Кстати, слово "лопь" и производные от него - изначально финно-угорского происхождения. По-фински "Lappe" изначально обозначало "дикарь" (отсюда и Лаппеэнранта - "берег дикарей"), но потом значение слова трансформировалось.
И видится что-то символическое в том, что словом "погосты" у саамов называли поселения не мёртвых, а живых
Так ведь в русском языке тоже. Слово "погост" стало обозначать кладбище намного позже
Погост - это русское слово. Изначально северные поселения типа Шальский, Повенецкий и другие назывались Шальский погост , Повенецкий погост. Человек - гость на земле. И его поселение - это погост. Это потом лет сто - сто пятьдесят назад кладбища почему-то стали именовать погостами.
Это могло получиться по факту, что если селение опустело, осталось только кладбище от всего "погоста". На северах жизнь трудная, на земледелие почти не завязана, деревни там возникали и исчезали регулярно. Как вариант. Южнее, где землю пахали, погостами деревни не называли.
Погост на поморском Севере это поселение с церковью. К этому же погосту приписывались селения без церквей. Архангельская область вся в таких погостах. Кольский полуостров административно долгое время относился к Архангельской губернии.
Чему, по словам моей собеседницы, активно способствовали в советское время - ей по-саамски говорить запрещали ещё в детском садике, и вообще всячески внушали, что быть саамом - стыдно
В Скандинавии и Финляндия по большому счету все так же было. Ну, не репрессировали, конечно, но то что "быть саамом стыдно" прям в точку.
Древним германцам, а с ними грекам и римлянам, лопари были известны как "финны", хотя и к предкам суоми это слово тоже относилось - не вникая в язык так называли всех северян, кто не умел пахать землю и пасти скот, а жил лишь рыболовством и охотой
А в Финляндии такой смысл (все кочевые племена, не занимающиеся сельским хозяйством) как раз вкладывали в слово "лопари" (lappalaiset).
Ещё саамы жили на Печенге, но когда последняя по итогам войны досталась Советскому Союзу - предпочли уйти вместе с финнами
Большая часть скольтов, собственно, на Печенге и жила. Эвакуация, к сожалению, практически полностью уничтожила их старый образ жизни. Я как-то раз переводил небольшой очерк из финской газеты о житье скольтов в
( ... )
Погост на поморском Севере это поселение с церковью. К этому же погосту приписывались селения без церквей. Шапки. Нет, рогатые шапки - отличительная черта западноевропейских саами. Олени. Маршруты кочёвки стад пролегают далеко от дорог, поэтому у нас олени не выходят на дороги. С Финляндией конечно не сравнить, где эти рогатые крысы болтаются где угодно. Терпеть их не могу. особенно после того, как они мне машину покорёжили. Оленеводство. Саами действительно занялись оленеводством сравнительно поздно, уже после встречи с русскими. Есть данные, что вообще оленеводами саами стали к 17 веку. До этого - рыбаки и охотники на оленей.
мое мнение по результатам сложившихся наблюдений, что при численности народа не важно какой, но просто при простом недоминировании (в самом общем понимании) попытки противостоять ассимиляции должны быть похожи не на циркуляры и выполнение с KPI, а на психотерапевтические группы с индивидуальной работой...
сам факт кстати саамских сказок для русских крут, но всегда важно, что дальше, т.е. что потом в головах у подростков, молодых родителей и так далее, кто лидер мнений, и каких именно.
А с чего вообще должны быть попытки противостоять ассимиляции? Люди сами, добровольно, хотят ассимилироваться в наш, русский, народ - ну и отлично, и надо их поддержать.
Я тут очень вкратце прочитал ваши комменты и немного экстраполировав, реконструировал ваше воззрение, извините заранее. если чего некорректно додумал. В общем, люди вашего воззрения, которые собственно именно в таком виде высказывают именно такие мысли, по результатам моих сложившихся наблюдений, тоже важный элемент для противодействия ассимиляции, может быть наиболее эффективный из всех, так что не подумайте, что я хочу вас переубедить - это во вред моему представлению о прекрасном. Но не согласиться с вами все-таки придется
( ... )
Сейчас читаю книгу Дмитрия Новикова "Голомяное пламя". Одно из мест действия (наряду с Петрозаводском и Керетью) - как раз Ловозеро. И среди персонажей (эпизодических) есть и ижемцы.
Comments 63
И видится что-то символическое в том, что словом "погосты" у саамов называли поселения не мёртвых, а живых
Так ведь в русском языке тоже. Слово "погост" стало обозначать кладбище намного позже
Reply
Reply
Reply
Reply
В Скандинавии и Финляндия по большому счету все так же было. Ну, не репрессировали, конечно, но то что "быть саамом стыдно" прям в точку.
Древним германцам, а с ними грекам и римлянам, лопари были известны как "финны", хотя и к предкам суоми это слово тоже относилось - не вникая в язык так называли всех северян, кто не умел пахать землю и пасти скот, а жил лишь рыболовством и охотой
А в Финляндии такой смысл (все кочевые племена, не занимающиеся сельским хозяйством) как раз вкладывали в слово "лопари" (lappalaiset).
Ещё саамы жили на Печенге, но когда последняя по итогам войны досталась Советскому Союзу - предпочли уйти вместе с финнами
Большая часть скольтов, собственно, на Печенге и жила. Эвакуация, к сожалению, практически полностью уничтожила их старый образ жизни. Я как-то раз переводил небольшой очерк из финской газеты о житье скольтов в ( ... )
Reply
Шапки. Нет, рогатые шапки - отличительная черта западноевропейских саами.
Олени. Маршруты кочёвки стад пролегают далеко от дорог, поэтому у нас олени не выходят на дороги. С Финляндией конечно не сравнить, где эти рогатые крысы болтаются где угодно. Терпеть их не могу. особенно после того, как они мне машину покорёжили.
Оленеводство. Саами действительно занялись оленеводством сравнительно поздно, уже после встречи с русскими. Есть данные, что вообще оленеводами саами стали к 17 веку. До этого - рыбаки и охотники на оленей.
Reply
Reply
сам факт кстати саамских сказок для русских крут, но всегда важно, что дальше, т.е. что потом в головах у подростков, молодых родителей и так далее, кто лидер мнений, и каких именно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment