Бежица. Часть 2: от центра до Фасонки

Jul 10, 2015 14:37



Продолжаю рассказ о Бежице - по сути дела самостоятельном (и при том немаленьком!) городе, формально являющимся лишь частью Брянска. Во второй части - по сути то, что не влезло в первую: район "за линией", советская архитектура центра и обратная сторона Бежицы - окрестности Стальзавода у станции Фасонолитейная.

Начнём, пожалуй что, с карты - во-первых, Бежица весьма красиво (уж по крайней мере цельно!) смотрится вертикально сверху, а во-вторых - иначе соотношение прогулок 1-й (отмечено красным) и 2-й (отмечено жёлтым) частей могут быть непонятны. Суммарно выходит, что в прошлой части мы обошли центр Бежицы по краешку мимо Орджоникидзеграда и БМЗ, а во второй осмотрим места, прилегающие к тому маршруту снаружи (за линией) и внутри (центр), после чего пойдём в заводском район на другой стороне Бежицы.

2.


За Линией, с точки №5, и начнём. Здесь это практически топоним - никто не скажет "за железной дорогой" или "залинейная часть". При этом район За Линией огромен, добрая половина Бежицы, но только без промзон, а потому населения он вмещает и все 2/3. Но всё же большая часть района За Линией - это или частный сектор, или микрорайоны, и лишь вдоль железной дороги напротив БМЗ тянется какая-никакая интересная застройка:

3.


Здания в общем всё те же, что и в прошлой части, и хотя в назначении конкретных построек я так и не разобрался, изящный и сдержанный стиль Старой Бежицы начала ХХ века вполне узнаваем. Ну а мозаика с кадра выше украшает советский медколледж.

4.


Дворец Пионеров - видимо, бывший Народный дом Брянского завода:

5.


Неподалёку - Спасо-Преображенская церковь (1994-2006), ныне едва ли не единственный храм огромного района, что являет заметный контраст с многочисленными церквями "собственно Брянска". У подножья белый деревянный Малый храм - времянка, обустроенная в деревянном доме во время строительства.

6.


По соседству - магазин, странная смесь сталианса и модерна:

7.


Да явно дореволюционная трансформаторная будка, от которой уходят вглубь района За Линией главные улицы - Почтовая и Либкнехта:

8.


А деревянный дом с наличниками, весьма, говорят, характерный для районов За Линией, да отражение церкви в окошке - в общем-то ещё и неплохой образ "Бежицы, которую мы потеряли":

9.


Дело в том, что отражающийся в окне деревянного дома Спасо-Преображенский собор - на этом месте не первый, и от его тёзки-предшественника (1880-84) остались дома причта, в одном из которых и обустроили в 1994 году малый храм. Старый собор выглядел так, и помимо впечатляющей архитектуры, он был уникален и своей конструкцией - под деревянной обшивкой огромный храм был сделан из металла, или правильнее сказать - представлял собой обшитый досками каркас из рельсовой стали. Железное зодчство - ветвь куда более редкая и экзотическая, чем деревянное (я припоминаю лишь пару часовен на Урале да церковь в Ерсике под Даугавпилсом), и это был едва ли не самый масштабный в России его образец. Увы, пережить советское время у этих построек шансов было меньше всего - храмы порой ломали даже на безобидный кирпич, что уж говорить про металл, который можно было переплавить на что-нибудь полезное в народном хозяйстве?

10.


Была в Бежице ещё и деревянная Петропавловская церковь (1878-82), построенная самими рабочими - она располагалась напротив вокзала Орджоникидзеграда, примерно там, где сейчас рынок и дом с лозунгом о пожароопасности неисправной проводки.

10а.


А в целом, дореволюционная Бежица выглядела примерно так - основную часть её застройки составляли деревянные бараки для рабочих, заметно контрастировавшие с изящными модерновыми домами инженеров и начальства, и конечно же все они сгорели в войну.

11.


И вот что после войны выросло на их месте - перенесёмся к точке №6, в эти прямоугольные кварталы между улицами Ульянова и Третьего Интернационала, образующие чрезвычайно мощный соцгород. На перекрёстке улицы Двадцать Второго Съезда КПСС и бульвара Пятидестилетия Октября (непроизносимость местной топонимике - тем отдельная!) один из старейших в нём Дом Стахановцев (1936), где видимо давались квартиры передовикам производства:

12.


Куда же без котиков?

13.


Да и улицу эту стоило бы назвать не 50-летия, а 20-летия Октября, так как застроена она в основном в те годы. Тут обратите внимание на киоск - такие попадаются по всему Брянску, и вода в них, говорят, правда очень хороша.

14.


15.


Но всё же большая часть этого района застроена в 1950-х годах, и сталианс тут какой-то особый, со своейственной вычурностью и монументальностью, но из "хрущобного" серого кирпича. Однако именно эти дома, в общем-то, и определяют лицо Бежицы:

16.


17.


18.


19.


20.


Единственное, что для меня в архитектуре "независимой" Бежицы так и осталось загадкой - где же находилась тогда администрация города? Ведь явно у неё должно было быть какое-то монументальное здание, скорее всего запечатлённое на одном из моих кадров. А среди всего этого попадаются осколки дореволюционного посёлка - как например вот эти очень симпатичные домики на том же бульваре Пятидесятилетия Октября:

21.


Или бывшая женская гимназия, ныне Старый корпус Брянского государственного технического университета (основан в 1929 как Бежицкий машиностроительный институт), ковавшего кадры для БМЗ и не только (встречавшая меня женщина, например, в советское время несколько лет жила в Риге, работая на знаменитом РВЗ, и брянских там в те времена было много).

22.


А вот странные длинные дома барачного вида - возможно, строились в 1920-е годы как альтернатива бревенчатым рабочим баракам:

23.


Впрочем, в советских кварталах Бежицы есть вкрапления не только старины, но и более поздних времён. Вот например детский садик по виду чуть ли не 1990-х годов постройки. Обратите внимание, кстати, на ещё одну общебрянскую фишку - все детские сады здесь имеют свои эмблемы и названия, этот вот "Непоседа":

24.


Да и в целом от железной дороги к Десне застройка "молодеет":

25.


О Бежице есть ещё рассказ darriuss в трёх частях ( а всего о Брянске - аж в 11!), и если в первых двух - о дореволюционке и сталинской архитектуре - мы друг друга в основном дублируем, то о позднесоветской архитектуре Бежицы с обилием панно, мозаик и барельефов подробнее читайте у него. Я, впрочем, гостил именно в таком квартале - с мозаичными орнаментами бетонных стен и мощными балками в подворотнях:

26.


На улице 22-го Съезда в те недели висел плакат небезызвестной "Сути Времени", от которого многие тут были мягко говоря не в восторге - сейчас, вроде бы, уже не висит:

27.


А в целом, даже серым днём слякотно-пыльной весной Бежица выглядит весьма неплохо, как мне кажется - даже получше самого Брянска.

28.


Подъезды местами обшарпанные, но не вонючие, а тут, обратите внимание, ещё и с новеньким лифтом. Люди, у которых я гостил, бывшие инженеры БМЗ, живут небогато, ешё несколько лет назад из двух квартир уплотнившись в одну - вторую сдавали белорусским торговцам, но с обвалом рубля белорусам здесь торговать стало невыгодно, и хозяйке пришлось самой ехать зарабатывать - конечно же, в Москву, где впрочем работа скрашивается общением с многочисленными интересными людьми типа автостопщиков или хиппи. Летом - дачная эпопея, и огород тут не развлечение, как в Подмосковье, а подспорье на зиму... однако уже много лет они культивируют на своём участке один немецкий сорт картошки, и потому картошка у них дома - самая вкусная, что я когда-либо ел. И в целом, хотя я и не выкладываю фотографии квартир, живут эти люди с достоинством, опрятно и уютно, находя возможности даже для хобби - одна туристка-походник и автостопщица, другая на пару с мужем - реконструкторы. Такие в общем-то обычные для России сюжеты - жить в нужде, но жить по-человечески.

29.


Но вернёмся на улицы. Думаю, на карте (кадр №2) хорошо заметен странный массив диагональных улиц с ромбическими кварталами, тянущихся западнее Третьего Интернационала? Больше всего это похоже на остатки города-сада 1920-х годов (ведь одним из принципов этой концепции было отсутствие прямых углов), но местные ничего такого не припоминают - скорее, это просто соединение чуть-чуть смещённых друг относительно друга улиц в районах БМЗ и Стальзавода:

30.


В общем, в один из дней, покинув поликлинику (о том, что я здесь лечил зубы, уже говорилось в прошлой части) и поняв, что съездить ни в центр, ни в окрестности я не успею, я отправился по всё той же улице Ульянова от рынка и вокзала на запад, минут двадцать брёл, незаметно отдаляясь от железной дороги, а затем улица в очередной раз повернула, а частный сектор и новостроечки вновь сменились конструктивизмом и сталиансом - я пришёл в посёлок Стальзавода:

31.


Для обитателей центра (то есть - посёлка БМЗ) Стальзавод - это такая бежицкая "тёмная сторона Луны", где живут антиподы и по вечерам лучше не гулять. В центр и даже пожалуй За Линию из района БМЗ ездят гораздо охотнее, чем сюда, да и вообще куда ж это годится - там промзона на востоке, а тут на западе! Такое вот ощущение попадания на другой стороны крошечного мирка:

32.


Хотя вообще-то этот район от центра Бежицы натурально отпочковался - в 1935 году БМЗ, выпускавший до революции продукцию от сугубо металлургической (рельсы, трубы) до сугубо машиностроительной (дизели, паровозы) наконец разделился по двум специальностям: на старой площадке осталось машиностроение, на новую перенесли металлургию, и ныне Бежицкий сталелитейный завод - крупнейший в России производитель вагонного литья (чтобы понять, о чём речь, представьте себе колёсную тележку вагона с мощными осями и пружинами).

33.


Следом, в 1958 году, заработал ещё более крупный Брянский автомобильный завод (он же Брянский завод колёсных тягачей), выпускающий тяжёлые машины со множеством колёс - шасси для кранов, тягачей и даже (но это секрет!) ядерных ракетных комплексов мобильного базирования. Здешняя промзона примерно вдвое крупнее БМЗ - 1,5 на 3 километра. Но вот архитектура на этой стороне куда как бледнее, и исчерпывается в общем-то несколькими внушительными зданиями на улице Ульянова - будь то конструктивистский дом с заглавного кадра, заброшенный старый корпус детской больницы...

34.


Или 4-этажка непонятного возраста:

35.


Металлургам обустраивать жизнь советская власть явно взялась только после машиностроителей, поэтому всё же большая часть Стальзаводских владений - многоэтажки и частный сектор.

36.


Но все дороги в итоге упираются в Литейную улицу - как и последний (точнее, первый) участок улицы Ульянова, она проходит вдоль промзоны, но только если Ульянова при встрече с железной дорогой поворачивает на 180 градусов и идёт через всю Бежицу к той же самой Литейной, то Литейная - прямая и исправно уходит За Линию. У моста крайне оживлённое место с рынком стройматериалов и торговыми комплексами напротив проходной Стальзавода. Это, впрочем, не он, и даже наоборот - местный хладокомбинат:

37.


Стальзавод же, впечатляющий обилием подъездных путей, лучше всего виден с моста над железной дорогой:

38.


Отсюда же просматривается платформа Фасонолитейная. Электрифицированная однопутка смотрится довольно странно, а рельсы кругом - не трамвайные (трамвая в Брянске и Бежице нет и никогда не было), а всё тех же бесчисленные подъездные пути Стальзавода, огибающие вокзал с двух сторон.

39.


Виды завода, его административных корпусов, от платформы:

40.


41.


За линией можно обнаружить ДК Стальзавода... да, это до смешного маленькое здание он и есть, что особенно странно на фоне обилия монументальных Домов культуры по всему Брянску, в том числе у куда как менее мощных предприятий и даже просто районов. Мне прежде не раз попадались заметки путешественников, которые искали этот самый ДК, ожидая увидеть нечто с портиками и лепниной, и не находили его элементарно в упор не признав. В целом же, залинейные кварталы района Стальзавода наверное тоже интересны - но я там уже не ходил.

42.


На Фасонку подошла электричка Брянск-Жуковка - до конца города она пройдёт ещё остановочные пункты Отрадное и Бордовичи.

43.


На чём и закончу рассказ о Брянске и Бежице. Город не слишком красивый - но очень самобытный, и несмотря на прямо таки уральскую индустриальность - с каким-то очень человеческим лицом.

А старопромышленная тема на этом не исчерпывается - в один из дней я съездил в Дятьково и Людиново, остатки одного из самых необычных в Российской империи Мальцевского промышленного района. О Дятькове - в следующей части, которую выложу не раньше следующей недели.

P.S.
Ну и в Пензу теперь, конечно, надо бы съездить, чтобы окончательно "закрыть" для себя областные центры Европейской части России. Впрочем, в десятки из них можно вернуться и - с моей нынешней наблюдательностью - увидеть их как в первый раз, в том числе даже такие как Ярославль, Казань или оба Новгорода.

Брянская область, Среднерусское, железнодорожное, дорожное, Бежица, Брянск, "Молох", транспорт

Previous post Next post
Up