Ростов-на-Дону. Часть 1 - улица Большая Садовая

Nov 08, 2008 19:14



Сложно описать сходу, что за город Ростов-на-Дону. В нем есть что-то от Москвы (общая атмосфера, главный собор и ритм жизни), что-то от Питера (главная улица, дворы-колодцы, близость моря), что-то Одессы (новороссийский колорит, улочки и дворики), что-то от Самары (набережная, положение на границе двух "сред") - но все же Ростов-на-Дону не похож ни на что. Если в его состав включить пригороды - можно будет смело говорить о Большом Ростове как о 3-м историческом центре России. В нынешнем же качестве Ростов-на-Дону, по-моему, не имеет себе равных в русской провинции по площадям, занятым исторической застройкой. В старом Ростове есть прямые и широкие улицы, достойные Невского и Ильинки, а есть удивительно колоритные переулки, мало изменившиеся за 100 лет. Обо всем это и пойдет речь в последующих постах, которых будет всего 4.

Первый из них - рассказ об улице Большой Садовой, таком "Невском Русского Юга", который, начинаясь от вокзала, пересекает старый город из из конца в конец. Одной только Большой Садовой мне хватило на целый пост, а чтобы осмотреть эту улицу, нужно 3 часа минимум - по длине она превосходит Невский.

Но для начала - практическое отступление: дорога до Ростова. Поезда, которые ходят в "Южную столицу" из Москвы, условно делятся на 3 группы. Первая - прямые поезда: "Тихий Дон" и "Атаман Платов". Они идут около 17 часов (в то время как другие поезда достигают Ростова за сутки), почти без остановок, и ужасающе дорогие - плацкарт в них стоит около 1500р. Однако только эти поезда прибывают в Ростов утром - "Тихий Дон" около 8, а "Атаман Платов" около 12. Есть у них и другой недочет - вагоны не расчитаны на такую скорость, поэтому (особенно во вторую половину пути) в поездах тяжело ехать из-за укачивания и тряски. Особенно плохо делается после Воронежа - поэтому если хотите выспаться, лучше "Атаман Платов". Вторая группа - курортные поезда в Анапу, Новороссийск, Сочи и т.д. Они дешевые, оснащены современными вагонами с кондиционером и отоплением, но на такие поезда летом нет билетов уже за 40 дней, и минимум 1/3 вагона - орущие и резвящиеся всю дорогу (около суток) дети. Третья группа - поезда, идущие в кавказские республики: Нальчик, Владикавказ, Черкесск и т.д. Тут уж без комментариев. И еще такой момент - часть поездов идет в Ростов через Украину, и этих лучше избегать: на данном участке очень вредная таможня.

Итак, Вы на вокзале. Вокзал в Ростове построен в 70-е годы, но отремонтирован и в целом сейчас является одним из самых благоустроенных вокзалов в бывшем СССР. Чуть поодаль - Главный автовокзал и пригородный ЖД-вокзал - от последнего, за мостиком через речку Тимерник, и начинается Большая Садовая улица. Теоретически по ней из конца в конец ходит автобус №3 (и не только он), но лучше идти пешком. Кстати, в ростовских автобусах схема такая же, как в московских - оплата на входе через переднюю дверь. На турникеты АТП, видать, не хватило денег, но донской мужик - самый надежный турникет.

В начале Большой Садовой сразу обращает на себя внимание домик издательства "Вечерний Ростов". Такое хорошее издательство, что даже поставило своим читателям памятник:



Очень удобно, по-моему: купил газету - и уже сразу увековечен в бронзе при жизни. Этакая "торговля бессмертием".

На первом участке улицы (до пересечения с Буденновским проспектом) особенно интересно огромное здание УВД-ФСБ Ростовской области - но фоткать его не советую, дабы не прослыть террористом - Кавказ, все-таки... Самое интересное начинается у перекрестка Большой Садовой с Буденновским проспектом.



Один из моих любимых приемов - "ворота". В Ростовских воротах, в отличие от сталинских Минских, Магнитогорских иои Курских, две башни построены в разные эпохи. Првая башня - дореволюционная, модерновая, принадлежит Торговому дому Пустовойтова:



Левая - сталинская, видимо, послевоенная:



Сам Буденновский проспект, перпендикулярный Большой Садовой и Дону, тоже очень достоин - но его осмотреть не успел. Такого масштаба зданий там немало:





Перекресток Б. Садовой и Буденновского - наверное, самое оживленное место в Ростове. В здании у "сталинской" башни есть хорошее кафе "Золотой Колос" - там уютно, и за 150-200р. можно поесть сытно и комплексно.

В подземном переходе под Буденновским проспектом кафельную плитку покрывает роспись на тему Великой Отечественной, тянущееся по всей длине перехода - вот один из фрагментов:



Как и во всяком южном городе, в Ростове много попрошаек (это бросается в глаза даже после Москвы), но они здесь нетривиальны. Так, у спуска в вышеуказанный подземный переход милостыню собирал цыган с баяном, бородатый и одетый в цыганский народный костюм.

В переулке, параллельном Буденновскому, виден огромный купол Кафедрального собора - но туда мы пойдем в других частях, пока же - прямо:



Застройка южной стороны Большой Садовой - эклектика, сталианс, модерн... Все это даже не хочется разграничивать - настолько красивая улица:



Интересная деталь - модерновая застройка северной стороны Большой Садовой гораздо богаче, чем южной - видимо, чтобы окна выходили на солнце. В целом, из-за строго субширотного положения улицы, стороны по моим фотографиям можно определить безошибочно: если дома освещены - значит, это северная сторона, а если в тени - значит, южная.

Девушка на бордюре у Парка Горького. Надо сказать, что и реальные ростовчанки красивые.



За Парком Горького - огромное, вычурное здание Городской Думы, построенное в 1890-е годы по проекту московского архитектора Померанцева. Пока - самое масштабное историческое здание, которое я видел в русской провинции.







И ведь сложно поверить, что современники от таких домов плевались не меньше, чем мы сейчас от "Алых Парусов" или "Нью-Царицыно". А нечто подобное "стонам краеведов" можно увидеть даже в стихах Марины Цветаевой.



Соседний дом, тоже, видимо, очень достойный, был в лесах - торчал лишь оригинальный флюгер:



Большая Садовая пересекает на своем пути два проспекта - Буденновский и Ворошиловский. Самые красивые места улицы - в районах перекрестков, а вот просто подборка зданий до следующего перекрестка:







(не сочтите за рекламу элитного жилья в Ростове)





Одно из редких "неисторических" зданий на улице - но вообще новоделы и брежневки на всей протяженности Б. Садовой (а это несколько километров) можно пересчитать по пальцам:





Под Ворошиловским проспектом оборудован подземный переход того же типа, что и под Буденновским. На кафеле тоже весьма интересные росписи, касающиеся строительства социализма. Вот эту картину я бы назвал "Бабец Суровый":



За Ворошиловским проспектом - квадратный сквер с памятником красноармейцам:



С трех сторон от которого возвышаются административные здания: брежневской архитектуры на юге, сталинской на севере (т.е. за Б. Садовой):



И гигантское дореволюционное здание (бывшая Контора Государственного Банка) на востоке:



Последний отрезок ведет к Филармонии и далее к Театральной площади. Здесь застройка упрощается, появляется больше новоделов и стройплощадок:









Площадь перед Филармонией:



И сама Филармония - грандиозное здание брежневских времен:



Напротив Филармонии - памятник Елизавете Петровне, указом которой была основана в 1742 году крепость Дмитрия Ростовского, давшая начало городу. Крепость была названа в честь митрополита нынешнего Ростова Великого. Около памятника - новодельный Покровский храм, по-моему, довольно красивый.



На северной стороне улицы можно увидеть Александровский редут - ныне всего лишь памятник. До наших дней Ростовская крепость не сохранилась, но некое ее подобие можно увидеть в Аксае, в котором крепость, построенная при Петре Первом выглядит примерно так же, как утраченная крепость Дмитрия Ростовского.



Еще через несколько кварталов Большая Садовая достигает исторической границы Ростова-на-Дону - нынешней театральной площади. В прошлом она называлась Ничейное поле, и по одну ее сторону стоял Ростов-на-Дону,  а по другую армянский город Назичевань-на-Дону, население которого к началу ХХ века достигло 30 тысяч человек (это население небольшого губернского города той эпохи, например, Вологды или Владимира).

В советское время два города объединили, и возник ансамбль в центральной части площади (размеры которой очень внушительны):

Знаменитый Ростовский Драматический Театр, или Театр-Трактор - построенное в 1930-е годы здание является памятником конструктивизма мирого значения (наряду с "московским авангардом" или харьковским Госпромом), да и вообще конструктивстский театр - большая редкость в мире.





Напротив  театра - обширный воинский мемориал с гигантской стеллой:



От стеллы хорошо видна окраиныа старого Ростова, находящаяся, тем не менее, в глубине исторического центра, который объедняет два города.



Но в Нахичевань мы пойдем лишь в 3-е части, а следующий пост будет посвящен переулкам, спускающимся к Дону от Большой Садовой, и затерянным в них достопримечательностям.

Ростов-на-Дону, Новороссия, "Воля вольная", дорожное, Ростовская область, "Путь на Юг", Русский Юг

Previous post Next post
Up