Оригинал взят у
dok_zlo в
О трех наиболее частых ошибках родителей в отношении лечения ребенка. Записки педиатра, работающего вовсе даже не на постсоветском пространстве...
оказывается подобные родители встречаются везде.
Речь пойдет о тех ситуациях, когда вполне обычные родители, искренне убежденные в том, что во всем руководствуются исключительно любовью к ребенку и его благом, попадая в поле медицины, ушибаются сами и ушибают ребенка о системный косяк.
1. Лечение как способ родительской самореализации.
Предпосылки и суть. Некоторые родители используют лечение и хождение по больницам как способ доказать себе, ребенку и окружающим, что они хорошие родители и любят свое дитятко. Часто это случается с родителями, которые из-за карьеры или личных проблем не имели возможности уделять ребенку достаточно времени, когда он был маленьким. И вот, когда у него начинается переходный возраст и сопровождающие его проблемы со здоровьем (или вызванные предыдущим пренебрежением проблемы вроде ожирения, нарушений опорно-двигательного аппарата, связанных с низкой физической активностью), родители, особенно мамы, вдруг начинают усердно лечить и обследовать ребенка, подозревая самые страшные заболевания и выколачивая из врачей замысловатые обследования вроде МРТ. Врочем, иногда такое поведение начинается чуть ли не с самого рождения ребенка. Такие родители - как чума, они не дают прохода врачам, закатывают истерики в ключе “у ребенка болит нога, вы ничего не назначаете, а вдруг через неделю я его вам в инвалидном кресле привезу?!” и совершенно глухи к заключениям и рекомендациям врачей, если они не содержат чего-нибудь экзотического. Их нельзя путать с мамами, которые действительно напуганы какой-нибудь внезапной проблемой и вздыхают с облегчением, когда им говорят, что у ребенка ничего серьезного, можно обойтись диетой и физкультурой, и потом стараются наладить режим в соответствии с рекомендациями.
Что и как исправить. Родитель редко приходит к осознанию проблемы самостоятельно - формально он ведь кучу сил и времени тратит на то, чтобы “ребенкусталолучше”. Однако, обращаюсь сейчас к тем, кто проводит с ребенком массу времени в больницах и до сих пор ничего не добился от врачей. Самая эффективная стратегия - обращаться не более, чем к трем специалистам одного профиля, и если все они сходятся во мнениии, что у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем, прислушайтесь. А с точки зрения врача после того, как он убедился в отстутствии серьезной проблемы, есть два способа бороться с этим явлением. Можно пойти у родителя на поводу вплоть до МРТ и замысловатых анализов на редкие заболевания. Это дао платных клиник, для которых подобные клиенты - золотое дно. Впрочем, даже убедившись, что все самые современные средства медицины бессильны обнаружить проблему, родитель обычно идет на второй круг, уцепившись за новую жалобу ребенка. Второй вариант - беседы и убеждение - фактически, полноценная психотерапия, цель которой - перенаправить энергию родителя в более продуктивное русло. Но тут нужно быть осторожным, потому что иногда такие родители, осознав, наконец, что серьезного диагноза не будет, теряют интерес к врачам и с удвоенной силой набрасываются на ребенка, внезапно и сразу окуная его в мир железной дисциплины и стапятисот разных занятий для улучшения всего на свете.
2. Самоустранение от процесса лечения.
Суть и предпосылки. Некоторые родители, в противоположность героям прошлого пункта, наоборот, излишне отстраняются от темы здоровья ребенка, сводя свое участие в лечении до вызова врача или похода к оному в случае совсем уж очевидных проблем. На простейшие вопросы о медицинской истории ребенка и симптомах такой родитель отвечает “вы же врач, вы и лечите”, и к собственному организму обычно относится тоже вполне равнодушно. Основных причин две: низкий уровень знаний и заинтересованности родителей в вопросах здоровья в целом плюс твердая уверенность, что не только лечение, но и доскональное знание особенностей данного конкретного ребенка - профессиональная обязанность врачей и участия родителей не требует.
Что и как исправить. На самом деле, родители, помните: врач умеет выявить отклонения от нормы, найти причины этих отклонений и во многих случаях - вернуть отклоненный параметр в рамки дозволенного, вылечив ребенка. Но вот собственно некоторые нормы данного конкретного ребенка никто не знает лучше, чем вы. В идеале родители должны усвоить это с самого рождения малыша. Потому что даже то, что обычно не воспринимается как симптомы - тональность плача, типичный для данного ребенка график сна и бодрствования, поведенческие особенности - все эти параметры не менее важны, чем результаты лабораторных анализов, а их изменение может свидетельствовать о болезни. Так что наблюдайте за своим ребенком и не бойтесь обратить внимание врача на все, что кажется вам нетипичным и странным.
3. Позитивное подкрепление болезни.
Ошибка не самая, может быть, страшная, но очень сейчас распространенная и осложняющая жизнь. Именно эта ошибка порой приводит к тому, что ребенок пополняет стройные ряды ЧБД - часто болеющих детей.
Предпосылки и суть.Основных предпосылок две. Во-первых, древнее как мир желание побаловать хворого-больного, особенно, если он - ребенок. За последние десятилетия способов побаловать здорово прибавилось: тут и разнообразные вкусняшки, и игрушки, мультики, сколько влезет в любое время, компьютерные игры. В момент болезни все пожелания ребенка припоминаются, а материнское-бабушкино-папино-дедушкино сердце вопит “порадуем ребенка тем и этим, и вот этим, чтобы наш бедняжка скорее поправился!” Если болезнь действительно серьезная, то позитивные эмоции конечно, очень важны, но вот при легком заболевании такое “баловство” работает как позитивное подкрепление.
Во-вторых, прогресс сыграл с нами злую шутку: еще лет двадцать-тридцать назад ребенку болеть было банально скучно. То есть приложить градусник к батарее в день контрольной или просто отдохнуть от школы пару дней гоняя сопли - это одно, но вот надолго зависнуть дома или - не дай бог - в больнице, это уже совсем другой невеселый коленкор. Ни тебе зоопарка в воскресенье, ни в футбол с мальчишками погонять, ни с дедушкой на рыбалку. И мультики - если еще разрешат! - два раза в день по пятнадцать минут. В общем, как дурак.
Сейчас же структура развлечений многих детей принципиально иная: школа и общение во внешнем мире занимают все меньше времени и места в эмоциональном пространстве ребенка, вместо них - интернет, планшеты с интерактивными игрушками, мультики, у старших детей - соцсети. И все это плавно перекочевывает с ребенком в постель или больничную палату. В общем, для не очень серьезных хворей вроде простуд и хронических головных болей баланс приятностей и неприятностей сместился, а организм далеко не глуп, и если некая ситуация обеспечивает повышенный комфорт и безопасность плюс дополнительные плюшки, то он старается максимально часто повторять такие ситуации.
Что и как исправить. Бороться с этим должны сами родители. Надо понимать, что ребенок, особенно младшего возраста, обычно в такой ситуации вовсе не прикидывается, он и правда болеет и вы сами поощряете болезнь в обход его мозга, предлагая ему позитивное подкрепление. Чтобы это исправить, почитайте любую книжку, написанную более пятидесяти лет назад, где кто-нибудь из героев болеет. И воссоздайте описанную там атмосферу: тишина и покой, приглушенный свет в помещении, постельный режим, никаких развлечений, кроме чтения (маленьким желательно читать вслух), рисования, тихих игр. Исключить компьютеры, тем более - компьютерные игры, максимально ограничить просмотр телевизора. Питание - полезное и калорийное, вредные вкусняшки - не больше одного раза в день, и этот один раз вовсе не с утра до вечера. Кроме того, что это действительно самый лучший и эффективный режим для выздоровления, позволяющий организму восстановить ресурсы, это еще и верный способ отменить позитивное подкрепление рефлекса “на болезнь”.
Источник Вечером постараюсь написать еще продолжение от себя...про довольно часто встречаемый подвид первого и немного третьего типа отношений, который передается "по наследству", это индуцированно часто болеющий ребенок мама которого тоже была ЧБР (это полный вынос мозга всем окружающим).