Запорожье. Часть 2: Старый город Александровск

Jul 29, 2009 11:00



Запорожье - это 6-й по величине город Украины. Его население около 800 тысяч человек, Запорожье крупнее, чем "вторая столица" Львов. Почти из конца в конец (от вокзала до ДнепроГЭС) город пересекает проспект Ленина 12-километровой длины, который считается самой длинной улицей то ли Украины, то ли бывшего СССР, то ли Европы. Почти все интересное в Запорожье, помимо Хортицы, связано с этим проспектом. В том числе и два городских центра.

Первый центр - так называемый Старый город, остатки уездного Александровска, выросшего из заложенной в 1770-е годы крепости. Он распожен на юге Запорожья, в окружении машиностроительных заводов. О Старом городе и его окрестностях и пойдет речь в этой части.
По двум центрам меня водила уже в основном не
yozh_w_tumane , а ее подруга Ирина hexenkraut , студентка исторического факультета. Им обеим спасибо за непрерывное сопровождение, хорошую экскурсию (сам бы я многих мест не увидел) и просто очень интересную компанию.

Начнем с вокзала Запорожье-1, у которого и начинается проспект Ленина. Очень красивое послевоенное здание, вокруг которого расположены корпуса завода АвтоЗАЗ. Здесь давно уже не делают "Запорожцы" - как и многие заводы в России, АвтоЗАЗ производит иномарки.



Также недалеко от вокзала есть Детская железная дорога, куда я уже не успел - она считается самой длинной на Украине (9,4км).
Стоит иметь в виду, что в Запорожье два вокзала - Запорожье-1 и Запорожье-2. Запорожье-2 еще дореволюционной постройки, но главное не это - поезда отходят с обоих вокзалов. Так, мой поезд отходил в Запорожья-2, но сидя в зале ожидания Запорожья-1, я обнаружил это лишь за 5 минут до отправления. Слава Богу, оказалось, что Запорожье-1 этот поезд все равно проходит и я благополучно уехал, но все ли поезда с Запорожья-2 проходят Запорожье-1 - я не знаю.

Отсюда мы начинаем движение на север. Прежде, чем войти в Старый город, свернем на улицу 8-го Марта, которая ведет к заводу "Мотор-Сич", выпускающему авиационные двигатели. В этом районе находится удивительного вида храм - Собор Андрея Первозванного.



Этот собор был перестроен из сталинского ДК, но удивительно другое: авторы проявили нетривиальную фантазию, и перестроили ДК в храм так, что получился "храм сталинской эпохи", попытка представить, как могли бы выглядеть церкви 1930-50-х годов, если бы не было гонений на веру.



Разумеется (поясняю, чтобы не было нападок), аналоги у этого храма есть. Но все же их не так много, чтобы не восхищаться.
В храме очень красивое внутреннее убранство, а планировка выдает первоначальные функции.



Наконец, за улицей Анголенко начинается Старый город.
Александровск был заложен как крепость в 1770-м году, однако вскоре необходимость в крепости отпала. Но выгодное расположение позволило Александровску быстро подняться. Здесь находилась крупная немецкая колония (большинство купцов - с немецкими фамилиями), город входил в черту оседлости - то есть сам этнический состав населения способствовал развитию торговли.

В центре Старого города - воссозданный относительно недавно Покровский собор начала ХХ века.





Проспект Ленина в Старом городе примечателен сталинками, которых тут вообще-то мало:



Крупный дореволюционный дом:



Одно из самых примечательных зданий Старого города - Театр им. Магара (бывший им. Щорса) послевоенного времени:



По местной легенде, это уменьшанная копия Большого театра в Москве - но хорошо видно, что это не так:





Площадь перед театром:



Проспект Ленина прохоит Старый город насквозь, и на выезде находится площадь Майдан Воли, получившая название еще в короткий период независимости времен Гражданской войны.

Эти здания - на самой площади и в ее ближайших окрестностях:





Синагога:



Бывший Народный дом:



Электростанция начала ХХ века:



Как это часто бывает в постсоветских городах, самая большая улица - еще и самая эклектичная. Но центр Александровска - это вовсе не отдельные домики, чудом пережившие войну. Это хорошо сохранившийся центр крупного уездного города, и название Старый город вполне отражает его суть. Свернув с улицы Ленина, можно увидеть много интересного.

Здесь есть довольно крупные улицы с трамвайным движением:







Отдельные выдающиеся здания - например, больница в двух кварталах от Проспекта в сторону Днепра:



Или бывшая управа в двух кварталах от Проспекта в противоположную сторону:



Ныне это музей, о чем свидетельствуют "каменные бабы", столь характерные для Новороссии:



Или один из корпусов Запорожского Национального Университета, городок которого занимает большую территорию:



Но более колоритны просто переулочки, подворотни и дворики, которые особенно хорошо сохранились со стороны Днепра:

















Со слов Ирины, в этих двориках очень большие и интересные подвалы. Но, само собой, увидеть их малореально.
Вообще, без сопровождения Ирины я бы вряд ли увидел Старый город так хорошо.

Далее путь лежал в Соцгород - исторический центр уже собственно Запорожья, построеный в основном после войны. От центра до центра в Запорожье примерно 40 минут пути на маршрутке, причем километров 5-6 проспект идет по скучнейшим позднесоветским кварталам. Показывать их изнутри я особого смысла не вижу, ограничусь видами с Хортицы:

Район завода "Мотор-Сич" - за Старым городом



А это уже районы вдоль середины Ленинского проспекта:





На заднем плане - Промзона. О ней и о Соцгороде - в следующей части.

Новороссия, дорожное, "Черта оседлости", "Воля вольная", Запорожье, индустриальный гигант, Запорожская область, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up