Ныне Вышний Волочек - лишь центр текстильной промышленности, один из самых запущенных и депрессивных городов, которые мне случалось видеть. Разбитые дороги, сгоревшие дома, руины в центре города, невероятное количество мусора на улицах - даже в сравнение с другими российскими городами Волочек производит весьма тягостное впечатление. Однако в прошлом это был крупнейший транспортный узел России, от которого осталось удивительно много: и исторический центр, отдельные постройки которого сделали бы честь любому губернскому городу, и, самое главное, гидротехнические сооружения Вышневолоцкой водной системы. В основном о последних тут и пойдет речь.
Начало города - железнодорожный вокзал, на котором я сошел с поезда "Юность". По этим путям постоянно носится какая-нибудь экзотика вроде "Авроры", "Невского экспресса", электрички Москва - Петербург и т.д. Однако сам вокзал, построенный вместе со всей Октябрьской железной дорогой, сохранился с того времени без изменений. То есть это старейший действующий вокзал в России!
От вокзала же в центр ведет длинный, чуть извилистый Казанский проспект, по обе стороны от которого можно видеть всяческую разруху. Специально я ее не снимал (не чернушник я!), но один кадр пропустить просто не смог:
Центр города
Центр города - это Венециановский сквер. На него выходят торговые ряды, от него расходятся улицы и отправляются автобусы. В центре стоит памятник живописцу Венецианову, сам же сквер сильно замусорен. Зато напротив торговых рядов стоит здание театра, невероятное для уездного городка.
Впрочем, основная часть центра располагается за Цнинским каналом (о котором ниже), на так называемом Острове. Через него переброшен Петербургский мост, около которого, на самом берегу стоит Богоявленский собор. Храм сам по себе весьма простой и ординарный, но зато необычайно эффектно расположенный посреди воды.
Вид с городской стороны, от торговых рядов
И с Острова, от Магистрата:
За мостом располагаются административные постройки, такие как Путевой дворец, но особенно интересно здание городского магистарата, увенчанное пожарное каланчей. Такое бы неплохо смотрелось и в Питере.
Большая же часть Острова - вот такие деревянные особняки, часто украшенные резьбой. Постепенно они сменяются частным сектором, и город заканчивается у естественного русла Цны.
Отдельно стоит рассказать о Казанском монастыре. Хотя осмотр архитектурных памятников был для меня второстепенным, этот монастырь я пропустить не мог. Его хорошо видно и с Октябрьской железной дороги, и с Тверецкого канала, от которого я и шел к монастырю гатями, пустырями и задворками текстильных фабрик. Монастырь стоит на окраине, в глухом и нищем районе, у края промзоны. Он и сам оказался пуст, и никто не помешал мне сфотографировать его ансамбль конца 19 века.
Казанский собор. Отдельная тема - посчитать, сколько у него главок.
Андрониковский собор. Похож на творения Тона. До Революции в ним хранилась икона, написанная евангелистом Лукой. "Утраченная" в 1987 году.
Весьма странное место. Обратите внимание на бетонный забор и остатки сгоревших зданий. Стоявший в промзоне, монастырь будто впитал ее черты, но есть в нем какое-то очарование дикости и индустриальной запущенности.
Вышневолоцкая водная система
Впрочем, основной целью поездки в Волочек был не городской центр, в целом имеющий в России свои аналоги, а сооружения Вышневолоцкой водной системы.
Историю Вышневолоцкой ВС я здесь перескажу лишь вкратце: начал строительство водного пути из Москвы в Петербург еще Петр I, однако голландские инженеры, приглашенные им, то ли не учли особенностей русских рек, то ли просто проворовались, а как результат, вырытый ими в 1703-09 Тверецкий канал оказался несудоходен. Однако позднее разрешения на строительство добился купец Михаил Сердюков, крещеный бурят, живший в Волочке. Им был расширен Тверецкий канал, вырыт Цнинский канал, созданы несколько новых шлюзов, а главное - устроено Вышневолоцкое водохранилище, резервные воды которого поддерживали канал в рабочем состоянии в любую засуху. Позднее 150 лет Вышневолоцкая водная система достраивалась и расширялась, и эффективно работала даже после открытия Николаевской ЖД. В 1930-е годы, с постройкой канала Москва - Волга, она была перестроена для обеспечения резервной водой Москвы.
Волочек же за это время стал "Тверской Венецией". В городе около 30 мостов, соединяющих небольшие лесистые островки, а вот так выглядит узел Вышневолоцкой водной системы, где в разные стороны расходятся Тверецкий, Цнинский каналы и сама Цна.
Тверецкий канал - это самый старый судоходный канал в России вообще. Изначально вырытый в 1703-09 годах, позже он расширялся и достраивался. Вдоль канала можно идти полчаса, и не пройти его до конца. Начинается он среди дач и частного сектора, и в этом месте пересечен трубопроводами и замусорен.
Проходит через мрачного вида прозону, и уходит куда-то в тверские леса...
До шлюза я так и не дошел, повернул около разбросанной по островкам деревеньке, и долго шел, продираясь через кусты и переходят болотину по гатям.
Вернувшись в центр, я снова вышел к Богоявленскому собору и Петербургскому мосту. Отсюда начинается прорытый Сердюковым Цнинский канал, изначально созданный для обхода "петли", а ныне ставший визитной карточкой Волочка. Согласитесь, контраст налицо:
Далее, за деревянными особняками Острова, протекает и сама Цна, где уровень воды по сей день регулирует Цнинский бейшлот.
Не считая механизма наверху, он не изменился со времен Сердюкова. Старейшее в России гидротехническое сооружение, да и в мире у него аналогов не так много. Особенно первозданным кажется сам водоспуск Цнинского бейшлота:
За бейшлотом же высится мрачноватое здание Вышневолоцкого гидроузла, и ныне выполняющее те же функции.
Таким мне запомнился Волочек. Нищета и разруха города, и бесконечное небо с облаками, отражающееся в запрудах и каналах.