Смольный: Доигровая часть тайной переписки Маши Ветлугиной и Андрея Вишневского

Feb 24, 2014 15:44

Маша была искренней, жизнерадостной, подвижной девочкой.
Она была открыта миру, обладала душевной щедростью и любознательностью.
Маша была смолянкой.
Это значило: жить по строгим правилам, скрывать душевные порывы и быть безупречной.
Маша была дворянкой.
Это значило, что судьба предопределена, и выход за ее рамки невозможен.
Маша безумно любила танцевать. Это помогало ей держать осанку всегда. Или почти всегда.
***
Основные действующие лица истории, которая начинается с этой переписки:
Андрей Казимирович Вишневский - юнкер из разночинцев, завоевавший внимание Марии в летнем Севастополе.
Иван и Яков Лазаревы - братья-гардемарины, лучшие друзья с глубокого детства.
Ольга Арцыбашева - лучшая подруга, сорвиголова.
Нина Ланская-Шарапова - возлюбленный враг. Очень похожая на Машу, и одновременно очень непохожая.
***
В 191* году возвращение в Смольный оказалось куда более любопытным, чем обычно.
Лето я провела в Севастополе с тетушкой Анной Александровной и подругой по институту Мари Вельк. Во время прогулки мое внимание привлек молодой человек, в котором улавливалось нечто знакомое. Он тоже узнал меня.
Андрей Вишневский несколько лет назад гостил в нас дома в Петербурге, когда батюшка содействовал ему при поступлении в кадетский корпус. Тогда он был молчаливым угловатым мальчишкой, в котором не было ровным счетом ничего примечательного.
Теперь на меня смотрел вежливый, красивый юноша с открытым взглядом и смелым лицом. Надо ли говорить, что между нами зародилась дружба?
Мы гуляли по набережным Севастополя и Балаклавы, собирали дикий шиповник, поднимались к руинам генуэзской крепости и катались по окрестностям. У меня был кружевной зонтик и целый набор летних белых платьев.
Надо ли говорить, что мы никогда не оставались наедине.
Андрей конечно обещал писать. Я не знала, хватит ли ему дерзости реализовать подобное намерение, поскольку институт запрещал переписку со всеми, кроме родственников, подруг из других институтов и духовником.

***
В начале года я получила письмо от тетушки Анны Александровны. Оно показалось мне странным: обороты нехарактерные, почерк не похож, вдобавок в углу - рисунок свечи.

Bonjour, ma chere nièce!
Давно не получая писемъ отъ тебя, было, встревожилась, но, памятуя свое же обученіе въ Институте, успокоилась. Верно, за изученiемъ всехъ надобных для должнаго воспитанiя наукъ, времени не остается для прочихъ делъ, хотя бы и прiятныхъ сердцу. Моя давняя подруга Генрiетта Карловна, чья племянница три года тому назадъ завершила обученіе, говоритъ, что Институт - это наилучшее средство, чтобы изъ l'enfant terrible воспитать девушку, достойную быть в высшемъ обществе и прiобрести полезныя знакомства. Надеюсь, съ подругами своими ты живешь въ полномъ согласiи и дружбе.
Сообщай какъ можно полнее о своихъ успехахъ. Въ твоемъ возрасте я была лучшею въ классе по стихосложенiю и немецкому языку.
Та герань, что мы привезли изъ Севастополя, готовится расцвесть, чудный, чудный цветокъ, розовые лепестки. Хорошая идея для вышивки гладью.
Здоровье мое теперь совсем стало хорошо, хотя затея выехать будущим летом к морю кажется мне все более привлекательной.
Какое духовное чтение ты выбрала для себя сейчасъ? Время нынче бурное, исполненное всяческих нелепостей, въ такое время надобно больше думать о спасенiи души.
Довольны ли твоимъ поведениемъ и успехами классныя дамы?
Они в высшей степени достойныя женщины, тебе надобно всячески брать съ них примеръ поведенiя въ жизни.
Прошу, пиши чаще, не забывай.

Твоя любящая тетя,Анна Александровна

Некоторого труда стоило вспомнить, что Андрей рассказывал мне сюжет детектива, в котором главный герой шифрует послание, написав его между строк лимонным соком, который проявляется при нагреве листа над огнем.

Здравствуйте, Марiя Константиновна,
прошу простить меня за то, что не смогъ написать Вамъ скоро, весь второй эскадронъ училища только сейчасъ вернулся изъ полевого выхода. Все очень рады снова быть въ Петербурге.
Отъ вокзала эскадронъ шелъ мимо вашего институтскaго сада, но, видимо, время было неурочное - и въ саду никого не было изъ воспитанницъ. Радъ былъ бы увидеть Васъ.
За некоторые успехи в учебе меня произвели въ младшiя портупей-юнкеры. Но, долженъ признаться, въ этомъ наибольшая заслуга моего товарища юн-ра Ахтырцева, по дружбе способствующего мне въ овладенiи науками. Ахтырцевъ намеревается по производству выйти в Лейбъ-Гвардiи Кирасирский Её Императорскaго Величества полкъ. Самъ же я пока с выборомъ полка не определился.
Простите, что утомляю Васъ неуместной солдатчиной. У одного изъ моихъ товарищей сестра такъ же обучается въ заведеніи для девиц благороднаго происхожденія въ Москве, онъ говоритъ, что сестра его жалуется на чрезвычайную скуку.
Часто вспоминаю наши съ Вами беседы. Хотя бытъ мой занятъ всегдашним ученiем или эволюцiями, про живое общенiе съ Вами вспоминаю часто, съ искреннимъ тепломъ.
Буду радъ узнать изъ писемъ о Вашей жизни, хотя бы и о тех деталяхъ, которыя Вамъ могутъ казаться незначительными.

Искренне вашъ юнкеръ Андрей Казимировичъ Вишневской

Так и завязалась наша переписка, повлекшая столько значимых событий.
Я писала письма «тетушке», а на обратной стороне листа - Андрею. И получала ответы от «тетушки», нагревала их над свечей и читала настоящие строки.

Bonjour, ma chere tante!
Вы устыдили меня, признаю! Ученiе и науки занимают меня чрезвычайно, но это ни в коей мере не можетъ оправдать невниманiе к Вамъ. Ужъ не знаю, chere tante, что более подобаетъ мне проявить: надлежащую воспитанной девице скромность, или же порадовать Васъ новыми успехами?
Чтожъ, в должной строгости к себе скажу, что успехи мои в стихосложенiи куда менее впечатляющи, нежели мечталось бы мне.
И артикли в падежах Dativ и Genitiv все еще путаются, сколько бы я ихъ не учила. Быть можетъ - с Вашей помощью на каникулахъ я смогу до конца их освоить!
Зато все легче и лучше удаются мне танцы. Видели бы Вы, ma tante, как плавно я могу исполнить grand rond de jambe par terr сразу после frappe, и что мои assamble стали плавными какъ волны, которыми мы любовались в Севастополе.
Подружки мои славные поразительно и верны неизменно.
Отрадно слышать, что прелестная герань готова зацвести. Цветки герани подобны южнымъ закатамъ. Вотъ было бы чудесно, если бы Вы прислали мне засушенные цветы. Я бы непременно присоединила ихъ к гербарiю. И уж конечно, вышила бы гладью салфеточки прямо къ Вашей новой скатерти.
Совсемъ чудно слышать, что здоровье Ваше совсемъ поправилось. Ежели будетъ на то Ваше желанiе, то со всей радостью составлю Вамъ компанiю в грядущихъ путешествiяхъ.
Для духовного чтенiя мне пришлась по душе "Песнь о Вещем Олеге", ибо я смею думать, что исторiя нашей великой Россiи заслуживаетъ пристальнейшего вниманiя. Та душа спасется, которая верует в Господа и со всей готовностью служитъ Его Императорскому Величеству.
Классные дамы, как смею я надеяться, не слишкомъ гневаются на мое поведенiе, чему подтвержденiем служатъ мои отметки.
Ma chere tante, Вы совсемъ ничего не рассказали о последнихъ новостяхъ.
С нетерпениемъ жду рассказовъ о Вашихъ делахъ. Передавайте горячий приветъ Генрiетте Карловне!
Je vous embrasse.

Vorte niece aimante Марiя.

Здравствуйте, Андрей Казимировичъ.
Не могу скрыть, что письмо Ваше обрадовало меня и удивило. Будто ветеръ южныхъ морей ворвался в жизнь. Институтъ для благородныхъ девицъ - заведенiе в высшей степени достойное, но однообразiе и суровые нравы царят здесь непрерывно.
Ваша затейливость приятно поразительна! Если бы не рисунокъ со свечей, и не детективная исторiя, которую Вы мне пересказывали летомъ - я бы нипочемъ не догадалась подержать бумагу надъ огнемъ.
Позвольте Вамъ принести самые искренние поздравленiя с повышением по службе. Ежели будетъ угодно рассказать, какiе именно науки так удались Вамъ - я буду только рада отъ этого. И знайте, Вы вовсе не утомляете меня "солдатчиной". Ведь Вы пишите про себя, а про Васъ мне все интересно.
Бесконечно довльна я сборникомъ стиховъ, который Вы подарили мне передъ прощаниемъ. Они в меру нежны, в меру серьезны и очень литературно чисты. Какъ я уже заверила тетушку - мне никогда не удасться такъ хорошо писать.
Расскажу о своем последнемъ сне - быть можетъ, онъ Вамъ покажется забавным. Привиделось мне, будто я иду по горному лугу, и все цветы разговариваютъ со мною. С ликованиемъ говорили цветы, какъ счастливы они жить между моремъ и солнцемъ. И только ромашки жаловались, что девицы обрываютъ имъ лепестки, когда гадают о судьбе.
А Вы верите ли в судьбу? Что для каждого человека все определено? Я склонна думать, что каждый сам кует свое счастье, но встречаются событiя чудесные, предопределенные. Взять хотя бы исторiи людей, которые позже превращаются в сюжеты стихотворений. Какое стихотворенiе из сборника, который Вы подарили мне, нравится Вам более всех остальныхъ?
Буду рада поскорее получить Ваши ответы и услышать любые новости о Васъ.
Всего Вамъ доброго.

Марiя Константиновна Ветлугина.

Андрей ответил не скоро, но обстоятельно.

Bonjour, ma chere niece,
чрезвычайно рада весточке отъ тебя, что до промедленiя, то тебя не въ чемъ укорить, кроме юности, а въ юныя годы нетъ никакого времени и желания сидеть на месте безъ всякаго интереса и утомлять себя писаниемъ писемъ изъ одной только вежливости.
Ахъ, стихи, помнится, въ своё время мы съ подругами заводили особые альбомы, в которые списывали все то, что намъ покажется милымъ, изрисовывали поля и закладки изображениями цветковъ, птицъ и всяческихъ узоровъ. У каждой изъ насъ былъ такой альбом и много времени мы занимали написанiемъ изящныхъ пожеланий другъ другу. Думаю, тебе стоило бы употребить свой талантъ с темъ, чтобы написать милыя стихотворныя поздравленія твоимъ родственникамъ къ Рождеству.
Рада твоимъ успехамъ въ хореографіи, плавность всегда была знакомъ должнаго уменiя. Что касается грамматики, то тутъ я не самый лучший учитель. Если тебе и вправду нужна помощь, то я думаю, дитя моё, твои верные подруги не откажутъ тебе в ней.
Я бы съ удовольствіемъ прислала тебе несколько цветковъ для образца, но въ сухомъ виде они станутъ невзрачными и хрупкими. Думаю, что въ свой визитъ ты сможешь сделать набросокъ герани и вышить после, если эта затея все еще будетъ занимать тебя. Въ годы мего обученія намъ не рекомендовали вышивать вообще, это вредно для глазъ.
Вчера мы съ Генрiеттой Карловной выбирали ткань для её новаго платья, пересмотрели несколько десятковъ образцовъ, но ничего не подобрали - нетъ ничего стоящаго вниманiя.
Младшая дочь Генрiетты Карловны черезъ месяцъ выходитъ замужъ, ближайшее время будетъ занято предпраздничными хлопотами, подготовкою какъ самой невесты, такъ и приданаго, убранствомъ дома. А, поскольку Генрiетта Карловна въ такiх заботахъ можетъ легко стать жертвою обмана, я буду ей помогать. Ты же знаешь, какое доброе у неё сердце и какъ легко она доверяетъ всемъ.
Въ качестве духовнаго чтенiя настоятельно рекомендую тебе житiе преподобнаго Серафима Саровскаго, въ немъ много поучительныхъ примеровъ и наставлений.

Пиши, не забывай, твоя любящая тетя
Анна Александровна

Здравствуйте, Марiя Константиновна,
я былъ уверенъ, что вы легко разгадаете загадку со свечою, но все же волновался, вдругъ письмо не было вамъ передано или попало въ руки вашихъ классныхъ дамъ. Верно, вашъ Институтъ подобен кадетскому корпусу въ своей строгости и обособлению живущихъ въ немъ от прочаго общества, не иначе как для пущего противопоставленія ихъ светскимъ и статскимъ жителямъ Санктъ-Петербурга.
Но заклинаю Васъ - будьте осторожны, не хотелось бы навлечь на Васъ гневъ Вашего начальства. Получивъ не такъ давно письмо отъ Вашего батюшки, я подумалъ, что, увидевъ его на Святочной неделе, смогу просить Константина Георгiевича позволенiя писать Вамъ открыто, если Вы не будете противъ этого возражать. А пока, по моему скромному разуменiю, не стоитъ Вамъ сохранять эти письма, возможно, сжечь после прочитывания.
Благодарю Васъ за поздравленiя, искреннее и доброе Ваше слово греетъ.
Позвольте рассказать вамъ о томъ, как мы, юнкера, учимся. Наукъ преподается более двухъ десятковъ и, по большей части, они имеютъ мало общаго с курсом статскаго университета.Кроме повсеместно преподаваемыхъ русскаго языка, Закона Божия, точныхъ и естественныхъ наукъ, много времени отводится на обучение тактике и стратегiи, различнаго рода ученiямъ и гимнастическимъ эволюциямъ, иппологiи, то есть, науке объ устроенiи и всяческомъ обиходе лошади. Обучают такъ же танцамъ и музыке, особливо, пенiю. Наилучшимъ родомъ пенiя здесь почитается хоровое. Изъ языковъ изучаются немецкий и французский, изъ нихъ немецкий более усердно. Въ целом у меня нетъ сложности всехъ предметов кроме немецкаго языка, рубленый звукъ его режетъ уши всякий разъ, когда кто-либо изъ моихъ товарищей принимается отвечать заданное. Статскiхъ преподавателей кроме священника у насъ нетъ вовсе. Но и отца Василiя нельзя назвать статскимъ въ полной мере. Хотя мундира онъ не носит, но въ молодости служилъ поручикомъ въ Ставропольскомъ полку и участвовалъ в обороне Баязета. Много времени занимаетъ различная строевая подготовка, поскольку необходимо иметь хорошую выправку и знать, чему следуетъ обучать солдатъ.
Читаю при всякой возможности. Что до стиховъ, то изъ всего сборника мне более всего нравится «На поле Куликовомъ» и «Сольвейгъ», они пахнутъ мне смолой и полынью, хрустомъ морознымъ и солнцемъ, каждая своимъ запахомъ. Блокъ пишетъ хорошо и просто, но, верю, Вы сможете много лучше, женскимъ глазам приметно многое изъ того, что мужскiе не сочтутъ даже стоящимъ вниманiя.
Чудные и тревожные Ваши сновиденія. Не знаю, к счастію или к печали, но я сплю вовсе безъ сновъ. Случается, что кто-то из товарищей моихъ во сне читаетъ стихи или разговариваетъ. Такого обыкновенно будятъ, а после в шутку зовутъ Вещимъ Баяномъ.
Да, я верю в судьбу, какъ въ путь, который можно вымостить для себя, и, хотя онъ будет не самымъ прямымъ и гладкимъ, но все наши поступки въ прошломъ могут влиять на неё въ будущемъ. В гаданiя и разные чары я не верю, но думаю, что добрыя талисманы могутъ помочь и подарок Вашъ сберегаю. Бедные, однако, ромашки!
Расскажите по возможности, больше о томъ, что Васъ окружаетъ, какъ живете.
Жду вестей отъ Васъ съ надеждою, будьте радостны и счастливы, Марiя Константиновна.

Искренне Вашъ, юнкеръ Андрей Казимировичъ Вишневский

Я понимала, что каждое новое письмо - это строгое нарушение устава. Но не могла себя удержать. Предложение Андрея открыто просить батюшку о разрешении вести со мной переписку повергло мою душу в глубокое смущение. Я не понимала, что стоит за этой мыслью.

Bonjour, ma chere tante.
Я благодарю Васъ за снизхожденiе, и восхищаюсь Вашимъ великодушiем, но смею заверить, что пишу Вамъ не изъ родственной вежливости, а изъ искренней и глубокой привязанности.
Такъ же пребываю въ убежденiи, что упражненiя въ письме полезны для развитiя речи и изящества слога. У меня тоже есть альбомъ, в которомъ все такъ, какъ Вы говорите. Мы съ подружками пишемъ другъ дружке пожеланiя в стихахъ. Рисовать я стесняюсь, ибо мне хорошо удаются лишь цветочные орнаменты и затейливые узоры с завитками. Но и въ этомъ искусстве я стараюсь совершенствоваться. Грамматика же требуетъ прилежанiя и многократного повторенiя. Не достаточно понять ее, но обязательно заучивать. Слава Богу, я легко запоминаю даже длинные фразы.
Ахъ, тетушка! Хрупкость бывает такой прекрасной, порой прекраснее, нежели жизненный расцветъ. Но Вы правы, не присылая мне герани. Вдругъ кому-то запахъ показался бы слишкомъ резкимъ? Чудесные минуты проведу я дома, трудясь надъ вышивкой.
Генрiетта Карловна неизменна! Сколько помню ее - она всегда была модницей и не упускала ни одного нового фасона. Однако, благодаря тонкому своему вкусу и бережливости, ей удается быть совсемъ не расточительной. Передавайте ей мои самые горячiе поздравленiя.
Поделитесь секретом, дорогая моя Анна Александровна, какие расцветки нынче модно носить?
Благодарю за ценный совет, коим я непременно воспользуюсь. Уверена, что книга сiя найдется в нашей библiотеке. Тем более, что «Песнь о Вещемъ Олеге» я давно прочла уже дважды.
Je vous embrasse

Voute niece aimante Mari

Здравствуйте, Андрей Казимировичъ.
Я горячо благодарна Вамъ за призывъ къ осторожности, но не могу въ полной мере на него откликнуться. Ведь это живые слова, Ваши слова! Какъ могу я хладнокровно смотреть на пожирающий их огонь? Неужели Вы такъ поступаете с моими письмами?
Вы написали, что готовы просить у батюшки дозволенiя открыто писать мне, но какъ Вы намеренны передъ нимъ объясняться? А вдругъ он подумает о чем-то, не имеющемъ место между нами? Вы смутили меня и озадачили!
С трепетомъ читаю я об Вашихъ занятiях. Какъ же не проста Ваша доля! Думается мне, что я отъ столькихъ наукъ лишилась бы рассудка. Откуда же берутся время и силы на такое обильное ученiе? Да еще и вместе с упражненiями в воиских искусствахъ?
Расскажите же мне про свою лошадь. У васъ она одна, или много на всехъ учениковъ? Как зовутъ ее, и какой она масти? С детства питаю я слабость к этимъ красивымъ и благороднымъ зверямъ. Сожалею, что у нас в доме ихъ не очень-то жалуютъ. Батюшка говоритъ, что настоящему моряку место на палубе, а не на спине коня. Мне всегда хотелось буланного коня, чтобы елъ с рукъ хлебъ и сахаръ.
Что же читаете Вы помимо стиховъ? «На поле Куликовомъ» и «Сольвейгъ» - стихи чудесные, звонкiе и точные. Подобны они ритму народного танца. Мне же ближе «Девушка пела в церковномъ хоре». Когда читаю его - сразу думается о дальних странах и диковенныхъ краяхъ, о батюшке и пенной волне, о техъ, кто неизменно преданно ждетъ моряковъ дома.
Счастлива я знать, что подарокъ мой Вами сохраняется. Наверное, у Вашихъ друзей тоже есть обереги? Моряки вотъ очень суеверны.
Жду с нетерпенiем рассказовъ о Вашихъ делахъ. Новости Ваши и слова служатъ мне утешенiем и надеждой.

Вашъ преданный другъ, Марiя Константиновна Ветлугина

Отправив это письмо, я уже через день горько сожалела о резких словах. Ведь Андрей мог подумать, что я стыжусь общения с ним, при том, что я была бы рада получать его письма в два или три раза чаще.

обвм, отчет, белогвардейка, РИ

Previous post Next post
Up