По-моему не так уж и мало в Средней Азии осадкой. Не Прибалтика, конечно, но в сравнении со своими стереотипами настоящая Средняя Азия весьма дождлива. По весне и осени сужу.
В абсолютном выражении - да, кажется, что не так и мало ( в том же Восе в среднем в год выпадает около 400 мм), но там и испарение намного больше за счет более высоких температур. Возможно, дело и в том, что львиная доля их выпадает весной - т.е. 3-4 месяца в году гора размывается более-менее быстро, а оставшееся время - в час по чайной ложке
А почему ты уверен, что 9a не могло быть при исламе? Ислам долго и трудно побеждал декоративно-прикладное искусство, да и сейчас победил не до конца. В Узбекистане до сих пор делают, например, свистульки с дикими рожицами. Мне та же искусствоведка, что рассказывала об астрономомических смыслах сюзане, объясняла, что когда ислам совсем не мог вытравить в народной памяти какого-нибудь зороастрийского бога - то его переинтерпретировали, сверхъестественная сила мол, да, вправду такая есть, только она нечистая, демоническая. Ну их как демонов окаянных потом и лепили.
Это достаточно типичная история: демонизация представителей предыдущей системы верований усилиями следующей. Тем же манером славянские языческие божества были низведены до домовых да русалок трудами православной церкви.
В Узбекистане есть целая тридцатикилометровая горько-соленая река Кан, в Дехканабадском районе Кашкадарьи (не там, где посещённый тобой рудник, южнее, но, как следует по названию, тоже связанная с рудниками).
Ещё есть немало совсем больших рек, которые солонеют в пустынных низовьях, вплоть до 10-й по длине (но совсем маловодной) реки всего Узбекистана Таркапчигай, тоже в Дехканабадском районе, но переходящей в Туркменистан (и это единственная река, кроме Амударьи, которая течёт одновременно по этим двум странам). Видимо, в Дехканабаде в земле чего-то того.
Вспомнил, ты мне про эти рассказывал. Внёс в пост! Про Эфталитов - да, плохо сформулировал. Для меня просто факт построения кочевниками большой и недолговечной империи настолько очевиден, что я забыл его прописать отдельно.
Насчёт датировок вещей - но там и фреска так датирована, а в других местах пишут, что она была написана в доисламское время и с принятием ислама заштукатурена.
Извиняюсь, что вмешиваюсь. Я пытаюсь читать все, что связано с Хульбуком, Ваш репортаж только что попался мне на глаза. Фрески и изображения людей и животных были сделаны после арабского завоевания, в исламское время, между Х и ХI веками. Я беру на себя смелость утверждать это, т. к. моя мама, археолог Э. Гулямова в течение 20 лет занималась раскопками памятников Хутталя - дворца правителя в Хульбуке в кишлаке Курбаншаид Восейского района и усадьбой богатого горожанина в кишлаке Сайёд тогдашнего Московского района Кулябской области. Хульбук - это не единственное исключение, изображения людей и животных в исламском искусства были и неоднократно, можно найти тому много примеров (персидская миниатюра, например). В моем фейсбуке есть альбом, посвященный Хульбуку и Сайёду, если интересно, вот ссылка: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.789823611087503&type=3
Впечатлил новодел крепости Хульбук. Не знал и не ожидал что в такой глуши страны можно построить что то подобное. Если уж так, то могли бы построить и гигантскую копию Аджина-Тепе рядом с городищем. Эффектно вышло бы, туристы бы и потянулись. Спасибо что открываете людям неведомые места Таджикистана, и вообще Средней Азии.
Да разве уж глушь? Куляб же рядом, его и амбиции, наверное. А так-то да, построить реплики РЯДОМ с историческими местами, не задевая их культурные слои, всех этих Аджина-Тепе или Тахти-Сангина - было бы действительно интересно.
Это было бы супер интересно и креативно с точки зрения привлечения туристов. Страна-музей городищ с макетами реальных размеров. Также можно построить макеты и других городищ за пределами Таджикистана, к примеру макетов городищ Узбекистана. Земли то много. Думаю расходы окупятся за первые несколько лет. Материал недорогой, всего навсего кирпичи да фундамент. Правда, мозаики не дешевые выйдут.
А креативно ли привлечение туристов с точки зрения жизни народа? Где-то в Латинской Америке увидел надпись-лозунг: "Туризм = колониализм!". По-моему, когда туризм достигает массово-регулярного уровня, он становится правдой. Так и перспектива Таджикистана, ставшего горными Карибами (Канарами, Мальдивами и пр.), не вдохновляет. Хотя само по себе воссоздание таких памятников только приветствую.
Comments 30
Reply
непонятно, почему вода не смыла соляную гору совсем
Reply
Reply
Reply
Reply
А почему ты уверен, что 9a не могло быть при исламе? Ислам долго и трудно побеждал декоративно-прикладное искусство, да и сейчас победил не до конца. В Узбекистане до сих пор делают, например, свистульки с дикими рожицами. Мне та же искусствоведка, что рассказывала об астрономомических смыслах сюзане, объясняла, что когда ислам совсем не мог вытравить в народной памяти какого-нибудь зороастрийского бога - то его переинтерпретировали, сверхъестественная сила мол, да, вправду такая есть, только она нечистая, демоническая. Ну их как демонов окаянных потом и лепили.
Reply
Reply
Ещё есть немало совсем больших рек, которые солонеют в пустынных низовьях, вплоть до 10-й по длине (но совсем маловодной) реки всего Узбекистана Таркапчигай, тоже в Дехканабадском районе, но переходящей в Туркменистан (и это единственная река, кроме Амударьи, которая течёт одновременно по этим двум странам). Видимо, в Дехканабаде в земле чего-то того.
Reply
Про Эфталитов - да, плохо сформулировал. Для меня просто факт построения кочевниками большой и недолговечной империи настолько очевиден, что я забыл его прописать отдельно.
Насчёт датировок вещей - но там и фреска так датирована, а в других местах пишут, что она была написана в доисламское время и с принятием ислама заштукатурена.
Reply
Reply
Впечатлил новодел крепости Хульбук. Не знал и не ожидал что в такой глуши страны можно построить что то подобное. Если уж так, то могли бы построить и гигантскую копию Аджина-Тепе рядом с городищем. Эффектно вышло бы, туристы бы и потянулись. Спасибо что открываете людям неведомые места Таджикистана, и вообще Средней Азии.
Reply
А так-то да, построить реплики РЯДОМ с историческими местами, не задевая их культурные слои, всех этих Аджина-Тепе или Тахти-Сангина - было бы действительно интересно.
Reply
Это было бы супер интересно и креативно с точки зрения привлечения туристов. Страна-музей городищ с макетами реальных размеров. Также можно построить макеты и других городищ за пределами Таджикистана, к примеру макетов городищ Узбекистана. Земли то много. Думаю расходы окупятся за первые несколько лет. Материал недорогой, всего навсего кирпичи да фундамент. Правда, мозаики не дешевые выйдут.
Reply
Где-то в Латинской Америке увидел надпись-лозунг: "Туризм = колониализм!". По-моему, когда туризм достигает массово-регулярного уровня, он становится правдой. Так и перспектива Таджикистана, ставшего горными Карибами (Канарами, Мальдивами и пр.), не вдохновляет.
Хотя само по себе воссоздание таких памятников только приветствую.
Reply
Leave a comment