Самарская Лука. Часть 3: Тольятти.

May 05, 2008 12:32




Тольятти - крупнейший в России город, не являющийся центром региона (717 тысяч жителей, 18-е место), столица отечественного автопрома, почти лишенный истории, но уже ставший легендарным. С одной стороны, это типичный "советский город, где смотреть нечего", ну а с другой... Ведь дело в том, что в России уже 300 лет продолжаются попытки создать "идеальный город". Петр Первый впервые взялся создавать города на пустом месте и по идеальному плану, но Петербург, хоть и остался лучшим, не был последним. Я уже видел Минск - "Петербург Сталина". Ну а Тольятти, соответственно, "Петербург Брежнева". Почувствуйте разницу!

Тольятти сформировался не единомоментно. В 1737 году Василий Татищев (основатель Перми и Екатеринбурга, к слову) заложил здесь крепость Ставрополь ("Город Креста"), куда переселилась калмыцкая княгиня Анна Тайшина, принявшая вместе со своими подданными православие. Городок был небольшим (кстати, Ставрополем-на-Волге он никогда не назывался, а был "Ставрополем по умолчанию"), в 1924 году его разжаловали до села.
В 1950 году началось строительством Куйбышевской ГЭС, для чего был построен промышленный город Комсомольск-на-Волге. Далее там же было создано несколько химических заводов, и ныне всё это сложилось в Комсомольский район Тольятти:



В отличие от других частей города, тут есть небольшие сталинки:



Ставрополь же полностью ушёл под воду и был построен с нуля на новом месте - теперь это Центральный район, более известный как Старый город. Формально он старше Комсомольска, фактически моложе:





Оба раза я проехал эти районы без остановок, чуть-чуть отсняв из окна маршрутки. Единственная достопримечательность Старого города в Тольятти - виды на Жигулевские горы через Волгу:



Помимо Старого города и Комсы в Тольятти есть еще несколько "старых" районов: Портпосёлок, Фёдоровка (в которой сохранился Благовещенский храм 1846 года постройки), Шлюзовой и другие. Однако все они - это примерно треть населения Тольятти. Проехав через небольшой лесок, я въехал в Автозаводский район, или Новый город, называемый нередко попросту Автоград.

Автоград, основанный в 1966 году при строительстве Волжского автозавода (строили его итальянские специалисты "Фиат", поэтому в 1964 году город переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти) - это один из шедевров и самых смелых экспериментов позднесоветского градостроительства. В архитектуре второй половины ХХ века он стоит в одном ряду с Бразилиа.
Автоград - это прямоугольная решетка широких и идеально прямых проспектов, огромные кварталы между ними, высотные здания, как на Юго-Западе Москвы. Район почти не озеленен, и поросшие травой пространства порой напоминают степь. Фотографировать все это бесполезно - ни один фотоаппарат не передаст таких масштабов:





В Тольятти красиво, светло и ветрено. Однако когда пытаешься ходить по этому городу, берет жуть. Полное ощущение, что тебя уменьшили раз в десять, это просто пугает. Однако стоит сесть в маршрутку - и все встает на свои места. Тольятти - город автомобиля, и градостроителям удалось создать поразительный эффект: проезжая по автоградским улицам, чувствуешь себя пешеходом на улицах "нормального" города. Я по Автограду тоже перемещался в маршрутке, и возможность фотографировать у меня была не всегда.



Въезд в город - по Южному шоссе, на дальнем конце которого в смоге проглядывает высотка АвтоВАЗа. Однако я слез в начале, у пересечения с улицей Льва Яшина:



На самом деле это место исторично - ведь здесь ждал своих хозяев пес Верный, ставший легендой Тольятти. История его была такова: хозяева, молодая семейная пара, возвращались на машине с черноморских курортов, и на пересечении Южного шоссе с улицей Яшина попали в автокатастрофу. Люди погибли, но не сразу - их увезли на "скорой помощи". Никто тогда не заметил, что в аварии был уцелевший - пес, которого просто выкинуло в окно. Людей увезли, и они скончались в больнице. Но пес этого знать не мог, и в результате он 7 лет ждал хозяев у обочины дороги. Ждал их круглый год и круглые сутки, при любой погоде, вскакивал, увидев любую машину, похожую на машину своих хозяев, и наверное ждал бы и дальше, если бы сам в конце концов не попал под грузовик. Было это в 2002 году. За 7 лет пес стал легендой Тольятти, горожане всячески пытались облегчить его страдания, строили будки, подкармливали - только пес ничьей помощи не принимал. После смерти же он удостоился чести, какой вряд ли было удостоено еще хоть одно животное (не как вид или персонаж, а как реальное лицо) в России:



От этого места я отправился вглубь города, и долго ехал в маршрутке по "решетке" его улиц. Высадился я в самом центре города, у пересечения улиц Юбилейной и Фрунзе - на местной вариации Дворцовой площади.

Здесь посреди города расположено огромное пространство, покрытое травой и кустами. Здесь стоят очень занятные скульптурные композиции из серии "Транспорт":







А посредине расположен Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1997-2002 годах.



Мне кажется, один из лучших соборов современности, весьма интересная, выполненная не без вкуса и фантазии стилизация под допетровскую Россию. К тому же собор уже успел обрести благородную запущенность, во многих местах проступает голый кирпич, от чего он даже не кажется "новоделом".



К тому же едва ли не единственный в нынешней архитектуре храм, украшенный изразцами:



К собору примыкает постройка, назначение которой я так и не уяснил (видимо, что-то связанное с епархией), а в нее встроена церковь. Вместе эта постройка и собор смотрятся очень плохо, но сама по себе она весьма неплоха, и тоже украшена симпатичными изразцами:



В отличие от открытого только на службы собора, сюда можно зайти беспрепятственно, и церковь отличется очень оригинальным убранством. На память сразу приходят скандинавские (!) церкви века этак 11.

А еще, как известно, Тольятти славился уникальными образцами брежневского соварха. Все их по городу выискивать я поленился, но прямо рядом с собором находился торговый дом "Русь", который я не замедлил изучить:





Ныне он закрыт. Стоящий через улицу и соединенный с ним переходом второй торговый дом обшили пластиком и зеркальными стеклами, и он теперь мало отличается от стандартного московского "Ашана". Видимо, этот дом ждет то же самое, и мне почему-то безумно жаль... Ведь от того, что это здание строил Брежнев, от того, что это не "чистое искусство", от того, что оно не является памятником архитектуры федерального значения, оно не перестает быть уникальным... Господа архитекторы, оплакивая погибшее наследие, вспомните и ТД "Русь" в Тольятти!



Отсюда я направился в дальний конец города, к АвтоВАЗу. Вообще, Тольятти поражает еще и своим автопарком:





Такая концентрация всевозможных ВАЗов на единицу площади здесь норма, и подобный кадр можно было бы снять на любом светофоре и любой стоянке в Тольятти. На глаз ВАЗы - 90% машин в городе, из прочих чаще всего попадается "Тойота".

Путь до АвтоВАЗа был неблизким, с пересадками, через склады и промзоны, и вот, наконец, я высадился около дирекции завода - башни с медленно и торжественно вращающейся "Ладьей" на крыше:



Здесь располагается Технический музей АвтоВАЗа - масштабы его оказались таковы, что по нему будет отдельный пост.

Поволжье, Тольятти, Самаркандская область, "Воля вольная", дорожное, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up