Годовщина Восточного Тимора

May 20, 2005 05:45

20 мая 2002 года появилось новое государство - Восточный Тимор (до того эта территория принадлежала Индонезии). Для меня, впрочем, Восточный Тимор ещё до того ассоциировался со знаменитой историей мятежа на "Баунти", которую я попробую изложить своими словами (да простят меня те, кто знает её с большими подробностями)

Дело было в XVIII веке. Английское адмиралтейство направило корабль "Баунти" под командованием капитана Блая на Таити за саженцами хлебного дерева. Дерево то предполагалось перевезти в американские колонии и выращивать там в качестве поставщика недорогой и сносной пищи для рабов.
Капитан Блай был человеком жёстким и честолюбивым. Дисциплину на корабле поддерживал железную, а плавание хотел совместить с "кругосветкой" - из-за чего в частности несколько недель пытался пробиться через штормящий пролив Дрейка, но в конце-кноцов вынужден был повернуть назад и идти через Индийский океан.
По прибытии на Таити дисциплину вынужденно пришлось ослабить. Её просто невозможно было поддерживать на прежнем уровне при наличии такого количества соблазнов вокруг. Речь шла прежде всего о женщинах.
Тут надо сделать небольшое отступление. Любвеобильность полинезийских женщин давно стала чуть ли не нарицательной. Следует однако понимать, о чём реально идёт речь. Дело в том, что традиционные общественные отношения в Полинезии не предполагали существования устойчивой семьи как таковой. По сути деревня (племя) жила большой общиной, в которой дети были почти что общими - во всяком случае про большинство детей можно было с уверенностью сказать, кто его (её) мама, но вот с идентификацией отца было гораздо сложнее... Ну и воспитывали детей по сути всей общиной. Конечно, всё было не столь просто. Скажем, дети вождя были хорошо известны, как и его "жёны". Стать женой вождя было весьма непросто: это было доступно только первым красавицам (что по тамошним понятиям означало, к примеру, иметь вес не меньше 80 кг).
Ну так вот. Неудивительно, что при такой общественной организации совершенно иначе была организована и сексуальная жизнь. В общем-то вполне в соостветствии с биологической целесообразностью женщина стремилась обеспечить генетическое разнообразие потомства, предпочитая при этом "успешных" особей в качестве партнёров по возможности. Так что не стоит удивляться, что женщина с гордостью рассказывала, что за одну ночь ей удалось совокупиться с капитаном зашедшего корабля, ну а заодно и с частью команды тоже. Белые мужчины естественно пользовались особым спросом среди местных женщин. Они были необычными и могущетсвенными, безусловно совокупление с ними стоило того, чтобы ради этого постараться. Но не стоит путать возникавшие при этом отношения с привычной нам любовью. Собственно в полинезийских языках вообще нету слова "любовь" в привычном нам понимании, зато есть множетсво слов для обозначения различных видов секса.
А теперь попробуем представить себе положение английских моряков, попавших на Таити после долгого тяжёлого плавания. Статус владычицы морей давался Англии нелегко. Обеспечение громадного (относительно) флота требовало немалого количества как офицеров, так и матросов. Вербовать новых - это была непростая задача. Потому, если уж человек попадал в матросы, то это было всерьёз и надолго. И жизнь была у него нелёгкая. На берег не очень-то пускали, даже в своих портах. Не говоря уж про тяжесть жизни на корабле, по сути единственными женщинами, с которыми он мог иметь дело, были портовые проститутки, которых на шлюпках доставляли прямо на корабль.
И вот он попадает в рай, где красивые почти обнажённые женщины сами зазывают его к себе, причём не корысти ради, а так сказать по собственной воле...
В общем пока шли переговоры с местными вождями, приготовление саженцев, даже капитану Блаю пришлось разрешить определённые вольности для экипажа, иначе не миновать бы ему мятежа ещё на Таити...
Всякой идиллии однако приходит конец рано или поздно. Вот и настал момент, когда саженцы были приготовлены и благополучно погружены на корабль. Надо было отплывать. А матросы - и в особенности младшие офицеры! - совершенно "распустились" в местной привольной жизни. Пришлось Блаю идти на крутые меры, чтобы собрать команду на корабль, а затем быстро отплывать, пока не успели опомниться и сбежать на берег. Бродившее недовольство он попытался тут же погасить жестокими телесными наказаниями. Но то, что матросы безропотно терпели на пути к Таити, им было особенно тяжело терпеть снова, по контрасту с утраченной райской жизнью, в которой их холили и лелеяли. Бунт назревал, и он произошёл, тем более, что нашёлся вожак из младших офицеров
Итак, бунт произошёл. Обошлось без кровопролития: капитан и его сторонники были застигнуты врасплох. Блай пытался образумить бунтовщиков, убеждал их, что готов простить и оставить происшедшее без последствий, если они опомнятся и вернутся к исполнению своих обязанностей на корабле. Но тщетно. Правда мятежники всё же проявили некую гуманность: они не стали убивать капитана, а посадили его в шлюпку вместе с лоялистами - теми членами команды, которые не пожелали присоединиться к бунту, а предпочли разделить судьбу с капитаном. Это был безусловно риск: ведь если капитан останется жив и доберётся до Англии, адмиралтейство не пожалеет сил и средств, чтобы найти и наказать бунтовщиков! Но видимо риск был сочтён совсем небольшим: ведь до ближайшей европейской колонии - (внимание!!!) - Восточного Тимора - было полторы тысячи миль, а заполненной людьми шлюпке ничего, кроме небольшого запаса воды.
Но мятежники недооценили капитана Блая! Он со совими соратниками сумел совершить невозможное! Плавание на шлюпке через океан мимо островов, населённых людоедами (с трудом удалось от них спастись!), ревущего Барьерного Рифа (в Австралии тогда ещё колонии не было, так что плыли севернее) - это было нечто, пожалуй не имевшее прецедентов ни до, ни после. Но факт остаётся фактом: почти все лоялисты, высаженные на шлюпку, достигли Восточного Тимора (где находилась голландская колония), а потом и Англии. Капитан Блай предстал перед военными судьями адмиралтейства для расследования происшедшего (собственно именно материалы расследования и послужили основой для многочисленных книг и фильмов про историю "Баунти"). В итоге он был признан невиновным в случившемся, а для поимки и наказания мятежников был снаряжён военный корабль.
Теперь можно вернуться в мятежникам. Высадив капитана на шлюпку, они направились назад к Таити, куда вскоре и прибыли. Там их встретили радушно, но узнав о случившемся, вождь не одобрил поведение своих гостей, так что отношение к ним стало куда более прохладным. Однако все прибывшие нашли своих женщин, и стали жить в своё удовольствие. Однако встал вопрос - а что же дальше? Уходить с Таити не хотелось. Но было очевидно, что если до адмиралтейства дойдёт информация о бунте, виновников станут искать именно на Таити в первую очередь. И предводитель бунтовщиков (лейтенант) принял решение уходить, искать необитаемый остров, где можно было бы поселиться. Не все согласились плыть с ним: часть матросов предпочли таки остаться на Таити. Лейтенант не решился вести себя в стиле Блая, так что пришлось ему отплыть вместе с теми, кто согласился - ну и прихватили с собой таитянских женщин, которые впрочем отнеслись к такому делу без энтузиазма, так что фактически их обманом пришлось заманивать на корабль перед отплытием.
Плавание не задалось сразу. С дисциплиной был полный бардак, лейтенант даже пытался ввести телесные наказания, но чуть было не нарвался на новый бунт. Однако мятежникам повезло: они нашли то, что искали, прежде, чем поубивали друг друга на корабле. Это был остров Питкерн, куда они и высадились, уничтожив при этом корабль.
По прибытии на остров проблемы однако не исчезли. Тем более, вскоре часть привезённых женщин умерли, так что возник предмет для естественного соперничества. Произошла настоящая поножовщина, в результате которой в живых остались буквально двое бунтовщиков, но зато каждый с небольшим гаремом.
Тем временем корабль, посланный адмиралтейством, достиг Таити, где все оставшиеся на острове мятежники были быстро переловлены и в кандалах доставлены на корабль. Далее начался поиск уплывших на "Баунти". Поиск очень тщательный: корабль обошёл буквально всю Полинезию!
Но мятежникам снова повезло: Питкерн был буквально единственным островом, куда корабль не добрался - и то лишь потому, что по нелепому стечению обстоятельств на карте капитана координаты этого острова были указаны неверно. Так и ушёл корабль назад, довольствовавшись теми, кого удалось поймать на Таити. И тут - просто судьба - проходя через Барьерный Риф, корабль потерпел крушение. Команда и часть арестованных бунтовщиков (часть утонули: они были в кандалах и шансов выплыть у них не было) пересели а шлюпки и сумели добраться - куда? - ну конечно, на Восточный Тимор! И в конце-концов бунтовщики были таки доставлены в Англию, где их приговорили к повешению, но помиловали.
А те, что приплыли на Питкерн, размножились, так что их потомки были обнаружены там уже спустя 50 лет. Собственно и до сих пор на том островке живут потомки мятежников с "Баунти" и таитянских женщин, основной источник дохода у них - почтовые марки.
Previous post Next post
Up