Вичуга - родина скворечников

Jan 14, 2012 01:43

Братья Чернецовы

Как хорошо известно, уроженцами Луха являются замечательные русские художники - братья Григорий и Никанор Чернецовы, академики живописи. В 1838 году они предприняли уникальное творческое путешествие по Волге, запечатлевая по пути берега великой русской реки и другие достопримечательности. Путешествие длилось с мая по ноябрь, началось в Рыбинске, а закончилось в Астрахани. 23 июня (ст. стиль) 1838 г. братья бросили якорь в Кинешме и на две недели отправились на свою малую родину . В этот период, возможно, по дороге в Лух, они посетили село Вичугу.



С первого дня путешествия и до его конца Чернецовы вели подробные путевые записки. Каждый из братьев отдельно записывал свои впечатления. Потом оба дневника были сведены в один. В 1862 году художники преподнесли Александру II беловой экземпляр путевых записок, иллюстрированный рисунками.

Вот цитата из этих записок, касающаяся села Вичуги:
«Невдалеке от Луха много находится значительных сел, и во всех почти ежегодно бывают ярмарки, а в некоторых из них есть большие фабричные заведения. В селе Вичуге, принадлежащем С. П. Татищеву, находятся огромные заведения купца Кротова, на которых беспрерывно работают более нежели шестьсот человек. Изделия составляют большею частью китайка, салфетки и плисы. Сверх вырабатывания оных в сих заведениях материалы раздаются по окрестным селениям, и во всякой почти деревне близ села Вичуги видны небольшие фабрички, и слышны в каждом почти доме стуки ткацких станков. В других местах здешней стороны вновь строящиеся большие фабричные заведения доказывают потребность изделий. Этот замечательный уголок в сем отношении удивителен, и село Вичуга есть как бы центр здешней фабрикации. Тут мы видели дом, или русскую избу, с великолепным крыльцом, роскошно изукрашенную резьбою со всеми замысловатостями и гребнем поверху крыши на коньке. Подобных этому дому нам редко случалось видеть. Если рассмотреть внимательно внутренность русской избы, то увидишь в ней все на своем месте, все согласно с климатом и образом жизни, и все имеет свое назначение, приспособленное к необходимости и удобству. Печь, голбец, полати, лавки и пол представляют из себя разные климаты русской избы, в зимние трескучие морозы хозяин после трудов выбирает по потребности любое место и климат для своего отдохновения.»



Этот текст сопровождала акварельная миниатюра, дающая лишь общее представление о вичугской избе. Сами путевые записки с подобными рисунками-миниатюрами были изданы лишь в 1970 году. Но оказывается подробнейший рисунок уникальных вичугских хором был издан за сто лет до советского издания!


Журнал «Зодчий»

С 1872 г. Санкт-Петербургское общество архитекторов стало издавать художественно-технический журнал «Зодчий». Одним из активных корреспондентов этого журнала был архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878), автор известного Александро-Невского новоярмарочного собора в Нижнем Новгороде, сын знаменитого составителя Великорусского толкового словаря.



Уже в третьем номере журнала (за 1872 г.) появилась статья Л.В. Даля «Старинная деревянная изба (с чертежами)».

На чертеже был изображён подробнейший рисунок из альбома Никанора Чернецова (1805-1879), «пополненный детальными чертежами с других зданий» (которые мы опускаем).




Текстовая часть статьи была подписана как «В. Даль». Если это не ошибка, то её написал отец архитектора, великий Владимир Даль (который, кстати, умер осенью 1872 г.). Ниже мы приводим этот текст:

«Старинная деревянная изба из альбома Чернецова

В альбоме г. Чернецова мы нашли интересный образчик богатой костромской избы. Внешний вид этого строения, пополненный нами детальными чертежами с других зданий, представляет изображение чуть ли не единственно сохранившегося частного дома с такими старинными архитектурными приёмами, как напр. большая крыша с плоскими отливами и покрытое бочкою крылечко, в роде того, какое можно видеть на рисунке коломенского дворца царя Алексея Михайловича.

Частные дома старинной Руси, от простой избы и до богатых хоромов, представляли в сущности одну ступень развития архитектурного типа; - это были два или несколько поставленных в ряд срубов, соединенных сенями и крыльцами, или переходами. Сени, хотя по смыслу самого слова и означают собственно навес, однако вообще были не только кругом закрыты, но во дворцах, кажется, даже устраивались теплые. Сени представляли собой комнату, устроенную между двух срубов, соединённых посредством двух стен. Крыльца, переходы и паперти были низенькие, наружные пристройки, служившие для входа и для соединения более удаленных одна от другой частей дома.



Этот тип жилого строения и до нашего времени сохранился в избах Костромской, Нижегородской, Владимирской и других губерний. В этих местностях ода сруба избы, - задний и передний, - которые бывают даже двухэтажные, соединяются сенями. В сенях устраиваются чуланы, служащие в летнюю пору года спальнями. При царях в сенях давались и парадные обеды, в наше время же в них устраиваются внутренние лестницы, особенно во Владимирской губернии. Внутри избы стены представляют гладко-выстроганные брёвна; вдоль стен уставлены скамьи, в красном углу - киот; у печи бывает перегородка, и около дверей - рундук.

Устройство наружного крыльца и всхода во второй этаж сохранилось в обычаях населения преимущественно Костромской губернии и нижегородского заволжья.



Наружные украшения избы в том виде, как они изображены на прилагаемом чертеже, с каждым днём выходят всё более и более из употребления и уступают место богатой "корабельной рези". Последняя представляет весьма оригинальное подражание орнаменту итальянскому и римскому, с своеобразными изменениями и прибавлениями. Это резное искусство развилось на волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытестяются постепенно пароходами и баржами, и корабельные резчики стали работать по деревням; ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезывают с большим вкусом; богатые же гребни с тычками, обсаженные коньками, как они изображены на нашем рисунке, теперь, кажется, более не делаются, потому что, как говорят, одно время они служили условным знаком раскольничьих моленен, и потому подавали повод к неприятным столкновениям с полицией.

Кто пожелает ближе ознакомиться с этим предметом, тому смело рекомендуем разбор коломенских дворцов в замечательном во всех отношениях труде г. Забелина о быте русских царей и цариц.

В. Даль»

Первые изображения вичужан

Что же ещё можно увидеть на рисунке помимо «чуть ли не единственно сохранившегося частного дома с такими старинными архитектурными приёмами»?

Заметим, что несколько ранее старший брат Никанора, Григорий Чернецов, в течение пяти лет работал над своей главной картиной «Парад по случаю окончания военных действий в царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», которую окончил лишь в 1836 году. На этой картине среди 223 портретов был запечатлен владелец Вичуги Сергей Павлович Татищев и его брат выдающийся дипломат Дмитрий Татищев.



И вот через несколько лет, летом 1838 г., Никанор Чернецов запечатлевает вичужан уже в самой Вичуге. Причём не дворян, не помещиков, а самых что ни на есть обычных обывателей. И это самое первое известное изображение вичужан.

На рисунке целых три группы людей: двое мужчин на крыльце, щеголеватая парочка и три беседующих женщины. Какими же были жители Вичуги в 1838 году? Приглядимся повнимательней.



Обращает на себя внимание городской стиль одежды у всех персонажей. Все трое мужчин обуты в сапоги. Молодая парочка на заднем плане вообще одета и ведёт себя с претензией на моду и хороший тон. На мужчине шляпа с полями, он держит свою даму под руку, держатся они непринуждённо и с достоинством. На девушке городское платье стиля ампир. Этот стиль одежды господствовал в моде у благородных сословий в 1820-х годах, но в Вичуге, как видно, задержался и в 1830-е. Особенностью платьев ампир была завышенная линия талии, большое декольте, короткие пышные рукава, что мы и видим у девушки. В 1830-х юбки модных женских платьев укоротились примерно на 20 см от пола (что позволило Пушкину любоваться женскими ножками) - и вичужанка тоже не отстаёт от моды. Кто могла быть эта девушка? Дочка богатого хозяина дома? Или горничная, как полагалось в богатых домах? Скорее второе, так как на девушке фартук и она не имеет головного убора, что характерно для горничной. Возможно, мужчина - её милый друг, может быть - приказчик, и они пришли просить у хозяина разрешения на брак... Кто знает!



Три старших женщины одеты ближе к русскому стилю. Но и у них просматриваются элементы городской одежды. Хозяйка без головного убора, во всяком случае, видны свободные волосы. Беседующая с ней знакомая имеет на голове шляпку, а не платок или кокошник. А шляпка это чисто городской головной убор, принятый у состоятельных сословий. Все три женщины держатся уверенно, достойно и свободно, в них нет ни малейшей забитости или скованности. Что немало говорит нам о независимом положении женщин в вичугском крае...

Скворечники - первые в России

Обратите внимание на крышу дома! На нём установлены два скворечника!



Оказывается, это самые первые изображения деревянных скворечников не только в России, но, возможно, и в мире!

Как утверждает журнал «Наука и жизнь» за 2006 год, деревянные скворечники - русское изобретение, а в Западной Европе они появились лишь в середине 19 века. До сих пор самыми ранними скворечниками, дошедшими до нашего времени являются оригинальные скворечники из Московской губернии в виде деревянных скульптур мужика и бабы.

Они хранятся в Историческом музее и дату их создания относят к 1870 году. О более ранних изображениях скворечников (и тем более о сохранившихся «птичьих домиках») никакой информации добыть не удалось. Таким образом, вичугские скворечники более чем на 30 лет смещают дату первых зафиксированных скворечников, а классических (в виде домика), возможно, на значительно больший срок.

Между прочим, вичугские скворечники имеют особенности. По крайней мере, на одном из скворечников леток не виде к руглого отверстия, а в виде длинной вертикальной щели. И к каждому из скворечников приделана ветка.

Как известно, недалеко от Вичуги, на берегу Волги, посередине между Плёсом и Каменкой, находился древний город Чувиль, разрушенный в 1238 году Батыем. Чувиль называют «птичьим царством». Поэтому, не случайно, что именно Вичуга унаследовала древнюю традицию почитания птиц и первой, или одной из первых, стала делать скворечники! Символично, что вичугское «птичье царство» воскресло на рисунке Никанора Чернецова ровно через 600 лет после разрушения Чувиля!

Не за горами весна и дело чести вичужан поддержать традиции предков созданием и установкой новых скворечников!

1838, Вичуга, вичужане, Чернецовы, скворечники

Previous post Next post
Up