На самом деле чтобы увидеть действующий вулкан, не обязательно лететь на Камчатку. На Таманском и Керченском полуостровах тоже есть вулканы!
Правда, вулканы эти высотой иногда меньше человеческого роста, а извергаются исключительно холодной грязью. И тем не менее в любом путеводителе их отрекомендуют как "единственные действующие вулканы Кавказа". Хотя все не столь однозначно, и к магматизму они не имеют никакого отношения. Впрочем, углубляться в дебри геологии мы не будем, пусть лучше кто-нибудь более компетентный объяснит. Лучше просто посмотрим.
Речь пойдет о вулкане Гнилая гора под Темрюком, о других вулканах Таманского полуострова, и - немного - о пейзажах Кубани в целом.
Помимо потухшего вулкана Миска, уже показанного в прошлом посте, в Темрюке есть еще действующий вулкан Гнилая гора. Расположено он в 5 километрах от города, у шоссе на Краснодар, и до овторота легко доехать на маршрутке или автостопом. Главное - не покупаться на разводку тОксистов у автовокзала, которые предлагают доехать за 400 рублей. На самом деле - не более сотни.
Пафосное название "Гефест" придумали авторы плаката. На самом деле вулкан всегда был просто Гнилая гора. А местные жители в обиходе называют грязевые вулканчики "блеваки". Гнилая гора представляет собой невысокое "как бы" плато, и это далеко не самый крупный вулкан Таманского полуострова.
Три конуса на ближней стороне Гнилой горы своими силуэтами очень напоминают "домашние вулканы" Петропавловска-Камчатского, только в масштабе 1:1000:
Отсюда.
Поднимаемся на Гнилую гору. Наверху вполне вулканические пейзажи, только вместо застывшей лавы - затвердившая грязь, натуральный такыр.
Ходить по этому такыру можно, хотя он слегка пружинит под ногами. Отчетливо чувствуется какой-то посторонний запах.
Грязь вулканчиков считается целебной, поэтому на Гнилой горе оборудована купальня:
Но видимо, Гнилая гора скоро потухнет, как и Миска. Большая ее часть покрыта травой:
В дальней части расположено несколько блевак, которые действуют здесь наиболее активно.
Вулканические пейзажи - эти конусы высотой ниже человеческого роста.
Грязь струится по склонам длинными лентами. Густая, липкая и холодная:
Собственно блеваки - булькающие и пузырящиеся лужицы на вершинах конусов:
Пузыри здесь всплывают разного размера: то с палец, то во весь размер лужицы, а иногда эта штука выплевывает даже небольшой грязевой фонтанчик. Близко к ним лучше не подходить - может обрызгать. Заснять это дело мне не удалось, так как плюются они без всякой закономерности, и подкараулить их почти невозможно.
С Гнилой горы открываются красивые виды:
Закатный Темрюк и заметно более крупная Миска вдалеке:
Одинокая водонапорка у Азовского моря:
И нефтяная вышка с противоположной стороны:
Эта вышка тут не случайно.
На Кавказе грязевые вулканчики встречаются в двух местах - здесь и на Апшеронском полуострове, то есть у оконечностей Кавзкаского хребта. Причем вулканы Азербайджана достигают в высоту 500 метров и на них бывают полноценные извержения. Наиболее убедительная теория происхождения грязевых вулканов - взаимодействие тектонических процессов с нефтяными месторождениями.
Гнилая гора, как мне показалось - далеко не самый интересный вулкан Таманского полуострова. Еще два вулкана я видел из окна маршрутки по дороге в Тамань.
Вулкан Тинзар недалеко от Голубицкой:
Дым - это не извержение, а пожар на склоне.
Но меня больше впечатлила Ахтанизовская сопка у одноименной станицы. Здесь один конус - но высотой около 100 метров:
В силуэте Ахтанизовской сопки есть что-то очень камчатское... А крупнейший грязевой вулкан находится около Тамани: Карабетова сопка высотой 150 метров.
Напоследок - немного о дорогах и пейзажах Кубани и Тамани.
В облике Краснодарского края есть что-то очень американское: хорошие дороги, преобладание каменных домов, возделанные и опрятные поля до горизонта, жаркое Солнце и большие скорости.
Чем не Америка? По крайней мере 50-60-х годов...
Краснодарский край - житница России, и его сельскохозяйственная сущность такая же яркая, как и нефтегазовая сущность Югры. Здесь почти все видимые ландшафты культурные, дикой природы не увидеть вообще, и даже заросших полей тут нет - все в обороте. Особенно красивы после зерновых полей виноградники:
А мой путь лежал дальше, вдоль берега Азовского моря, в Тамань.