ИСТОРИЯ ОДНОГО СТАРТАПА

Nov 26, 2015 20:01



17 ноября 1859 года первая в истории нефтяная лихорадка изменила производство лекарств, когда предприниматель Роберт Чезбро сделал наблюдение, позволившее ему изобрести вазелин.



В то время электрических ламп не было и в помине, а керосиновые продавались всего третий год. Химик Роберт Чезбро на своем небольшом заводике извлекал горючее для ламп из сланцеватых углей. Как только 27 августа 1859 года в Пенсильвании пробурили первую нефтяную скважину, бизнес Чезбро прогорел.



Роберт снял со счета все свои деньги и бросился в «город черных фонтанов» Тайтусвилль. Он не успел приобрести нефтяную вышку. Ему оставалась закупка нефти и перегонка её на керосин в Нью-Йорке. Наблюдая, как более расторопные дельцы добывают нефть, Чезбро заметил, что буровой инструмент часто покрывается парафином, и его то и дело приходится очищать. При этом некоторые рабочие мазали парафином ссадины и синяки, потому что им казалось, что «буровой воск» заживляет раны.



Для нефтяного трейдера это было не более чем занятное наблюдение. Чезбро пять лет зарабатывал производством керосина, пока в 1865 году ему не попались на глаза статьи о Пастере. Врачи недоверчиво отнеслись к идее Пастера, что инфекцию вызывают микроорганизмы: какой-то химик, даже не врач, учит их, отчего бывают холера и чума! Но Чезбро Пастеру сразу поверил как химик химику, и вспомнил те ссадины на буровой. Разглядывая легкоплавкий парафин в микроскоп, он убедился, что бактерий в нём нет. Видимо, они не могут жить в парафине, и в этом секрет заживления ран.



Правда, чёрная паста мазутного цвета была страшновата. Пять лет создавал Чезбро технологию фильтрации текучего парафина через уголь. Наконец, в 1870 году «нефтяное желе» приобрело товарный вид. Чезбро разъезжал по всему штату Нью-Йорк с эффектной демонстрацией свойств нового товара. Он капал себе на руку кислотой, затем замазывал ожог белым желе, и покраснение проходило. Тот же эффект наблюдался, если подержать руку над горящей свечой. (Чтобы повторить эти опыты, нужно иметь квалификацию Чезбро, который после многочисленных экспериментов подобрал правильную концентрацию кислоты, а также место и время нахождения руки над свечой).



Нефтяное желе выглядело соблазнительно - белоснежное, приятное на ощупь и без запаха - но его не брали. Публику не привлекало «каменное масло». И только после того, как Чезбро в 1872 году выдумал бренд «вазелин», дело пошло. Откуда это слово, точно неизвестно. То ли изобретатель изъял у жены вазы, чтобы расфасовать свой товар, то ли соединил немецкое слово Wasser - «вода» с ещё каким-то словом. Важно, что бренд вызывал у людей доверие. Вазелин казался панацеей, лекарством ото всех кожных болезней. Когда британская королева Виктория публично обмолвилась, что мажет вазелином сухую кожу на лице и очень довольна, увлечение стало всемирным.



Радовались поначалу и аптекари. Кремы и лечебные мази на вазелиновой основе не прогоркали, хранились долго без ледника. Вазелин до сих пор незаменим как основа для глазных и противогрибковых мазей. И всё же нефтяное желе раздражает кожу, его нельзя применять без смягчающих добавок. Не брал вазелин только самого Чезбро. Он был убеждён, что вещество, сделавшее его богатым, не причинит ему вреда. Каждый день он съедал ложку вазелина "для здоровья". И хотя вазелин относят к веществам, токсичным при употреблении внутрь, Чезбро питался им 53 года подряд и дожил почти до 97 лет. Такова мощь самовнушения.



источник

историческое

Previous post Next post
Up