НПО Лавочкина макет "Веги" - последней успешной советской (и вообще отечественной) межпланетной станции, в 1989 году сбросившей зонды на Венеру и ловившей за хвост комету Галлея. С 1960-х годов в СССР действовала программа "Интеркосмос", позволявшая участвовать в советской космонавтике гражданам иных государств. Третьеим человеком в космосе стал гражданин не могучего Китай, не технологиной Японии, ни возвышенной Франция, а скромной Чехословакии, и её летавший в 1978 году космонавт Владимир Ремек ныне служит в России послом. Свои космонавты благодаря "Интеркосмосу" появились у таких стран, как Куба (Арнальдо Мендес был ещё и первый за пределами Земли чернокожий), Монголия, Сирия, Вьетнам и даже Афганистан. С "Интеркосмоса" начиналась и космонавтика Индии, а из капстран охотнее всего с СССР сотрудничала Франция, большую роль игравшая и в "Веге":

35. музей НПО им. Лавочкина


Так, тихой сапой, 1980-х годах наступил третий этап космической гонки - появление новых участников. Третьей космической державой стала Франция, ещё в 1965 году создав собственную ракету "Диамант", сейчас же французские тяжёлые ракеты-носители на жидком водороде "Ариан" (с 1979 года) считаются лучшими в мире, и их позиции на рынке даже Илон Маск не смог поколебать. Вот их макеты в музее Байконура, с тяжёлым "Арианом-5" (98 запусков с 1997 года) во главе:

36.


И камень с европйского космодрома Куру во Французской Гвиане. Он расположен почти на экваторе, и потому даёт выигрыш в грузоподъёмности примерно на 1/3 по сравнению с Байконуром. Вот и стартовый комплекс на Куру (макет в Пересвете) - не для "Арианов", а для наших "Союзов", которые запускаются и оттуда:

37. Пересвет


В 1970 году свои запуски смогли сделать Япония и Китай, а шутки про "первыми пришли, первыми уйдём" уже не актуальны, потому что "уйти из космоса", то есть начать и вскоре закрыть свою программу в 1970-х годах умудрилась Англия, решившаяся остаться в памяти Человечества "владычицей морей". Затем в клуб космических держав вошли Индия, Израиль, Южная Корея, пытались что-то запускать Бразилия и Ирак, дофига космической державой себя считает постсоветская Украина, а своими космодромами обзавелись уже даже Северная Корея и Иран. Последним пополнением стала Новая Зеландия со своей сверхлёгкой ракетой "Электрон". Вот опять же на Байконуре подборка макетов японских ракет - тяжёлая H-IIB (до 16 тонн, 5 запусков с 2009 года), средняя H-IIA (до 10 тонн, 39 запусков с 2001 года), лёгкий "Эпсилон" (до 1,2т, с 2013 года), более старая HII (1994-99) и индийская ракета GSLV (до 13 тонн, с 2001 года).

38.


Отдельным феноменом стала ESA - Европейское космическое агентство, образованное в 1975 году и ныне имеющее второй по величине бюджет после NASA. Причём интересно в нём распределение ролей: на французскую ракету ставят итальянский аппарат с немецкой или французской электроникой и оптикой. Так Италия и Германия, не имеющие своих ракет, тоже стали весьма заметными космическими державами.

39.


Да и в принципе давно прошли те времена, когда главной была ракета. Ракета может стоить во много раз дешевле спутника, а сам спутник (если он коммерческий) стоит в разы меньше, чем прибыль с его эксплуатации. Космический рынок - это давно уже не ракеты, а в первую очередь услуги и во вторую - техника для их оказания. Вот например американские и европейские спутники связи, выводившиеся "Протонами", но потому и пал "Протон", что надёжность ракеты сейчас важнее дешевизны:

40.


Вместе с NASA и ЕSA в освоении космоса активно участвует Канада, ставшая лидером в разработке манипуляторов и космических роботов. ESA и японская JAXA сознательно отказались от пилотируемой космонавтики, но в беспилотной творят чудеса: европейский зонд "Гюйгенс" сел на спутник Сатурна Титан с его метановыми реками и плотной атмосферой, а японская "Хаябуса" на ионных двигателях привезла на Землю астероидный грунт.
Увы, всё, что в сугубо российских (Байконур не в счёт) музеях есть о европейской космонавтике - это история про французскую кошку Фелисетту, запущенную по суборбитальной траектории в 1963 году:

41. музей... ну думаю понятно, в каком городе не могли не увековечить "тёплого кота"(с).


Впрочем, европейцев хлебом не корми, а дай с кем-нибудь интегрироваться, и свои лучшие проекты ЕКА делала именно в соавторстве: "Гюйгенс" доставил к Титану американский "Кассини", а "Экзомарс" полетит на российском "Протоне" и с российскими приборами. "Роскосмос" без международного сотрудничества тоже невозможно представить, и вот например в музее РКК "Энергия" - символический доллар из самого первого контракта с NASA. Неподалёку (на кадре №21) - капсула "Союза ТМА-13", на котором в 2006 году летал космический турист Ричард Гэрриот. О космическом туризме, впрочем, больше говорят - реально путёвками в космос за 20-40 миллионов долларов в 2001-09 годах воспользовались всего 7 человек, правда один из них - дважды.

42. Э


Зато неизменная тема всех музеев космонавтики - это Международная космическая станция, разрастающаяся на орбите с 1998 года: уникальным советским опытом стало создание крупных модульных орбитальных станций, и начало МКС положил российский блок "Заря", к которой вскоре примкнул американский "Юнити". К 2000 году на МКС появились люди, вскоре рухнул "Мир", и эта станция осталась единственным "домом на орбите".

43. М


Ныне МКС весит более 400 тонн - такого не поднять ни одной ракетой! В неё входит 5 российских модулей, 7 американских, 2 европейских и 1 японский, её длина 105 метров, и 75 метров "размах крыльев". Экипаж станции в среднем 6 человек, из которых двое - российские космонавты, и именно его ротацию в наше время и обслуживают все пилотируемые запуски без исключения.

44. М


А в музеях, особенно на ВДНХ м Байконуре - немало предметов и материалов с многочисленных совместных экспериментов:

45. М


На Байконуре представлены ещё еда астронавтов ESA:

46.


И личные вещи Скота Келли - самого опытного астронавта США (520 дней на орбите, в том числе единственный годичный полёт в истории NASA).

47.


Срок жизни МКС отмерен примерно до 2024 года, после чего она в лучшем случае станет частным проектом, а скорее всего повторит судьбу "Мира". На её создание и обслуживание потрачено уже более 100 миллиардов долларов, но всё популярнее точка зрения, что орбитальная пилотируемая космонавтика в принципе исчерпала себя. Сейчас возлагаются надежды на "Deep Space Gateway" - посещаемую станцию на орбите Луны, с которой можно будет высаживаться на наш естественный спутник. И участвуют в ней те же 14 стран, что и в МКС, вопреки всем земным дрязгам включая Россию.

47а. М


А вот одна совсем особая ракета в музее на ВДНХ - не наша, не американская, не французская и даже не французская. Это китайская ракета, одна из "Великих походов" ("Чанчжэн"), линейка которых производится в Поднебесной со времён Мао Цзэдуна. В космос Китай вышел пятым, но человека - не космонавта, не астронавта, а тайкунавта, запустил третьим - в 2003 году. На Луну недавно сел китайский луноход "Юйту", а недавно над Тихим океаном, поработав, сгорела орбитальная станция "Тяньгун". На мировой рынок китайская космонавтика не выходит и в международных проектах не участвует. Всё иначе: Китай в своей спокойной уверенности, что Время на его стороне, не спеша осваивает то, что СССР и США сделали за прошлые полвека, и хотя самые мощные "Чанчжэны" пока почти вдвое слабее "Арианов", "Дельт" и "Протонов", у многих из них десятки запусков прошли без единой неудачи. Если Россию злые языки называют "Португалией Космоса", то США соответственно Испания, но кто же тогда Англия Владычица Морей?

48.


А в целом больше надежд, чем на космонавтику, я возлагаю сейчас на астрономию. Когда я в детстве читал научно-популярные книжки про космос, в них не говорилось ни об одной экзопланете. Сейчас планет в системах других звёзд известны тысячи, открываются уже даже экзолуны и экзопланеты других галактик, и иные из найденных - меньше Земли. Есть надежда, что на нашем веку астрономы найдут планету с атмосферой наподобие земной, которую могла сформировать только биосфера.

49. вики


Мировая космонавтика - конечно, слишком обширная тема, чтобы раскрыть её в одном посте. На фоне всего перечисленного возникает вопрос - а что же у нас? В виде СССР мы заложили основы - не "Аполлоны", "Шаттлы" и "Скайлэб", а Луноходы, "Союзы" и "Мир" предопределили развитие мировой космонавтики. В постсоветской РФ же сохранилась как минимум одна сфера, в которой мы по-прежнему сильнее всех - это, в широком смысле слова, Человек в Космосе. Биология, медицина, психология, всё то в общем, чем занимается ИМБП. И причины такой специализации России можно искать хоть рациональные (эта отрасль наименее зависит от электроники, вокруг слабости которой и вертится на самом деле большинство наших проблем), хоть иррациональные: кто бы ни сделал дальнобойный звездолёт, именно русские космонавты лучше всех подготовлены стать его командой. Ведь ни бесплатный вай-фай в любой точке мира, ни удешевление запуска сверхтяжёлой ракеты до стоимости пазнего ИЖа не сравнятся с Космической Мечтой - однажды вырваться из вселенского одиночества...

В следующей части снова покажу Гагаринские места Подмосковья в последний день большого снега, а дальше отбываю на Волгу.

КОСМОС В МУЗЕЯХ И ПАМЯТНИКАХ
Моя космическая программа. Оглавление.
Музеи космонавтики по отдельности.
Калуга. Музей космонавтики и адреса Циолковского.
Петербург. Газодинамическая лаборатория.
Петербург Политехнический и музей НИИ робототехники.
Гагарин. Музей первого полёта и адреса Гагарина.
Москва. Останкино и дом-музей Королёва.
Москва. Ходынка. Дом авиации и космонавтики.
Москва. Тушино и музей "Бурана".
Москва. ИКИ и ИМБП.
Королёв. Музеи РКК "Энергия" и ЦНИИмаш
Пересвет. Национальный музей ракетно-космической техники.
Химки. Музей НПО имени Лавочкина.
Люберцы. Музей завода "Звезда" имени Гая Северина.
Жуковский и Быково. Космический корабль в церкви.
Жуковский и Музей покорения неба.
Жуковский и ЛИИ.
Голицыно. Космическая экспозиция в парке "Патриот".
Обзор космических музеев.
Популяризаторы космонавтики.
Космические музеи.
Космические памятники.
Что можно увидеть в каждом музее.
Реликвии космоса.
Астронавтика в России.
Previous post Next post
Up