Киев. Китаевская пустынь.

Jan 25, 2013 04:50



Одно из самых очаровательных мест Киева - Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры - но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле "украинского барокко". Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.

Китаево - это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно - особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль - проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.

2.


Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор - старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная - наверное, предместья столиц вообще похожи:

3.


Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане - холм, в котором пещеры:

4.


Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше - через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.

5.


Что за молодёжь - я не знаю, но явно не богомольцы.

6.


Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева - вроде бывшая монастырская больница:

7.


Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение - ой, не случайно!

8.


Откуда в Киеве Китаево - примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай - это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью - в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай ... Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, "пустынь" - то есть место, где селились лаврские "старцы" (ну, это как тот монах из "Братьев Карамазовых"). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир - монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.

9.


И ансамбль его почти не изменился - кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:

9а.


Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) - в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский - один из старцев, местный Диоген.

10.


Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце....

11.


Троицкий собор (1763-67) - один из последних образцов "украинского барокко", творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал в Лавре. И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну - про святого Досифея.

12.


В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке - ох, как знакомо! Бабушка же была не простая - на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна.... В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.

13.


Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь - и Досифей недолго думая удрал в Киев.

14.


Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.

15.


В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось - он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин - будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер

16.


По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится - ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно - ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.

17.


Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой - сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.

18.


А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти - его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:

18а.


Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес - это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы... но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:

19.


К пещерам ведёт лесенка:

20.


21.


22.


Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.

23.


Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, "нарисованные" паломниками сажные кресты на потолке... Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал - дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!

24.


Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей - но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата - но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:

25.


Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе - и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: "Бог простит!", но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день большого путешествия, предыдущее путешестввие в Казахстан едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: "Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе - заблудишься окончательно!".

26.


Конечно, сейчас я понимаю, что в общем-то не произошло ничего особенного. Но этот эпизод был очень важен лично для меня, став ответом на давно одолевавшие вопросы и сомнения.

дорожное, Центральная Украина, Киев, ВКЛ

Previous post Next post
Up