1. Из Москвы в Севастополь (22-24 сентября 1906 г.)
В 10 час. 17 мин. вечера поезд Курской ж. д., с которым мы ехали, отошел из Москвы, сопровождаемый обычной при отходе каждого поезда суетой. Напившись приготовленного по нашей просьбе кондуктором чая, мы улеглись спать. Несмотря на всевозможные удобства нашего спального вагона, спать было плохо благодаря какому то скрипу и шороху в потолке нашего купе. Около 3-х час. этот шум почему-то прекратился, и я уснул крепким сном. Поезд мчался с быстротой 60 верст в час, и около 10 часов утра мы были уже в Курске. Здесь к нашему поезду прицепили вагон-ресторан, к общему удовольствию всех пассажиров. Благодаря удобствам поезда, мы с любезным спутником и товарищем г. Серебряковым, жителем города Симферополя, ехали с возможным комфортом.
Поезд промчался мимо г. Курска, красиво расположенного на откосе, спускающемся к реке, но, говорят, очень грязного внутри. Затем пронеслись мимо Белгорода и столицы Малороссии Харькова с просторным и изящным во внутреннем расположении вокзалом. За Харьковом помчались мимо дач и довольно крупного леса, редкого в той местности; далее за Харьков по всей дороге местность пустынная, степная, покрытая плохой растительностью. В 6 час. вечера уже начало смеркаться. Отправляемся в вагон-ресторан, где в 6½ час. назначен обед, оказавшийся очень вкусным. После обеда возвращаемся в свой вагон, где, посидев немного, укладываемся спать.
Утро. Погода теплая и ясная. Весело выглядывают из купы дерев белые малороссийские хатки, народ копошится в полях и огородах, убирая последние плоды урожая, пары рогатых волов, погоняемые усатым малороссом, везут фуры, нагруженные различными овощами; к сожалению, урожай оказался, как говорят, неважным, а по местам и совсем плохим. Около 8 часов, несмотря на ослепительно яркий свет солнца, все еще прохладно. Поезд бежит уже по Крымскому полуострову; проехали Симферополь с его плохеньким вокзалом. С правой стороны железной дороги имения различных владельцев с фруктовыми садами и хозяйственными постройками. Есть деревни русские, татарские и даже болгарские. Пирамидальные тополи придают поселениям особый, оригинальный, невиданный у нас на севере характер. Постройки очень низенькие с выбеленными стенами, крытые большею частью черепицей. На деревьях желтых листьев еще немного, разве только на осине да на родственных ей породах, тогда как у нас в это время деревья стоят совершенно голые. По обе стороны дороги стали появляться горы:
Чатырдаг, самая высокая гора в Крыму, со своими похожими на стол очертаниями, стал ясно виден. Проехали Бахчисарай, бывший некогда столицей крымских татарских ханов, наводивших трепет на наши южные границы.
Чем дальше летим вперед, тем выше поднимаются горы. На станциях встречаются татары, греки, болгары и др. По обеим сторонам дороги сплошная зелень, еще свежая, плодовые сады. Кое-где великаном уходить в небо стройный пирамидальный тополь, другой, третий. Вот горы, покрытые корявым кустарником местных пород. От Бахчисарая проехали шесть туннелей; жутко делалось, когда поезд вдруг влетал в какой-то темный подвал и свет сменялся мраком. Наконец показалась часть бухты, потом и Севастополь, красиво расположенный на горе, между морем и южной бухтой.