Не зная броду, не лезь в воду.
Со своим уставом в чужой монастырь не лезь.
С волками жить, по волчьи выть.
Народная мудрость
Я уже давно думала над тем, как часто мы, приехавшие из России, попадаем впросак здесь в Америке, не понимая здешних законов и правил. Одна из жизненно важных областей нашей жизни здесь, в которой мы плохо ориентируемся и набиваем уйму шишек, является американская медицинская помощь, которая работает совсем по-другому, чем в России, хотя, надо сказать, что с неменьшим, а часто и с большим успехом.
Начать надо, наверное, с самого начала, то есть с терапевта. Известно, что врачи в Америке - одни из самых высокооплачиваемых специалистов. Поэтому в медицину стремятся многие и многие, совсем не обязательно имея к этому призвание. Это одна из причин, почему хороших врачей в Америке ровно столько же в процентном отношении, сколько и в России, но в России нам было проще узнать, кто хороший врач, а кто им только числится. Зато здесь можно менять врача по собственному желанию, так что в конце концов можно найти врача, который тебя устраивает.
Вторая причина, по которой хороших терапевтов мало - то, как построено здешнее обучение. Учиться на врача чрезвычайно тяжело. Терапевт - первая ступень. Чтобы стать специалистом, например кардиологом, надо проучиться еще несколько (не менее двух) лет. Не всякому это под силу физически, не всем обстоятельства позволяют учиться дальше, ну а у некоторых и особого стимула учиться дальше нет - зачем мучиться, когда и так приличная зарплата обеспечена.
Третья причина - невероятная любовь американцев к судебным тяжбам. Чтобы застраховаться от судов по поводу неправильного лечения, врачей учат работать по правилам - не принимать решение, не будучи абсолютно уверенным, и, главное, без подтверждения диагноза всеми возможными анализами и исследованиями. Иначе можно лишиться страховки на случай неверного лечения, а то и врачебной практики.
По-видимому, в связи с очень высокой загрузкой врачей и невозможностью ничего доказать на суде, приезд врача к пациенту на дом здесь не практикуется. Пациенты сами приезжают к врачу. Рабочее место врача - его кабинет и несколько комнатушек для приема пациентов. Врач, как угорелый, бегает из одной комнатушки в другую, забегая к себе в кабинет, чтобы надиктовать в диктофон наблюдения, необходимые исследования и лечение. Видишь врача несколько минут, ожидаешь его иногда по часу-полтора. Лучше это, чем сидеть то же время в очереди перед кабинетом, где на тебя чихают и кашляют, или хуже - кому что больше нравится.
Еще одна тонкость в работе врача - он принимает пациента только по тому поводу, по которому пациент к нему обратился. Поэтому в первый раз, а потом достаточно регулярно (не чаще раза в год, но и не сильно реже) имеет смысл обращаться к терапевту по поводу общего осмотра. В этот момент врач назначает общий и биохимический анализы крови и анализ мочи. Тогда же с ним можно обсудить свои старые болячки. Если Вам известен диагноз заболевания и врачу он понятен, то обычно нет проблем в получении рецепта на лекарство, нужное при приступе, например тяжелой мигрени, который всегда застигает нас не вовремя.
Если приступ произошел, а лекарства нет и рецепта на него тоже нет, прежде всего следует позвонить своему врачу. Практически все врачи имеют контракт с круглосуточной службой дежурных, которые знают, как найти вашего врача или того врача, который его подменяет в это время. Телефон врачебного оффиса просто переключается на эту службу в нерабочее время. Обычно в течение 15-30 минут врач Вам перезванивает и Вы можете объяснить, что случилось. Врач может позвонить в удобную Вам аптеку (в том числе и круглосуточную) и заказать лекарство. Пока кто-нибудь из Ваших близких или друзей доедет до аптеки, лекарство уже готово.
Если Вам нужно срочно показаться врачу в рабочее время, можно позвонить в его оффис, вдруг повезет, и врач сможет Вас принять. В противном случае, а также, если необходим осмотр врача в неурочное время, или если Ваш врач не связан с круглосуточной службой и не отвечает на вызовы в неурочное время, нужно обращаться в службу Emergency - неотложную помощь, которая есть при любом госпитале. Проще всего туда доехать самим, в крайнем случае, на такси. Надо быть готовым к нескольким особенностям этой службы.
Во-первых, врачи в ней работают достаточно напряженно, очередность больных устанавливает регистратор по тому, что он(а) видит. Поэтому ждать обычно приходится долго. Я несколько раз обращалась в эту службу. Среднее время ожидания составляло 4 часа.
Во-вторых, медицинское обслуживание здесь платное. Никаких дотаций медицинским учреждениям никто не дает. Если больные не платят, не просто падают заработки, учреждение может и прогореть. Поэтому первый вопрос - кто платит. Пока финансовые проблемы не выяснены, регистратор дальше двигаться не будет (конечно, в случае реальной угрозы жизни этот порядок нарушается).
В-третьих, здесь стараются предоставить пациенту возможность оказаться одному в приемной палате как можно скорее. Пациентов помещают в палату, как только она освобождается, а не тогда, когда освобождается врач. Врач обслуживает несколько палат. Поэтому только часть времени сидения в очереди приходится на приемный покой. Гораздо больше времени пациент проводит в палате, где он может и полежать.
Часто с врачом дежурят студент(ы) и/или ординатор(ы). Их обязанность - получить как можно более полную картину того, что происходит с пациентом, какова его предыдущая медицинская история, и доложить это врачу. В то время, пока пациент находится в палате, к нему с разными, иногда повторяющимися, вопросами подходят медсестра, студент, ординатор и врач. На каждом этапе определяется, кто из больных имеет более высокий приоритет обслуживания, и время ожидания - лишь один из принимаемых во внимание факторов. Таковы инструкции, которым персонал неотложной помощи обязан подчиняться.
В-четвертых, пока не поставлен диагноз, никакого обезболивания не применяют. Я один раз с невыносимой болью в животе пробыла в Emergency часа два, и около часа около меня был врач. Но обезболивающее мне дали только после того, как он понял, что эту боль вызывает.
В случае острой необходимости медицинской помощи звонят по телефону 911. Это - один телефон на три разные службы - полицию, пожарную часть и скорую помощь. Отвечают по этому телефону моментально. Первой по вызову обычно приезжает пожарная машина. Все пожарные обучены оказанию первой медицинской помощи. Без соответствующего сертификата в пожарные не принимают. Дважды пожарные оказали действенную медицинскую помощь моим близким - первый раз они сняли неожиданный и очень тяжелый астматический приступ моему племяннику, во второй раз они вывели из бессознательного состояния моего отца, который впервые в жизни неожиданно потерял сознание.
Скорая помощь приезжает обычно после пожарных. Это - служба транспортировки пациента в госпиталь с задачей доставить его туда живым. Они могут справиться с более тяжелыми проблемами, чем пожарные, но врача среди персонала скорой помощи, как правило, нет. Пациента перевозят в положении лежа; на всякий случай - чтобы не упал и не повредился, не дай бог, его привязывают к койке специальными ремнями. Удовольствия такое путешествие не доставляет, поэтому без особой необходимости звонить по 911 не имеет смысла. Лучше и дешевле заплатить таксисту, а еще лучше воспользоваться собственной машиной, если она есть и есть, кому ее вести.
Здешние аптеки - это тоже совершенно непонятное для нас учреждение. На первый взгляд лекарств в безрецептурной продаже уйма, гораздо больше, чем в России. Но это только видимость. Полки заставлены одними и теми же лекарствами разных фирм и в разных упаковках. Никаких более ли менее серьезных лекарств без рецепта врача купить нельзя. С этим здесь очень и очень строго. Зато здесь провизор может позвонить Вашему врачу и получить от него или от его медсестры телефонное предписание на выдачу Вам лекарства. Получайте, пожалуйста, все, что нужно, но только по распоряжению врача. Кстати, имейте в виду, что выданный Вам рецепт действителен не более 1 года.
Последнее, что мне хотелось бы обсудить, это медицинская страховка. Она нужна, естественно не для того, чтобы экономить на посещении врачей или покупке лекарств. Если посчитать, страховка стоит больше, чем приемы врача вместе с лекарствами, которые он выписывает. Хотя лекарства здесь ох как не дешевы.
Страховка выручает в случае операций, а также при необходимости воспользоваться скорой или неотложной помощью. Все равно в среднем мы за страховку платим больше, чем с нее имеем, но выложить единовременно несколько, а то десятки-сотни тысяч за операцию, если она оказалась необходимой, практически никто из нас не может. Вот тут страховка себя и окупает.
Конечно, приятно, когда страховка бесплатная - по работе полагается или по старости. Но, если бесплатной страховки нет, или если для членов семьи страховка не бесплатна, покупать ее имеет смысл. Правила страховок сильно различаются от компании к компании, поэтому прежде, чем выбрать страховку (если у Вас есть возможность такого выбора) необходимо точно выяснить, какие случаи страховкой покрываются, а какие нет. Иначе можно попасть в очень неприятную ситуацию.
И, конечно, карточку медицинской страховки нужно иметь всегда при себе - это первое, о чем Вас спрашивают при любом обращении за медицинской помощью.
Не могу сказать, что то, как устроена здешняя медицинская помощь, приводит меня в восторг. Но я приехала сюда сама. Никто меня не тащил. Так что не мне устанавливать свои правила. Я предпочитаю четко выяснить, что я могу, чего не могу, что мне обязаны предоставить и за какую цену, чтобы понимать, что происходит.
Я, конечно, не смогла обсудить все аспекты медицинского обслуживания пациентов в Америке. Я и не знаю их все. Но то, что мне довелось узнать, набивая себе шишки и приходя иногда в отчаяние, я бы хотела рассказать Вам, чтобы Вам было здесь жить немножко легче.
Будьте здоровы!