Самый большой регион. Часть 2: Орто-Дойду - материальный мир

Nov 09, 2022 10:47



Якуты, наряду с другими курыканскими потомками бурятами - крупнейший коренной народ Сибири, примерно полмиллиона человек. И вроде в масштабе Земли это немного, да только рассказать о них можно больше, чем об иных на порядок более крупных народах. То немудрено: в прошлой части вы могли оценить уникальность якутской природы и истории её заселения, а уникальные условия порождают уникальную культуру, где почти ни о чём не скажешь "это как у тех". Даже в один пост описание якутской этнографии не влезает. На следующую часть я оставлю религию и нематериальное искусство, а сегодня отправимся в Орто-Дойду, как в якутской космогонии называется наш Средний мир - поговорим о том, что можно потрогать руками или попробовать на вкус.

Тремя волнами с 7 по 14 век люди из Прибайкалья приходили в эту землю как кочевники, однако якуты - оседлый народ. Ведь из всех (см. прошлую часть) булгунняхов, кисиляхов, тукуланов и тарынов обнаруженной переселенцами в среднем течении Лены земли чахлых лесов и пышных лугов больше всего глянулись им аласы - круглые впадины в вечной мерзлоте с сырым дном и плодородными склонами. Алас - это и пастбище, и сенокос, и водопой, и ледник, а потому вчерашние кочевники стали островитянами на архипелаге аласов. К 17 веку их было 30-40 племён по 2-5 тыс. человек, делившихся на роды - отцовские (ага-ууса) и материнские (ийэ-ууса) от разных жён родоначальника. На больших аласах могло жить даже целое племя, но чаще всего алас вмещал дай бог одну семью: в сравнении с горцами или кочевниками якуты были очень атомизированы. Родоплеменное единство касалось больше духовных вопросов, браков, кровной мести и редких до 16 века войн, а в экономике - разве что общих угодий. Якуты не знали коллективной собственности, а важнее статусного неравенство тут было имущественное - даже в кулуты (рабы) чаще всего попадали дети бедняков, проданные родителями. Базовой единицей саха стали малая семья и её хутор на краю аласа, и даже имевшееся в дорусские времена многожёнство было гостевым - несколько хуторов с хозяйками, между которыми перемещался супруг, заплативший хылыым (калым) перед каждой из свадеб.

2.


Основным якутским жилищем был дьиэ, который иногда называют юрта, но чаще - балаган: по изначальному значению этого слова, русские в нём увидели "жилой ларёк". На самом деле трапециевидный, вросший в землю, обмазанный глиной, а зимой ещё обложенный и балбахом ("кирпичами" замороженного навоза) балаган лишь снаружи выглядит непрезентабельно - внутри это тёплое и уютное жилье. Уж точно куда более совершенное, чем курные избы, в которых большинство русских людей жили на момент знакомства двух народов. Косые стены улучшали циркуляцию тёплого воздуха и делали самозакрывающейся тяжёлую дверь. Она располагалась на востоке, а с севера балаган прикрывал хотон - хлев, добавлявший тепла на самом опасном в обороне от мороза фланге.

2а.


У небогатых якутов имелись летние дьиэ без хотона: скот уходил на луга, но в ограде был крытый телятник титик. Однако символом якутского зодчества стала летняя ураса, видимо произошедшая от чума или юрты, но лишь внешне похожая на них. Дело в том, что ураса стационарная - переместить её возможно, но немногим легче, чем избу. В летний зной высокий купол из чуть согнутых жердей обеспечивал прохладу и свежесть: от холодной земли (под ней же мерзлота) воздух постоянно поднимался к потолочному окну над очагом.

2б.


В 19 веке более-менее всесезонным домом стала бабаарына - её название восходит к русскому "поварня", но по сути это ни что иное, как бурятская деревянная юрта. Якуты могли видеть их на финишной прямой Ленского тракта перед Иркутском, но судя по названию и некоторой упрощённости (у бурят каноничны 8 граней, а у якутов - 6), посредниками в заимствовании были русские ямщики, ставившие эти штуки на почтовых станциях в качестве кухонь.

2в.


Как уже говорилось в прошлой части, в уникальных и экстремальных условиях русские заимствовали у якутов больше, чем якуты у русских. Но важнейшим из того, чему пришельцы научили коренных жителей, стало земледелие - в 19 веке сперва бедняки, не имевшие вдосталь скота, а затем и остальные якуты начали корчевать лес между аласов и выращивать на залежных полях хлеб и картошку. Так появились миэлингсэ - гужевые (а как иначе в сухости и безветрии) мельницы с зерновыми амбарами:

2г.


В русские избы якуты так и не перебрались, хотя к этому всё шло. Ныне основное жилище саха - колхозные дома из бруса. Урасы и мельницы стали достояниями музеев, а вот хотоны и превратившиеся в них балаганы по-прежнему стоят во дворах:

3.


Бабаарыны чаще отмечают сайылыки - временные летние хутора у дальних пастбищ и покосов, заброшенные с распространением машин:

4.


Подробнее к теме якутского зодчества мы вернёмся не раз - в Заречных улусах я покажу 3 музея деревянного зодества. Например, в Ытык-Кюеле, где это ещё и совокупность домов-музеев, и вот этот кадр я снял в реплике балагана просветителя и художника Ивана Попова. Как и в избах русских старожилов Сибири, тут были завалинки - но только не снаружи, а, под скошенными стенами, внутри. Сердцем якутского дома служил огох, в русском варианте камелёк - камин, но не встроенный в стену, а сделанный посреди помещения под глиняной трубой на каркасе из прутьев. При нас музейные камельки неоднократно топились, и дым уходил легко, оставляя в балагане лишь аромат дров. Массивное основание огоха работало как русская печь - прогревалось за день, пока поддерживался огонь, а ночью отдавало тепло помещению.

5.


На вечной мерзлоте не стоит сидеть даже на дощатом полу, поэтому у якутов были нары (ороны) вдоль стен, табуретки из тальника (как тут называют иву) и характерные круглые столы на трёх ножках. На этом же кадре обратите внимание на форму окон, затыкавшихся настом, бычьим пузырём или слюдой, и на лежащую под столом кожемялку:

6.


Колыбель якуты подвешивали к потолку, как русскую зыбку, но саму её конструкцию позаимствовали у эвенков, и в каждом музее "тунгусскую люльку" мне описывали с нескрываемым восхищением. Продумано в ней было всё вплоть до подгузников из мха и специального водоотвода. Справа над столом - бык-оберег, а на столе, помимо серпа и посуды, лежат традиционные якутские игрушки:

7.


Не последнюю роль в формировании якутской культуры сыграли долгие зимние вечера, когда на улицу носа не высунешь. В такое время можно, скажем, плести мешок из конского волоса, или вырезать деревянную чашу, или чеканить серебряные украшения, а когда устанет рука и глаза заслезятся - слушать сказания или даже играть в настольные игры, наборы для которых, совсем такие же, как в музеях, и сейчас продают в магазинах. Вот например хаамыска с маленькими деревянными кубиками, которые надо хитро подбрасывать и ловить. Самый популярный вариант такой: первый кубик подбрасываешь, второй хватаешь со стола, первый ловишь, подбрасываешь их оба, хватаешь со стола третий, ловишь первый и второй, подбрасываешь три, хватая четвёртый и так по нарастающей.

А.

image Click to view



А вот хабылык, или "игра в лучинки" - зажав в кулаке их пучок, подбрасываешь его и ловишь тыльной стороной ладони. Также лучинками можно играть в тарыынку ("якутский биллиард"): поставив пучок вертикально, разжимаешь пальцы, а затем, взяв одну палочку в качестве биты, точными короткими ударами разбираешь получившуюся кучу. Суть игры в том, что в один ход можно пошевелить только одну палочку, а если другая хоть дрогнет, бита передаётся сопернику.

Б.

image Click to view



Что же до игрушек, то не зря они символизируют коров: жизнь аласов определяло скотоводство. Накануне исхода с Ангары курыкане и хоринцы разводили коров, лошадей, овец и верблюдов. Последние два не прижились в новых условиях, а изначально означавшее верблюда слово "таба" в якутском теперь относится к оленю. Но "оленными людьми" (орочонами) остались эвенки, с которыми якуты в первые века не ссорились и потому не претендовали на оленьи пастбища. Что ж до лошадей и коров, то хотя научная селекция тогда ещё не была придумана, природа устроила им такой отбор, что теперь скот с аласов ни с чем не перепутать. Якутские животные маленькие, очень крепкие и выносливые, обрастающие длинной шерстью зимой и дающие очень жирное молоко и очень калорийное мясо. Так, якутские коровы (ынахи) спокойно пили воду из проруби в -50 и могли жить без хотона в -40 по крайней мере до первых волков. Их молоко имеет не виданную ни в одном гастрономе жирность от 5% до 11%... но подвела якутских коров низкая плодовитость: в 20 веке их почти вытеснили холмогорская (с Русского Севера) и особенно симментальская (с высокогорий Швейцарии) породы. Ныне ынахов 1,5-2 тысячи голов, в основном в Эвено-Батантайском улусе, где экстремальность условий на пределе возможного для коровы. Так что приземистого якутского бычка с характерной мордой-кирпичом я видел лишь в музее:

8.


Если же видишь корову, а приглядевшись, понимаешь, что это лошадь - это якутская лошадь, она же саха-ата. Такие кони столь суровы, что спокойно пасутся на лугах даже в -60, добывая корм из под сухого и неглубокого снега. Своей фирменной шерстью до 15см длиной "якутки" покрываются зимой, а летом их выдают телосложение да огромная грива. Чистокровных саха-ата осталась где-то треть поголовья - в ХХ веке здесь делалось много попыток улучшить породу. Кто же был основой якутской лошади - есть несколько версий: на родине курыкан и хоринцев есть ещё более мелкие, коренастые и мохнатые лошади монгольской породы, вот только в преданиях о курыканах фигурируют не они, а высокие резвые кони, "с морды похожие на верблюда". Вероятно, что это помесь пришлых с дикими лошадьми, оставшимися на границе тундры с тех времён, когда она была "мамонтовой саванной".

9.


Но именно конь тянул нарты якутской жизни. Даже сэргэ, священные столбы у домов и дорог - и те ни что иное, как ритуальные коновязи для коней духов.

10.


Одним из главных направлений якутского искусства была упряжь:

11.


Иные сёдла - настоящие шедевры. Хотя эти два не так прекрасны, как Страусиное седло из Кёрдема!

12.


Слева деревянное стремя из дорусской ещё могилы, а справа - вьючное седло:

12а.


Нигде в наследии дорусской Якутии я не находил признаков колеса. Зимой же в дело шли нарты грузоподъёмностью до 200кг при вдесятеро меньшем весе. Тут в них лежит кекюлей - тюк с пушниной:

13.


Тянуть эти нарты мог не только конь. Прежде основой самосознания на Северо-Востоке был род занятий: если эвенки заводили коней и коров, за пару поколений они забывали родной язык и роднились с саха, равно как и наоборот - взявшийся за оленеводство якут становился тунгусом сперва для соплеменников, а потом и для всех. Правда, сохраняя якутский язык, в котором вся оленеводческая терминология своя, а не заимствованная у эвенков. Русская власть пронизала север новыми связями вроде поставок далёким острогам. Саха стали больше проникать в тундру, с 18 века ведя свою экспансию: якутские слова попали даже в языки эскимосов и тлинкитов, на Алеутских островах есть чистокровные якутские коровы, в Британской Колумбии живёт стадо одичавших якутских лошадей, а на Аляске, видать, тех и других постреляли ковбои. У эвенов и юкагиров, напротив, появились поводы ходить на юг, на ярмарки и суды, и наглядно всё это стало проявляться в транспорте. Реки Севера с 17 века делились на "оленные" и "собачьи": у одних на берегах лучше было копытить оленям, а на других лучше шла подлёдная рыбалка на корм для собак. Там оформилась своя порода - якутская лайка:

13а.


Но олени и собаки были для якутов лишь упряжным транспортом для Крайнего Севера, а не ВСЕМ, как для оленеводческих народов.

14.


Олень оставался недостижимым идеалом потому, что умел пережить зиму ТОЛЬКО на подножном корму. Для лошадей это было подспорье, а у якутов не случайно базовой единицей площади был кюрюё - покос на 1 стог: огромную часть жизни на аласах занимали сенокосы. Если инструменты пахаря (мотыги и острые палки, позже - соху) якуты заимствовали у русских и не успели видоизменить на свой манер, то якутская коса впечатляет необычной широкоугольной формой:

15.


Крюк для вытаскивания мяса (урувин), лопатка для выпекания оладий, ухват (ытарча), мялка и скребок для выделки шкур:

15а.


Баардах - якутская берестяная посуда, в том числе мээрэй - сосуды-мерки для молока:

16.


Камелёк, деревянные наковальни, решётка для выпекания лепёшек, серп или соха:

17.


А вот тут слева - лук, острога, ловушки-самострелы, поняга для переноски дичи, рыбные корзина и авоська из конского волоса. Хотя якуты достигли невиданной прежде в условиях Крайнего Севера интенсивности производящего хозяйства, всё же тут не прожить без хозяйства присваивающего.

18.


На мирный север потомки грозных степняков принесли железное оружие. Прототипом якутской косы выглядит пальма - так русские называли распространённую в Сибири клинковую алебарду наподобие европейской глефы или японской нагинаты. У якутов было два виды пальм - длинный батас с узким прямым клинком и короткая широкая батыйа, универсальный "таёжный мачёте". Батасом, видимо, и косили когда-то траву, а оружием он служил в первую очередь против двуногих - медведей или людей, и в 17-18 веках, пока вторая функция оставалась актуальной, был даже запрещён русской администрацией.

19.


Стрел у якутского охотника мог быть целый арсенал - острые на крупную добычу, а тупые - на мелких пушных зверей, которым важно было не попортить шкурку. На врезке - костяной напалечник под тетиву. Надо заметить, хотя ясак для якутов уже в 19 веке стал банальным денежным оброком по количеству скота, сам пушной промысел в Сибири жив и в наше время. Лис да соболей, разучившись пользоваться луком и за неимением безопасных для шкуры пуль, теперь добывают ловушками. Ещё несколько лет назад это был выгодный промысел, но ныне предложение явно превышает спрос: на хорошую соболиную шкуру закупочная цена всего 3000 рублей, лису и вовсе берут хорошо если за 1000.

19а.


А вот укрытия для охоты на пернатых у озёр и болот - стоят, и явно актуальны:

20.


Помимо ездовой якутской лайки, была здесь и охотничья якутская собака - другая порода, сохранившаяся, впрочем, куда хуже и, кажется, просто не имевшая чётких критериев облика. Она не была единственным охотничьим животным: самым необычным якутским методом кажется охота с быком. Большой и покорный вол служил охотнику и приманкой для хищников, и своего рода укрытием - вымывшись, одевшись в свежее, прополоскав рот крепким чаем, на нюх человек почти исчезал в бычьем запахе. Да и всегда мог выстрелить из-за быка, как из-за камня или ударить хищника батасом из под брюха.

20а.


Оружие, посылающее на врага "железных мух", в Якутию принесли русские, о чём напоминали круглые пороховницы-натруски - в 17 веке часть снаряжения казаков. Огниво, как я понимаю, было в ходу и прежде:

21.


Ну а словом "балыксыт" ("рыбак") якуты называли бедняка: в самой по себе рыбалке они не видели ничего плохого, но если она становилась основным способом прокормиться - значит, дела у человека совсем труба. Тем более хоть и огромны в Якутии реки, а пространства между ними ещё больше, и самой ходовой рыбой на столе был не чир или осётр, а банальный озёрный карась. Лишь на больших реках у якутов была коллективная рыбалка с неводом, а одиночки ловили рыбу острогой, мордой, снастью или саком из конского волоса. Чаще всего - под льдом, а летом с берега озерца или речки. Лодками якуты пользовались мало и неохотно, и скорее для переправ, чем для рыбалки - достаточно сказать, что так и не возникло собственно якутских лодок, все их конструкции в бассейне Лены - от эвенков. Как например вот эта тирехтыы (долблёнка) Ксенофонта Кривошапкина конца 19 века из Усть-Алданского улуса:

22.


Ну а итог всего этого - на столе. Якуты любят мясо, вот только ассортимент его напрочь не привычен человеку с материка. Баранов, свиней и даже птицу тут почти не разводят, коров держат почти исключительно на молоко, но в любом магазине найдутся оленина и жеребятина. Именно жеребятина, а не конина, хотя и этот перевод не совсем точный: забивают якуты не новорождённых жеребят, а убаса - шестимесячных подростков, набирающих до 200 кило веса, из которого половина - мясо. Жеребятся лошади в марте, забой проходит в сентябре, а летом Якутия полна жеребятами, и вот так выглядят они в последних числах июня:

23.


На убаса в нынешней Якутии лошадей в основном и держат, а возраст забоя имеет свои причины: дальше набор веса резко замедляется, мясо делается жёстче и суше, и вдобавок до года-полутора жеребята сосут молоко, а зимой оно людям нужнее. Жеребятина считается благородным мясом, которое не стыдно подать дорогим гостям, а за дешёвое мясо на якутском столе - оленина. Мне же не сказать чтобы понравилось и то, и другое - для непривычного человека с материка всё это кажется грубым и жёстким.

24.


Из популярных мясных блюд в Якутии я бы отметил жаркое с шиповником и луково-сливочным соусом и ойогос (запеченные рёбрышки, с жиром, похожим на холодец), а из гарниров - как правило невкусную картошку. Супами якутская кухня бедна (в ресторанах в основном уха), и скорее всего этот способ приготовления - уже русское заимствование. Но с адаптацией к местным ингредиентам: самый популярный у якутов сладковатый суп из потрошков.

24а.


А вот хаан - кровяная колбаса, которая бывает двух видов: мало того, что кровь смешивают со сливками, так ещё и предварительно отстаивают до распада на фракции. Наверху колбаса из обычной "чёрной крови", а внизу - хаан из "белой крови" субай - то есть, фактически, плазмы. В ресторанах я видел только "чёрный" хаан, а домашним субаем нас как дорогих гостей угостили в глухой деревне; вкус очень на любителя, но я проникся. Рядом - традиционные якутские оладьи, которые готовятся не только для людей, но и для духов: видимо, из-за сходства с солнечным диском, ими буквально усеяны святые места. Слева от хаана - суорат, обще-тюркская простокваша:

25.


Из горячего, но не мясного, отмечу саламат - кашу из прожаренной на масле муки и сливок. Горшочки, в которых его подают, обычно под лупой не рассмотришь, но это неописуемо вкусно и сытно:

25а.


Кафе и рынки Якутска полны рыбы, причём это отнюдь не карасики. В низовьях Лены есть осетры, которых ловят легально, но в первую очередь "текущее море" славится белой рыбой от муксуна до ряпушки. Большая тройка ленских рыб - чир, омуль и нельма, и именно последняя больше всего понравилась нам.

26.


На кадре выше слева - юкола (сушёно-вяленая рыба), а на кадре ниже - строганина. Сырую и замороженную так, что ей гвозди забивать можно, рыбу режут на тонкие ломтики и тут же, пока не поплыли, макают в соль и едят. Строганина, конечно, есть не только в Якутии, но популярность её такова, что во многих домах тут есть специальные столы с углублениями для строгания рыбы:

27.


Рыбная визитка Якутии - салат "Индигирка", рецепт которого у рыбаков с той реки подглядел в 1970-х знаменитый якутский повар Иннокентий Тарбахов. Там это блюдо называли сиикэй - "пятиминутка". "Индигирка" предельно проста - это кубики мороженой белой рыбы (в идеале - муксуна, но можно и что попроще), лук, перец и подсолнечное масло. Если же добавить красную рыбу - то получается уже юкагирка, которая мне понравилась даже больше:

28.


Якутское переосмысление северных кухонь - отдельная тема. Вот например чонку, костный мозг оленя с солью и перцем - говорят, отличный афродизиак.

29.


Что самое главное в кухне любых скотоводов? Конечно, молочка! Её обилием, ассортиментом и качеством, при небольшой популярности говядины, Якутия просто поражает. Масло, сливки, простокваша тут великолепны, гораздо лучше "высших сортов" Европейской части. Творог, напротив, весь что мы пробовали был неприятно сухой, а якутского сыра, кажется, нет в природе. Или вот чохон с лепёшкой - все мы знаем про хлеб с маслом, а это, хотя и не совсем - масло с хлебом, которое достают из холодильника и едят ложкой.

30а.


Якутский десерт - кэчрчэх, похожий на взбитые сливки. Вернее - различные его производные: вот тут стакан свежего кэрчэха с ягодами (чаще всего голубикой или малиной), "мартышки" - самодельное (в морозилке) мороженое из кэрчэха в виде характерных "розочек", и наконец - настоящее мороженое на его основе, фирменное блюдо ресторана "Муус-Хая":

30.


Из кисломолочных напитков самый популярный - быырпах, похожий на сладковатый квас с заметным градусом:

31.


Кобылий кумыс у якутов почитают священным напитком для праздников вроде Ысыаха или встреч дорогих гостей. И хотя в советское время кумыс стали производить массово, якуты по-прежнему пьют его больше по праздникам. Вот инструменты для его производства - кожаный мешок симир, воронки кёнкелёйн в форме лошадиного копыта, мутовки для взбивания и ритуальные "многогнёздные" ложки:

32.


Для кумыса якуты даже создали отдельную посуду. Один из символов саха - чорон, резной деревянный кубок. Он делается из берёзы, пропитывается отваром коры лиственницы и топлёным жиром и покрывается орнаментом в 3, 7 или 9 поясов - у якутов это были счастливые числа. В каждом улусе был свой узор, а в каждом узоре зашифровано благое послание. Чороны на трёх "копытцах" - мужские, на одной ножке - женские, но эта принадлежность относится к подносящим, а не принимающим.

33.


А вот кытах - уже бытовая чаша на каждый день, но тоже с красивой резьбой. Посуда, интерьеры и культовые постройки вроде сэргэ - основное направление якутской резьбы по дереву:

33а.


Ещё - курительные трубки, якутское название которых "хамса" явно отсылает в Китай, а не в Россию. Из Поднебесной сюда проникали даба (сукно), шёлк, может быть серебро, однако торговля через вторые-третьи руки оставалась в рамках "заморских диковин", никак не влияя на местное производство.

33б.


Якутский Орто-Дойду впечатляет полным отсутствием камня. Курыкане в Прибайкалье возводили простейшие стены на мысах и дозорные посты на скалах, но в Якутии ничего подобного не было даже в эпоху войн. Камелёк хоть и мог накапливать тепло в основании, в полноценную печь так и не вырос просто потому, что здесь не обжигали кирпичи. Керамика музеях часто есть в разделе "археология" у древних народов, но в разделе "этнография" - почти никогда и всё русской эпохи. Береста, сырая глина, конский волос, ровдуга, древесина - со всем этим якуты обращались виртуозно, но особое место в их культуре занимал металл. Кузнечным делом славились ещё курыкане, в сыродутных горнах получавшие почти чистое (99,8%) железо и потому сажавших на своих коней вооружёнными до зубов всадников. На севере воевать было не с кем, но якутам и бурятам курыкане передали культ металла. "Небо кузнеца выше неба шамана", - сказал мне один бурят, а что уж говорить про якутов? Ведь именно железо обеспечило саха гегемонию на Северо-Востоке, как позже русским - порох. Думается, именно выходы железных руд на притоках Лены вроде Лютенги и Буотамы предопределили место, где курыкане нашли новый дом. Кузнец у якутов был фигурой глубоко мистической, и в отличие от шамана, к которому относились скорее со страхом, темир-уустара (кузнеца) или алтан-уустара (медника) безусловно уважали. Кузнецы делали и шаманские обереги, поэтому шаманы были бессильны перед духами-покровителями кузнецов во главе с божеством Кудай-Бахсы из Нижнего мира. Посвящение в кузнецы начиналось с "кормления" 9 инструментов кровью жертвенных животных, а кузнец в седьмом поколении мог обрести дар шамана.

34.


Якуты знали огнеупорную глину и строили из неё кувшинообразные печи до 2 метров высотой и до 1 метра в диаметре, укрытые от мороза в срубы, проложенные обычной глиной. В печах на древесном угле выплавляли болгуо - крицу. 6кг древесины пережигались на 1кг угля, из 10кг руды выплавлялся 1 кг крицы, которая при дальнейшей перековке ужималась ещё на 1/3. На выходе получалось волокнистое железо или даже качественная сталь, но чаще - смесь того и другого. Эта смесь и была известна как "якутское железо" - гибкое, но поддающееся закалке. В среднем на 1кг "саха-темир" уходил воз древесины, поэтому заготовляли лес и добывали руду летом, а перевозили зимой, когда вставший лёд открывал пути санного подвоза: путь от добытой руды до готового изделия мог растянуться на год. Одну плавильню строили и обслуживали 10-15 человек: у не знавших колеса и керамики якутов была пусть и очень архаичная, но всё же - промышленность. Из плавилен болгуо расходилась по кузням, которые работали круглый год - летом под навесами во дворах, зимой - прямо в балаганах, дополнительно их согревая. Всё это сыграло роль в судьбе саха уже под Россией: якутское железо не уступало по качеству даже импортному, а то, что русские мастера пытались делать в местных условиях, но без местного опыта, выходило ужасно. Лишь с конца 18 века, когда заработал в полной мере Якутский тракт, более дешёвое и массовое уральское железо привело здешнюю металлургию в упадок. Но ещё в середине 19 века в Якутии добывалось порядка 50 тонн железной руды. Кузницы продолжали работать, и вот их изделия русских времён:

35.


С куском болгуо слева соседствуют якутские ножницы кыптыый с характерными широкими ручками, а справа бычах - легендарный якутский нож, ещё один местный символ:

36.


Его короткий клинок впечатляет своей асимметрией и видимо напоминает о том, что изначально такие ножи делались из кости: с одной стороны - глубокий дол, с другой - выпуклая "линза". Такая форма не даёт ножу "зарываться" в то, что режешь, однако каждый бычах сделан либо для правой, либо для левой руки. Рукоять "якута" из берёзового капа кажется непропорционально большой - если нож упадёт в воду, она должна удержать его на плаву. Ножны канонически делались из бычьего хвоста, однако сейчас в ходу более эстетичные материалы от кожи до мамонтовой кости.

37.


Так мы подошли к, пожалуй, самой яркой грани якутского Орто-Дойду - украшениям. Согласитесь, глухая тайга и 50-градусные морозы - не то, с чем могут ассоциироваться шедевры ювелиров?

38.


Ещё одно прозвище саха - "серебряные люди": хотя современная Якутия славится алмазами и золотом, первые было глубоко добывать, а второе, может по какой-то древней курыканской памяти, якуты считали проклятым металлом, владение которым приносит беду. Да и практически не уважали: та же медь, только мягкая. Не очень понял, как попадало сюда серебро, видимо тоже из Китая, а позже из России, но из серебра, меди и бронзы якутские мастера творили чудеса.

39.


Особенно зрелищны кур - металлические пояса, изначально в основном женские:

39а.


Старейшие якутские украшения - гривны, неизменные чуть ли с курыканских времён:

40а.


Многим вещицам в музеях 200-300 и более лет - ведь они были ещё и оберегами, передававшимися из поколения в поколение. А некоторые, как скажем подвески на красном фоне, и вовсе найдены в дорусских ещё могилах:

40.


41а.


Тут обратите внимание на сурэхи (нагрудные кресты, о которых я больше расскажу в следующей части) и очки с узкими прорезями для глаз, зимой защищавшие от метели:

41.


В музеях я показываю шедевры искусства саха, но и в том, что носят прохожие якутки, традиция вполне узнаётся.

42.


Ну а если добавить это всё в ровдугу, замшу, мех, а в исподнем ещё и сукно, то получится сон - так называется якутский кафтан, основной вид национальной одежды, который охотно носили даже русские старожилы, особенно казаки (пришли в 17 веке) и ямщики (в 1730-70-е).

43.


Имевший множество вариантов кроя, в том числе, разумеется, для лета и для зимы. Например, онолоох и бууктах (буфообразный) с широкими рукавами, позаимствованный из русских мундиров. Как я понимаю, так сделаны оба костюма с кадра выше (на левом - дополнительный воротник моойтурук) и левый на кадре ниже. А вот справа - кытыылаах с характерными вставками красного сукна.

44.


Старейший крой - сугубо зимний таналай с меховыми наплечниками:

45.


Вышивка обведена чёткими линиями - любой узор был оберегом, а окантовка как бы увеличивала его силу. Зимняя одежда включала всякие дополнительные тёплые защиты вроде ноговиц или натазников, но в музеях я их не видел.

46.


Повседневный летний костюм якуты, хотя и с местной спецификой вроде тех же узоров, к концу 19 века полностью переняли у русских:

47.


С картузами, рубахами (ырбахэ) и пиджаками:

48.


Но что удивительно - то же можно сказать и про наши дни: каждый день якуты ходят, конечно, в джинсах, кофтах и рубашках. Единственный, пожалуй, атрибут, который порой можно видеть на улицах, подобно войлочным колпакам у киргизов - это шапки из конского волоса, формой от тюбетеек до шляп. Как летний головной убор такая массирует голову, что очень кстати в жару:

49а.


Однако по особым случаям саха умеют принимать национальный вид - скажем, для рекламной фотосессии:

49.


Или свадьбы. На голове у девушки дьябакаа - высокая женская шапка, на которую нашивают чопчуур - узор-символ женского начала:

50.


И, конечно же, на Ысыах. В национальных костюмах на этом грандиозном празднике лишь 5-10% гостей, но только они среди прохожих и запоминаются.

51.


52.


А тут обратите внимание на дэйбиир - махалку из конского волоса от насекомых и абасов (злых духов):

53.


В старину без такой появляться на публике якуту было что лондонском денди без трости:

54.


С той разницей, что это атрибут без гендерной привязки:

55.


Вот, пожалуй, идеальный облик богатого якута - шляпа из конского волоса, туосахта (зеркальце на груди - у бурят такие носят шаманы, а у якутов это общий оберег), камзол, кур с бычахом, дэйбиир и саары - летние кожаные сапоги (зимой носили этэрбэсы мехом внутрь и наружу). И всё это на фоне урас и сэргэ:

56.


В следующей части отправимся в Иесээ-Дойду и Аллараа-Дойду - Верхний и Нижний миры духовной культуры. На стыке миров - якутский календарь. Он вёлся по лунно-солнечной схеме: 12 месяцев по 30 дней, делившихся на приуроченные к фазам Луны декады, но раз в несколько лет корректировался по летнему солнцестоянию (Ысыах) и осеннему равноденствию (переезд в зимние дома). Под это времяисчисление делались деревянные календари разных размеров и форм (см. здесь не в начале), в которых отмечалось то, что было нужно конкретному человеку - время сельскохозяйственных работ, ярмарки, праздники и т.д. Ориентировались по таким просто - переставляли палочку из лунки в лунку.

57.


За помощь в знакомству с Якутией хочу поблагодарить проект "Живое наследие", администрацию Республики Саха, главу департамента информационной политики Семёна Трофимова и депутата Госдумы РФ Сардану Авксентьеву.

Оглавление - Верхняя Лена и Центральная Якутия.
Оглавление - Нижняя Лена и АЯМ.

якуты, Сибирь, дорожное, Якутия, "Молох", ручная работа, рыбацкое, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up