Из пяти музеев изобразительного искусства, посещенных за время пребывания в Америке летом этого года, наиболее проблемным для нас был МоМА (The Museum of Modern Art), Музей современного искусства на 53 улице между Пятой и Шестой авеню Манхэттена в Нью-Йорке. Наша внучка настоятельно советовала нам побывать там («Ну что ты так любишь старое искусство, посмотри новое», - «старое» для нее это все, что было до ее рождения), да и я сама хотела поближе познакомиться с современными тенденциями, мои предпочтения застряли где-то в начале 20 века, современное искусство я знаю плохо, а знать надо, даже если не все понимаешь и принимаешь. Поэтому записки эти отражают мое восприятие увиденного, и только, не являются критическими заметками (я не специалист), а лишь передают впечатления от прогулки дилетанта по залам Музея современного искусства, так что не судите строго.
Эта картина служит в эти дни рекламой музея, попадается на улицах и встречает вас перед входом.
Музей был основан еще в 1929 году Альфредом Барром, при содействии и активном участии жены Рокфеллера. Время кризиса не способствовало открытию новых музеев, да и идея первой выставки - показать работы постимпрессионистов Ван Гога, Гогена, Сезанна, Сера, никогда не выставлявшихся раньше в Нью-Йорке из опасения провала, казалась тогда авантюрной. А сегодня в МоМА имеется около 4 000 живописных и скульптурных работ, более 40 000 литографий, гравюр и рисунков, около 20 000 фотографий, более 6 000 архитектурных проектов, макетов и дизайнерских решений. В музейной коллекции фильмов насчитывается более 10 000 лент, она считается самой крупной в США. Работы всех выдающихся мастеров живописи за последние 150 лет от импрессионистов до Джаспера Джонса представлены сегодня в музее.
Все экспонаты оцифрованы, их можно увидеть на официальных сайтах музея, даже те, которые сегодня не экспонируются.
В 2004 году японский архитектор Йоси Танигути построил для музея новое здание, вызвавшее сначала, как это часто бывает, бурное неприятие, но сегодня оно считается шедевром современной функциональной архитектуры. При составлении контракта Танигути заявил: «Если вы дадите мне много денег, я подарю вам настоящую архитектуру, но если вы дадите мне очень много денег, я сделаю архитектуру невидимой». Ему дали очень много - 425 миллионов, и он сдержал слово. Новое здание музея можно даже не заметить, настолько естественно оно вписывается в свой квартал, растворяясь в соседних стеклянных фасадах.
Хотя у нас и был путеводитель, но мы только потом поняли, что начинать осмотр надо было с 5 этажа, там находится собрание живописи и скульптуры, начиная 1880 и кончая 1940 годами,
от Сезанна до Дюшана, через все «-измы».
Здесь самая большая в США коллекция произведений Пикассо.
Много картин Фернана Леже.
Экспозиция 4 этажа охватывает период с 1940 года и по наши дни. Кое-что нас удивляло, например, эти скульптуры, скорее похожие на манекены.
Этот набор тоже считается художественным произведением, но я не вижу в нем красоты из-за его бессмысленности, допускаю, что не права.
Перед этой огромной картиной Джексона Поллока, идеолога абстрактного экспрессионизма, мы долго сидели и не только отдыхали, но и думали, подбирали ей название.
Нам понравились его картины в этом стиле, их там несколько, сам он говорил: «Мои картины не дружат с мольбертом, я никогда не натягиваю для них холст. Вместо этого я предпочитаю писать на холсте, просто расстеленном на полу… Это очень удобно». Я теперь хочу подробнее познакомиться с его биографией и работами.
Эта скульптура тоже произвела впечатление, в ней столько экспрессии, летящего движения.
Некоторые работы похожи на детские рисунки.
А это произведение так и не раскрыло нам своего смысла - какая связь между чучелом птицы, мазками на полотне и висящей атласной подушкой мы так и не поняли.
Ниже этажом расположены залы, посвященные развитию фотографии (это, наверное, интересно фотографам и историкам), архитектуре и дизайну. Меня, честно признаюсь, не очень интересует дизайн, но на некоторые вещи мы обратили внимание.
Это картинка интернет-приложения, меняющаяся каждый час и дающая точный прогноз. Представляет собой не только практическую ценность, но и художественную, на мой взгляд.
В летнем Саду скульптур нам не удалось посидеть, устали, слегка обалдели, много народу.
Для тех, кто в этом музее еще не был, но хочет побывать, несколько практических советов. Имейте ввиду, что путеводителя на русском языке не было, есть аудиогиды на разных языках (кроме русского). Билет стоит 25$, но для лиц старше 65 лет есть скидка. Приготовьтесь к тому, что осмотр даже не всех залов займет почти весь день, кафе только одно и большая очередь. Мы очень устали, но не пожалели, впечатлений много, приятных и разных. Да, при музее, как всегда, есть магазин, где много всяких дизайнерских «примочек», ювелирки, игрушек, можно выбрать для подарков, но цены кусаются.
Ссылки: moma.org
google.com/culturalinstitute
locals.md (фото музея снаружи).
http://botinok.co.il/node/90568 (там опубликовано мною впервые).