Часть 6. Первая годовщина Великого Октября.
19 октября 1918 года собрание Бонячкинского культпросвета рассмотрело «заявление артиста А.Д. Попова», в котором он сообщал о скором отъезде в Кострому и о приглашение туда же на октябрьские торжества фабричной студии, в связи с чем, спектакль в Бонячках состояться не сможет. Собрание постановило: просить А.Д. Попова остаться на празднества в Бонячках для постановки спектакля и отложить предполагаемый отъезд Студии в Кострому.
Так и произошло, Попов остался. В своих воспоминаниях он писал:
Первую годовщину Великого Октября я встречал в Бонячках. Седьмого ноября с утра моросил мелкий дождь, под ногами была непролазная поселковая грязь. На праздничную демонстрацию вышло человек двести - двести пятьдесят. Несли от руки написанные плакаты: «Да здравствует мировая революция!», «Мир хижинам, война дворцам!», «Да здравствуют Советы!». Буквы на плакатах полуразмыло дождем. Впереди шёл рабочий и нёс небольшой ящик-трибуну. Демонстрация вышла в поле, на пригорок. Там было суше и просторнее. Пели «Варшавянку». На ящик поднялся секретарь фабричной партийной организации и открыл митинг, посвященный первой годовщине Октябрьской социалистической революции.
Все сгрудились вокруг ящика и торжественно запели «Интернационал». Потом председатель предоставил слово для сообщения о международном положении и о боевых задачах на фронтах гражданской войны и предусмотрительно уступил оратору место на ящике.
...Когда я бываю на Красной площади во время Октябрьских парадов, вижу боевую мощь нашей армии и нескончаемые людские потоки, вливающиеся на площадь, мне часто вспоминаются эта первая годовщина революции и демонстрация в фабричном поселке...
Часть 7. Расставание.
Попов вспоминал:
Из Костромы я получал письма, в которых сообщалось о дате созыва съезда Советов и о том, что вопрос организации драматической студии при губнаробразе принципиально решён.
В Кострому меня вызвали телеграммой для доклада об организации студии при губнаробразе. Расставание было грустным, но отнюдь не трагичным. Впоследствии мы долгое время держали связь между собой. Студийцы с гордостью сообщали, что и без моей помощи они ставили такие сложные пьесы А. Н. Островского, и доводили количество репетиций до двадцати - двадцати шести. Требования их к себе значительно возросли.
В начале 1919 года был написан отчёт о работе Бончкинского культпросвета в 1918 году. Относительно театрального дело было написано следующее:
Первое время, за неимением подходящего помещения, сцена фабричного театра находилась в здании бывшего тракторного отдела; там же был устроен и кинематограф. Не говоря уже о том, что самая сцена была мала, всё помещение представляло из себя далеко не удовлетворительный вид и совершенно не отвечало целям и нуждам театра, поэтому было приступлено к ремонту и отделке помещения бывшей главной конторы, более отвечающей требованиям, предъявляемым театру. В сентябре 1918 года, при любезном содействии приглашенного из Москвы артиста 1-й Студии Московского Художественного Театра, А.Д. Попова, была оборудована новая сцена и под его же руководством поставлена первая пьеса студийной разработки «Гибель Надежды» Гейерманса. Неослабеваемый успех пьесы («Гибель Надежды» шла шесть раз) и хорошее исполнение артистов давали возможность надеяться, что в будущем работы молодой студии дадут хорошие результаты, но, к сожалению, А.Д. Попов был отозван в Кострому для постановки там театрального дела и фабричная студия осталась без опытного руководителя. Несмотря на это, до сих пор устраиваются любительские спектакли. Большинство исполнителей из фабричной среды. Спектакли устраивались платные (от 1,5 до 5 руб. за билет) и бесплатные (празднование дней Октябрьской Революции). При театре имеется собственная библиотека, в которой насчитывается до 300 книг театральных пьес.
После режиссёрского дебюта в Вичуге Алексей Попов несколько лет успешно руководил Театром студийных постановок в Костроме. В 1923 году он вернулся в Москву - к этому времени его друг Вахтангов умер, а его театру (3-й студии МХАТа) грозило закрытие. Здание театра на Арбате даже уже хотели передать французскому посольству. Вахтанговский театр спас Попов - как режиссёр он смог в очень короткое время создать несколько успешных спектаклей, и театр было решено оставить. С 1926 года он стал называться театром им. Вахтангова…
Часть 8. Первый фильм о Вичуге и вичужанах.
Во время работы в театре им. Вахтангова Алексей Попов решил попробовать себя также в ипостаси кинорежиссёра. В 1927 году он снял свой первый фильм «Два друга, модель и подруга», который пользовался большим успехом и был даже закуплен Америкой. А в 1929 году он создаёт свой второй фильм - комедия «Крупная неприятность». Это был один из последних советских немых фильмов.
В этом фильме есть эпизод, когда в провинциальной город приезжает автобус с артистами, чтобы показать спектакль «Гибель «Надежды». И роль руководителя труппы сыграет сам Попов.
Попов вспоминал, что бонячкинский спектакль «вывозился на соседние фабрики Иваново-Вознесенского района». И в своём фильме Попов привёз спектакль в провинциальный городок Отшиб.
Как писала Н.М. Зоркая в книге «Александр Попов» (М., 1983): «Крупная неприятность» была полна воспоминаниями о Бонячках, об их добродушных и смешных старожилах, о закулисной суете рабочего клуба, где дебютировал своей «Гибелью “Надежды”» режиссер-постановщик Алексей Попов».
Часть 9. Театральный мэтр.
В 1931 году Алексей Попов возглавил Театр Революции, а в 1935 году - Центральный театр Красной Армии, которым руководил до 1958 года (а с 1963 по 1973 гг. театр возглавлял его сын). С 1940 года театр расположился в знаменитом здании в форме звезды.
Много замечательных актёров «вырастил» режиссёр А. Попов. Достаточно вспомнить таких звёзд как Людмила Касаткина (1925-2012), Нина Сазонова (1917-2004), считавшая А. Попова «самой крупной фигурой нашего театра», и Владимир Зельдин (1915-2016), который до последних дней своей долгой творческой жизни с благодарностью вспоминал о своём «незабвенном учителе».
На сайте Центрального театра Российской Армии можно прочитать такие строки о А.Д. Попове:
«Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу. Его страсть к гармонии, к созданию художественной целостности спектакля, его умение располагать в пространстве, поражавшем воображение, народные сцены, где вспыхивали человеческие судьбы, его простота, интеллигентность, глубокая человеческая порядочность, все это на многие годы определило уровень Центрального Академического театра Российской Армии. Поставленные им спектакли - «Полководец Суворов», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцы», «Фронт», «Степь широкая», стали классикой в истории русского театрального искусства».
Две знаменитые постановки А. Попова были экранизированы «Мосфильмом». Это «Учитель танцев» (1952) и «Укрощение строптивой» (1961). Последний фильм начинается с вступительного слова самого Алексея Попова в окружении актёров театра, снявшихся в фильме.
В 1972 году была учреждена Золотая и Серебряная медали им. А.Д. Попова. которые вручались творческим работникам театра. А в 1992 году столетие со дня рождения режиссёра отмечалось ЮНЕСКО.