"Мой, нежной дружбою написанный, портрет,
Тебе, как дар любви, в сей день я посвящаю..."
В.Жуковский. "Стихи на портрете"
Считается, что позднее Возрождение продолжалось с 30-х годов XVI века до начала XVII. В это время в Италии, особенно в Риме, в 40-е годы начались кризисные тенденции, приведшие позже к упадку искусств и наук - католическая реакция и усиление инквизиции, а к концу века уже составлялись списки запрещенных книг и учений, так как они "пагубно влияли на умы людей", и загорались костры инквизиции. Некоторые художники чувствовали эти перемены, но продолжали творить в духе тех высоких идеалов Возрождения, которые привели в начале века к расцвету культуры.
Многие живописцы отказывались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом (от итал. маниеризмо - вычурность, изощренность).
Надо сказать, что искусство Италии этого периода было разнообразным, и если в Риме и Флоренции ощущался уже его кризис, вылившийся в появление маньеризма, то до Венеции он добрался только к концу века. Там творил великий Тициан Вече́ллио (около 1488/1490 - 1576), сложившийся как художник в период наивысшего расцвета искусства, продолжавший гуманистические традиции Возрождения под влиянием творчества Джорджоне, Рафаэля и Микеланджело, но уже к концу 20-х годов он вырабатывает свой стиль.
Этот период его творчества (примерно до 1540) считается временем расцвета портретного искусства Тициана, он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, внутренней просветленностью, спокойных по композиции, и глубоко психологичных. Он умел передавать не только внешние черты человека, но и его внутреннее содержание, находя для каждого образа свое композиционное решение и индивидуальную колористическую гамму. "Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека." (В.Н. Лазарев.Большая советская энциклопедия)
Рассказывают, что слава Тициана была настолько велика, что когда он по приглашению германского короля Карла V писал его портрет и уронил кисть, то король поднял ее со словами : «Услужить Тициану почётно даже императору».
"К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.» ( (В.Н. Лазарев.) Он прожил долгую жизнь - почти 90 лет, его последние произведения полны мрачным предчувствием, тревогой и усталостью.
Венецианский художник Паоло Веронезе (настоящее имя - Паоло Кальяри, 1528-1588) прославленный колорист, мастер больших алтарных картин, монументальных росписей, многофигурных композиций, характерных для маньеризма, был также и прекрасным портретистом.
Часто, изображая религиозные сюжеты или пиры и праздники, наполняя свои многофигурные картины жизнерадостным весельем, он даже в них стремится изобразить реально существующих людей. Так, например, в знаменитой картине "Брак в Кане Галилейской", написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в стиле маньеризма, Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая среди пирующих крупнейших живописцев - Тициана, Тинторетто и даже самого себя, как это было принято еще в период Раннего Возрождения.
Собственно портретов у Веронезе не так много, они почти всегда были выполнены в мягкой лиричной манере, изобиловали изображениями тщательно выписанных деталей одежды и аксессуаров, передавали аристократичность персонажей еще и с помощью благородной непринужденности поз. Они написаны масляными красками на холсте, в основном в изысканной колористической гамме, основанной на сочетании чистых цветов с серебристым, насыщенном светом тоне.
Но к концу жизни в портретах Веронезе, как и в остальном его творчестве, появляются новые черты. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью и простотой, настроение становится задумчиво грустным, а колорит более монохромным.
Еще одним представителем Венецианской школы позднего Возрождения был Тинторетто (Я́копо Робу́сти, 1518 или 1519-1594), ученик Тициана, преданный поклонник Микеланджело, считавший первого непревзойденным колористом, а второго - великим рисовальщиком. У него на стене в мастерской был написан девиз творчества: "Рисунок - как у Микеланджело, колорит - как у Тициана"
Художник занимался в основном исторической живописью, но его мастерство рисунка, драматичность, теплота и насыщенность красок, умение передавать живописность света и тени, выразительность образов - все это проявилось и в портретном жанре.
В жизни Тинторетто был религиозным человеком, очень скромным в быту и бескорыстным (в отличие от своего друга Веронезе), часто за выполнение заказов церкви и государства не просил никакого вознаграждения, а только оплаты холстов и красок, писал портреты не только богатых и знаменитых, но и бедных и простых, как на этом портрете куртизанки.
Если художники Венецианской школы еще долго продолжали гуманистические традиции Высокого Возрождения в своем творчестве, то во Флоренции к середине века в лоне позднего Возрождения уже не только зародился, но и успел созреть маньеризм, став господствующим течением. Отношение искусствоведов к этому направлению в живописи отличается неопределенностью: некоторые не считают маньеризм самостоятельным стилем и приписывают его кто к позднему Возрождению, кто - к раннему Барокко. А есть мнение, что формотворческое, претенциозное начало в искусстве этого направления пронизывает все эпохи культуры от античности до . авангардизма. Одним из наиболее ярких представителей этого течения был Анджело Бронзино (ди Козимо ди Мариано, 1503-1572), придворный художник
флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Он создал тип тщательно выписанного портрета, в котором торжествуют холодность красок, выражается аристократическое отчуждение, даже превосходство и бесстрастность в выражении лиц, торжественная и величавая неподвижность фигур, навязчивая точность в передаче деталей одежды. Во всех портретах преобладает официально-парадный стиль, позы напряжены и вычурны, даже статуарны, напоминая изображения людей в религиозных сюжетах раннего Возрождения.
Все, что сказано выше о портретах Бронзино, можно отнести и к работам Пармиджанино (Франческо Джироламо Маццола, 1503-1540), у которого еще острее проявилась особая "манерность" поз, вычурность одежд и причесок, аристократичность удлиненных, грациозных пропорций.
У него проявилось умение не только точно передавать образ человека, но и с помощью антуража и цветовых решений "окутывать" его атмосферой тайны. Одна из самых претенциозных и в то же время самых талантливых его работ, "Автопортрет в выпуклом зеркале," была написана им в возрасте 21 года и так прекрасна и необычна, что уже упоминавшийся тут не раз Вазари сказал о ней:
"...Так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно...»
Уже у художника Якопо Понтормо (1494-1557), ученика Леонардо да Винчи, одного из основоположников маньеризма,
еще в первой половине XVI века появляются характерные для этого стиля удлиненные фигуры, изломанные тревожные линии, которые позже станут визитной карточкой одного из самых великих испанских художников этого направления в живописи - Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-1614), критского грека, работавшего в Венеции и Риме, переехавшего позже в Испанию, в Толедо, где в полную силу и расцвел его талант.
Некоторые исследователи относят Эль Греко к представителям испанского барокко, которое являлось в какой-то мере продолжением и развитием маньеризма. В любом случае эмоциональность свойственная портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью, черты ирреальности, вселенской печали делают их неповторимыми и легко узнаваемыми.
Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма. Собственной смертью художник доказал, что тело - ничто, а вот дело и душа - бессмертны.
И последний художник, о котором мне хотелось бы сказать пару слов, и творчество которого некоторые исследователи относят к маньеризму, другие - к академизму, третьи - к барокко - Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1573-1610).
Говорят, что он был задирой и драчуном, обладал взрывным характером и часто совершал необдуманные поступки, неоднократно был арестован. Техника Караваджо была спонтанной , как его нрав. Он рисовал прямо на холст с минимальной подготовкой, свои модели выбирал прямо на улице, а в образах святых и даже Христа изображал простой рабочий люд, а в портрет начал вводить натюрморт в виде цветов, ваз и фруктов.
Ему были присущи такие черты творчества, как идеализация образов, мощные контрасты света и тени, насыщенность колорита, эмоциональная выразительность чувств, доходящая до аффектации, как например, в этом произведении с собственной отрубленной головой в образе Голиафа.
Характерным для позднего Возрождения является то, что восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания, а маньеризм, возникший в результате кризисов общественно-политических и, конечно, кризиса в культуре, является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко. В следующей части мы поговорим о "северном Возрождении" и его великих представителях.
Продолжение следует.
Ссылки: 1.
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/pozdnee-vozrozhdenie.html2.
http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy_manierism.html3.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327395ttp://www.arthistory.ru/mannerism.html4.
http://artiques.ru/content/pozdnee-vozrozhdenie