Иллюзии мозга. Когнитивные искажения из-за переизбытка информации

Nov 16, 2016 18:12

Вся статья ЗДЕСЬ


Список в Википедии насчитывает 175 когнитивных искажений. Конечно, это далеко не полный перечень тех способов, какими наш мозг обманывает сам себя. Такой обман совсем несложен, ведь значительная часть психических процессов у человека происходит без отображения в сознании.

Большой список когнитивных искажений в Википедии классифицирован довольно расплывчато. Там представлены четыре тематические группы:
  • Искажения, связанные с поведением и принятием решений.
  • Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами.
  • Социально обусловленные искажения.
  • Искажения, связанные с ошибками памяти.


Четыре проблемы, из-за которых возникают когнитивные искажения:
  • Слишком много информации.
  • Недостаточно смысла (многозначность).
  • Необходимость действовать быстро.
  • Фильтрация информации для запоминания: мозг всегда предпочитает запомнить более простую и чёткую концепцию, а не сложную и двусмысленную. Даже если вторая концепция корректнее и объективнее.


1. Мы замечаем вещи, которые уже укрепились в памяти или часто повторяются. Это многочисленная группа искажений, которую часто эксплуатируют на телевидении. Многократное повторение одного и того же практически гарантирует, что человек упустит из внимания деталь, которая упоминается мимоходом лишь однажды. Кроме того, многократное повторение лжи увеличивает вероятность, что в неё поверят.

ПРИМЕРЫ:
  • Систематическая ошибка внимания - зависимость человеческого восприятия от повторяющихся мыслей. Если постоянно думать на одну тему, то чаще обращаешь внимание на новости на эту тему.
  • Эффект иллюзии правды - тенденция верить, что информация правдива, если мы слышали её много раз.
  • Эффект знакомства с объектом - тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
  • Иллюзия частоты, также известная как феномен Баадера-Майнхофа, - сразу после того, как человек приобрел узнал о какой-то новой вещи или идее, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.


2. Люди склонны замечать и запоминать скорее особенные, причудливые и смешные образы, чем непричудливые или несмешные. Другими словами, мозг преувеличивает важность необычной или удивительной информации. С другой стороны, мы склонны пропускать мимо сознания информацию, которая кажется заурядной или ожидаемой.
ПРИМЕР:Эффект превосходства картинки - картинки легче запоминаются, чем слова. Эффект подтверждён многочисленными научными экспериментами.



4. Люди склонны замечать изменения.

ПРИМЕР:Эффект фрейминга - феномен разной реакции на одинаковый выбор, в зависимости от того, как он преподносится: как положительный или отрицательный выбор. Стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон. Выбор одинаковый, но воспринимается по-разному.



4. Людей притягивает информация, которая подтверждает их убеждения.

ПРИМЕР:Эффект страуса - попытка игнорировать негативную информацию, связанную со сделанным выбором.


5. Люди склонны лучше замечать ошибки у других, чем у себя.

ПРИМЕР:Наивный реализм - склонность человека верить в то, что мы объективно видим окружающий мир таким, какой он есть. Несогласные с этим люди воспринимаются как неинформированные, нерациональные или во власти предубеждений.


найдено на свалке, психология

Previous post Next post
Up