Наконец нашла время, чтобы рассказать как мы съездили на
Поляну.
Поляна - это ежегодный фестиваль народного творчества, который проходит в Тульской области. Организаторы фестиваля - семья гончаров из Одоева. Константин Николаевич Кехаиди специализируется на "гончарке", т.е. работе на гончарном круге, а Елена Ивановна Кехаиди, как и все жены гончаров в те далекие времена, когда этот промысел кормил семью - на игрушке. Игрушке Филимоновской, потому что деревня Филимоново находится в непосредственной близости от Одоева, в Одоевском районе Тульской области. Раньше эту игрушку лепили все деревенские бабы - на забаву малышам, а также для привлечения покупателей к товарам, производимым мужьями: горшкам, крынкам и прочей домашней утвари. Сейчас в деревне осталась только одна мастерица, бабушка уже в годах, к сожалению я не запомнила ее имени: она ненадолго заглянула на фестиваль, на раз-два-три слепила "Любаву", дала пару советов Елене Ивановне, которая как раз в этот момент проводила для нас мастер-класс и была такова.
Константин Николаевич и Елена Ивановна обучают детей своему мастерству (художественное отделение Одоевской музыкальной школы). Дети их очень любят: с какой теплотой они рассказывали о своей школе, учителях, о своем городе! Наверное я очень давно не видела адекватных подростков, потому что эти дети своей душевной красотой поразили меня в самое сердце. А педагогическое мастерство Елены Ивановны и подавно: редко встретишь мастера, который так хорошо умеет передавать свое искусство детям не опускаясь при этом до слащавого сюсюкания и не переходя на командный тон - каждая фраза точна и по содержанию и интонации, во всем сквозит Любовь к делу, которая при работе с молодыми умами неотделима от строгости. Ни неуместных восторгов по поводу результатов работы, ни упреков в случае неудачи. Дети очень хорошо чувствуют, что преподаватель обращается к ним как к "брату по разуму", но при этом осознают, что их собственные скромные успехи еще не скоро дорастут до уровня Мастера, поэтому относятся к нему с неподдельным уважением и любовью.
На фестивале в основном были детские творческие коллективы из разных маленьких городков центральной части страны, но были гости и из отдаленной Калиниградской области. Дети приезжали вместе с руководителями кружков, без родителей, поэтому все происходящее очень напоминало пионерский лагерь с отрядами, вожатыми и обязательными вечерними песнями под гитару.
Сколько же прекрасных людей встретили мы на этом фестивале! Просто именины сердца какие-то, а не неделя!
Жили мы в палаточном городке, на берегу веселой и живописной реки Упы.
Благодаря этой реке, 30-35 градусная жара переносилась легко - мы бегали купаться по десяти раз на дню, и было это прекрасно. Особенно удачным обстоятельством было то, что река, в отличии, скажем, от пруда, имеет течение, и поэтому многократные погружения в нее двухсотпятидесяти человек не приносили прозрачности и свежести воды никакого вреда.
Барбариска была от воды в полном восторге и постоянно просилась купаться, а вот наш кудрявый мальчик Т. в полной мере оценил прелести регулярных омовений только к концу недели.
А до этого орал дурниной при каждом погружении.
Готовили еду мы на костре. Для меня, эстетствующего кулинара-любителя, это был настоящий праздник жизни, омрачаемый только трудоемким мытьем посуды.
В 10.00 начинались мастер-классы. Окунувшись, чтобы проснуться окончательно, в бодрящие воды Упы и позавтракав, все разбредались под навесы, укрывающие длинные деревянные столы и скамьи от палящего солнца, и принимались за работу. На этой фотографии Елена Ивановна учит нас лепить Филимоновского петушка:
Чему нас только не учили! В первые дни, преимущественно лепке, чтобы все произведения к середине недели успели высохнуть и попасть в обжиг. Кроме Филимоновской, были мастера Хлудневской, Скопинской, Сапожковской игрушки. На гончарные круги народ занимал очередь спозаранку, а мы с Верондосом до круга так и не дошли, потому что дело это особой сложности и для начала мы решили потренироваться в малых формах - все-таки гончарный круг это больше мужское дело, чтобы к нему подступаться определенную твердость в руках иметь нужно. Зато дети, не мудрствуя лукаво, работали на круге в полную силу:
То-то было весело, то-то хорошо! По уши в глине с утра до вечера!
В середине недели начались мастер-классы по русской тряпичной кукле, росписи по стеклу, бисероплетению, работе с кожей, разнообразным авторским куклам, например из травы и перчатки. К сожалению, в этом году до фестиваля не доехали мастера по плетению из бересты и ивы, но и без этого каждый мог найти интересное для себя занятие. Я например, открыла для себя кожу. Во-первых, я никогда не была поклонницей кожаных украшений, находя их несколько брутальными, а во-вторых, работа с кожей меня тоже особо не привлекала - пошла на мастер-класс только из любопытства, потому что туда была куча желающих. В итоге, море удовольствия от работы (аж руки тряслись!) и приятный результат, который не стыдно будет надеть, тем более что он сделан собственноручно. Ну, и отдельная благодарность мастеру Ивану, который несмотря на юные годы умеет пробудить в учениках интерес к своему делу.
Детей своих мы видели редко, потому что при таком количестве "нянек" мамы им были совсем не нужны. "Няньками" мы называли всех девчонок 8-12 лет (я специально проводила опрос целевой аудитории), для которых наши трехлетки были словно медом намазаны - они в первый же день выучили, как зовут этих "ангелочков", в какой палатке они живут, и затевали громкие споры, чья сейчас очередь носить Барбариску на руках и играть с кудрявым мальчиком Т.
Например, вот эта игра называлась: "Варя и Тема ловят мыльные пузыри". Тягали их вверх девчонки строго по очереди, как только животы не надорвали, я не знаю.
А вот тут, Барбариска в окружении своих преданных поклонниц наблюдает за вечерними играми
Анечка, ау! Спасибо что так хорошо заботилась о Варе! А также, отдельный привет Насте и Наде!
Да, кстати, по вечерам для детей устраивались народные игры, мы водили хороводы, играли в "ручеек", "золотые ворота", "селезня и утицу", а еще были бои с подушками, конные бои и прочие пионерлагерные забавы.
Вот в какие испытания превращается игра в "Золотые ворота", когда в нее пускают малявок:
Ближе к концу недели был обжиг, а перед этим закладка бумажной печи. Даже двух. Для ребят это, увлекательное само по себе мероприятие, превратилось еще и в соревнование, чья печь будет готова быстрее?
Потом была роспись обоженных игрушек: 2 дня подряд, высунув языки и стараясь не дышать мы расписывали наши бесценные произведения. Поначалу результат получался совсем грустным, но постепенно, от игрушке к игрушке, все больше становился похожим на образцы.
А еще в конце недели была свадьба, самая настоящая Поляновская свадьба. Впервые в истории фестиваля. Вот они, счастливые жених и невеста.
Ребята познакомились на фестивале год (если не ошибаюсь) назад и решили сыграть свадьбу тоже здесь. Сначала невесту долго собирали, потом продавали, потом обоих провожали в загс (они ездили расписываться в Калугу), а потом наряженные жители Поляны торжественно встречали их древними свадебными песнями и подарками. А уже потом была потеха: сколько же испытаний пришлось преодолеть молодым, чтобы подтвердить свой новый статус! В общем, было очень весело, широко, и в то же время по-семейному. Просто замечательная свадьба, я бы от такой тоже не отказалась!
Вот и наши поросятки ждут жениха и невесту из Калуги:
По итогам фестиваля была выставка работ участников. Детям давали призы, а взрослые могли просто похвастаться своими творениями. Вот и я не удержалась и выложила упакованные было уже красоты:
Здесь только лучшее, если бы я приволокла ВСЕ - отдельный стол наверное понадобился бы, так много мы "натворили" за эту неделю.
В последнюю ночь двенадцатичасовой отбой был отменен и "изгиб гитары желтой" распевали до самого утра. Еще был прощальный костер, как в далеком пионерском детстве.
А утром неизбежное расставание:
Но оно было совсем не грустным, потому что все знали - через год мы обязательно встретимся снова. И еще многому научимся, и накупаемся в речке, и проведем много незабываемых часов вместе!
Хочу еще раз сказать, огромное спасибо Константину Николаевичу и Елене Ивановне Кехаиди за идею и организацию, и всем-всем-всем за участие!
Вы все - просто замечательные!