TED - Sir Ken Robinson - Do schools kill creativity? (перевод)

Apr 28, 2009 23:01

Закончил перевод одного из самых любимых выступлений с TED'а - Sir Ken Robinson - Do schools kill creativity?



Доброе утро. Как дела?

Это было замечательно, не так ли? Это было… Я поражен всем этим и, по правде, мне придётся уйти.

Три темы, которые проходят через всю конференцию, они связаны с тем о чём я хочу поговорить. Первая - экстраординарное доказательство человеческой изобретательности во всех презентация которые были и во всех людях здесь. Многообразие и размах. Вторая - изобретательность поставила нас в ситуацию, когда мы не знаем, что произойдёт в будущем, не имеем представления во что это выльется.

Меня интересует образование. По правде говоря, я нахожу, что все интересуются образованием, не так ли? Я нахожу это интересным. Если вы на вечеринке и говорите, что работает в образовании, честно говоря вы не часто на вечеринках, если вы работаете в образовании, вас не зовут, знаете ли. И, странно, не зовут в ответ. Вот что мне странно. Но если вы там и вы разговариваете с кем то и они спрашивают «Чем вы занимаетесь?» И вы отвечаете, что работаете в образовании вы видите как кровь отливает от их лиц. Они думают «Мой бог! Почему я? Почему в этот раз.» Но если вы спрашиваете их об их образовании они вас заметят, потому что это одна из тех вещей что сидит глубоко в людях. Я прав? Как религия, деньги и другие вещи. Итак у меня большой интерес к образованию как, я думаю, и у всех нас; в нас огромная персональная заинтересованность в образовании, отчасти потому, что именно образование приведёт нас к будущему, которое мы не представляем.

Если вы задумаетесь, дети, которые идут в школу в этом году, уйдут на пенсию в 2065. Ни кто не имеет представления, несмотря на весь парад знаний за прошедшие четыре дня, как мир будет выглядеть через пять лет и подразумевается, что мы должны подготовить их к нему. Непредсказуемость, я думаю, экстраординарная.

И в третьих мы все согласились, не смотря ни на что, в поразительных способностях, которые есть у детей; их способность к новациям. Серена (Serena) вчера была поразительна, ведь так? Просто смотреть на то, что она делает и как она исключительна, но я считаю что не она исключительна, а, скажем, всё детство таково. То что было там - человек поразительной целеустремлённости нашедший талант.

И моё мнение что все дети имеют огромные таланты и мы уничтожаем их весьма грубо.

Итак я хочу поговорить об образовании и я хочу поговорить о изобретательности. Я считаю, что изобретательность сейчас так же важна как и грамотность и мы должны относится к ней так же. Спасибо.

Я закончил, большой вам спасибо. Так… Осталось пятнадцать минут. Я родился…

Недавно я слышал отличную истори, люблю её рассказывать, о маленькой девочке на уроке рисования, ей было шесть и она рисовала в конце класса. Учитель сказала, что девочка редко чем-то интересуется, но не на уроках рисования. Учителю было интересно и она подошла к девочке и сказала «Что ты рисуешь?» И девочка ответила «Я рисую Бога.» И учитель сказал «Но ни кто не знает как Бог выглядит» и девочка ответила «через минуту они узнают.»

Когда моему сыну было четыре в Англии - по правде, ему было четыре везде. Если уж быть точным то куда бы он ни пошёл ему было четыре. Он играл в рождественском представлении. Помните о чём это? Известная, очень известная история. Мэл Гибсон (Mel Gibson) сделал продолжение, может видели, Рождество Два. И Джеймс получил роль Иосифа, чему мы были рады. Мы считали это одной из ведущих ролей. Мы заполнили всё пространство агентами и футболками «Джеймс Робинсон - Иосиф» Ему не надо было говорить, но вы помните ту сцену когда входят трое волхвов; они несут дары, золото, ладан и смирну. Так они и играли, мы сидели там и, я думаю, они просто перепутил очередь. Потом мы спросили у мальчика «вы уверен что всё было правильно» и он сказал «да. а что, было не правильно?» Они просто поменялись местами, вот и всё. Вобщем входят трое четверогодков в полотенцах на голове и ставят эти коробки и первый мальчик говорит «Я дарю тебе золото», второй сказал «Я дарю тебе смирну» а третий мальчик сказал «Это Френк послал».

Общее в этих историях то что дети рискуют. Если они не знают, они пробуют. Я прав? Они не бояться ошибиться.

Нет, я не имею ввиду что ошибаться это тоже самое что и быть изобретательным. Но мы знаем, что если ты не готов ошибаться ты не придумаешь ничего нового. Если ты не готов ошибаться. И к моменту когда они вырастают, многие дети теряют эту способность. Они начинают бояться ошибаться.

И мы так управляем нашими компаниями, кстати; мы наказываем за ошибки. И мы управляем государственной образовательной системой так что ошибки это худшее что ты можешь сделать.

И в результате мы отучиваем детей от способности творить.

Пикассо как-то сказал, он сказал, что все дети рождены художниками, проблема оставаться художником когда мы вырастаем. Я верю этому; тому, что мы не вырастаем и становимся изобретательными, мы вырастаем из этого или, скорее всего, нас от этого отучивают. Почему это так?

Я жил в Стрэтфорд-на-Эвоне (Stratford-on-Avon) пять лет назад. Мы переехали из Стрэтфорда в Лос Анджелес. Представляете какое это было простая перемена… Точнее мы жили в месте называемом Сниттерфилд (Snitterfield) на окрайне Стрэтфорда, там где родился отец Шекспира. Вас посетил новая мысль? Меня - да. Вы не думаете, что у Шекспира был отец, так? Ведь так? Потому что вы не думает как Шекспир был ребёнком; как Шекспиру было семь. Я об этом никогда не думал. Я говорю - ему когда-то было семь, и он был в чьём-то классе по Английскому, так? На сколько это бы надоедало? «Неудовлетворительно.»

Отец отправляет его спать. Шекспира. «Марш в кровать», знаете, Вильяму Шекспиру. «И отложи карандаш. И хватит так разговаривать это всех запутывает»

Впрочем мы переехали из Стрэтфорда в Лос Анджелес. Хочу сказать кое что о переезде - мой сын не хотел ехать. У меня двое детей. Ему 21 сейчас а моей дочери шестнадцать. Он не хотел ехать в Лос Анджелес, он ему нравился, он у него осталась девушка в Англии, это была любовь всей его жизни, Сара (Sara). Он знал её месяц. Они отпраздновали четвёртую годовщину. Потому как это долгий срок когда тебе шестнадцать. Итак, он был очень зол в самолёте. Он сказал «Я никогда не найду такую как Сара» И мы были честно говоря рады этому, потому как она была основной причиной по которой мы покидали страну.

Но кое что привлекает внимание когда ты перезжаешь в Америку и когда путешествуешь по миру; в каждой системе образования на земле одинаковая иерархия предметов, в каждой. Вне зависимости куда ты пойдешь. Думаете будет по-другому, но нет. На верху Математика и Языки, потом Литература и История (Humanities) и внизу Искусства, повсюду на земле.

И практически в каждой системе есть иерархия внутри Искусств: Рисование (Art) и Музыка получают более высокий статус чем Театр (Drama) и Танец (Dance). Нет ни одной образовательной системы на планете которая преподаёт танец детям каждый день так же как преподаёт математику. Почему? Почему нет? Я считаю это достаточно важным. Я считаю, что математика важна, но так же и танец. Дети танцуют всё время если им позволяют. У нас всех есть тела, так? Я ведь ничего не пропустил?

По правде происходит так что по мере взросления мы начинаем обучать их вверх от талии и потом фокусируемся на их головах и чуть на один бок.

Если вы посетите образование как инопланетянин и спросите «для чего это? Общее образование» Я думаю вы придёте к выводу, если посмотрите что на выходе… Кто реально успешен? Кто делает всё что от них требуют? Кто получает самое лучшее (Brownie points)? Кто те кто выйграл? Я думаю вы придёте к выводу что единственной целью общего образовани, по всему миру, производить университетских профессоров. Это те люди кто выходят лучшими и я был таким, и что? Знаете, я люблю университетских профессоров, но, знаете, мы не должны считать их меркой всех человеческих достижений. Это просто форма жизни, знаете, другая форма жизни. Но они весьма забавны и я говорю это из-за моих теплых чувств к ним. Есть что-то забавное в профессорах в моих наблюдениях, не все, но они живут в своих головах. Они живут там наверху и чуть на один бок. Они существуют без тела, знаете, в буквальном смысле. Знаете, они смотрят на свое тело как на вид транспорта для их голов. Знаете это… ведь так, да? Это способ доставить их головы на встречи.

Если вы хотите настоящих доказательств паранормальных свойств, кстати, отправляйтесь на встречу старших академиков и загляните на дискотеку в последную ночь. И там вы это увидите; взрослые мужчины и женщины неконтроллируемо трясущиеся мимо ритма, ждущие окончания что бы придти домой и написать статью об этом.

Нынешная система обучения диктуется академическими способностями и на то есть причины; все системы была изобретена по всему миру, когда подобных общеобразовательных систем не было, около 19-ого века, они потребовались в помощь индустриализации.

И таким образом иерархия основана на двух идеях: во-первых самые полезные предметы наверху. И вас скорее всего аккуратно уводили когда вы были детьми в школе от предметов, предметов которые вам нравились, по причине того что вы нигода не найдёте работу занимаясь ими. Верно? Не занимайся музыкой - ты не станешь музыкантом. Не занимайся рисование (art) - ты не будешь художником (artist). Аккуратный совет. Теперь абсолютно ошибочный. Весь мир увяз в революции.

И во-вторых академические способности, которые на самом деле стали доминировать нашим пониманием человеческих способностей, потому как университеты создали систему по своему подобию. Если вы вдумаетесь в целом вся система общего образования по всему миру это растянутый процесс поступления в университет и последствия этого в том что много талантливых, восхитительных, изобретательных людей думают, что они ими не являются, потому как те вещи в которых они были хороши в школе не принимались во внимание или были наказуемы. И я считаю что мы не можем позволить себе продолжать так.

В следующие 30 лет, по прогнозам ЮНЕСКО, по всему миру больше людей будут оканчивать образование за все время истории, больше людей. И всё это в сумме отражается на работе, демографии и гигантском прыжке населённости.

Вдруг учёные степени больше ничего не значат, не так ли? Когда я был студентом если у тебя была степень у тебя была работа, а если не было - значит ты её не хотел. И я не хотел, честно говоря.

Но сегодня дети со степенью зачастую возвращаются домой что бы играть в видеоигры. Потому как нужны магистры (MA) там где раньше нужны были бакалавры (BA) и для других теперь нужен кандидат (PhD). Это процесс академической инфляции. И это показывает, что вся структура образования уходит из под наших ног. Мы должны радикально переосмыслить наше понимание способностей.

Мы знаем три вещи о способностях: во-первых они разносторонни; мы познаём мир всеми способами которыми мы его ощущаем. Мы думаем визуально, звуками, кинестатически, мы думаем в абстрактных терминах, в движении. Во-вторых способности изменчивы. Если вы посмотрите на взаимодействия в человеческом мозгу, о чем мы слышали вчера в нескольких презентациях, умственные способности восхитительно взаимосвязаны. Мозг не разделён на отсеки, на самом деле, изобретательность, которую я определяю как возможность размышлять над оригинальными идеями имеющими ценность, чаще чем реже, возникает из взаимодействия разных подходов к рассмотрению вещей.

Кстати, есть пучок нервов, который соединяет доли мозга называемый corpus callosum (мозолистое тело), он толще у женщин. Продолжае сказанное Хеленой (Helen) вчера, я считаю что эта причина того почему женщины лучше в многозадачности. Потому что вы лучше, так? Есть огромное исследование на эту тему, но я знаю это по своей жизни. Если моя жена готовит еду дома, что нечасто, к счастью, но знаете, если всё так… Она хороша в каких-то вещах. Но если она готовит, она общается по телефону, разговаривает с детьми, красит потолок, знаете, делает хирургию на открытом сердце где-то тут. Если я готовлю - дверь закрыта, дети выставлены, телефон выключен. Если она входит я раздражен. Я говорю «Терри (Terry), умоляю, я пытаюсь тут поджарить яичницу» Знаете. «Не мешай». Вообще, знаете ту старую философскую штуку? Если дерево упало в лесу и этого ни кто не услышал - упало ли оно? Знаете, тот старый каштан. Я недавно видел отличную футболку на которой было написано «если мужчина высказывается в лесу и ни одна женшина его не слышыт - он всё равно не прав?»

И третья вещь которую мы знаем про способности - они уникальны. Я работаю сейчас над книгой под названием «Прозрение» (Epiphany), основанной на серии интервью о том как человек обнаруживал свой талант. Я восхищён тем как люди этого добиваются. Всю началось с разговора с замечательной женщиной о которой многие не слышали, её зовут Джулиан Линн (Julian Lynn). Слышали о ней? Некоторые слышали. Она хореограф и все знают её работы. Она поставила «Кошек» (Cats) и «Призрак Оперы» (Phantom of the Opera). Она замечательная. Я был в жюри Королевского Балета (Royal Ballet) в Англии, сами видите. И, в общем, мы с Джулией как-то обедали и я спросил «Джулиан, как получилось, что вы стали балериной?» И она ответила, что это было весьма интересно; учась в школе она была совершенно безнадёжна. И школа в тридцатых годах написала её родителям сказав «мы думаем у Джулии расстройство обучения (learning disorder)». Она не могла сконцентрироваться, всё время отвлекалась. Думаю сейчас они бы сказали что у неё СДВГ (ADHD, Attention deficit, hyperactive disorder - Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но это были тридцатые годы и СДВГ ещё не изобрели, знаете, в тот момент этого диагноза не существовало. Люди не знали что у них это могло быть.

Итак, она отправилась на приём к этому специалисту в кабинет обшитый дубовыми панелями, она была там с матерью, её вели и усадили в кресло. Она уселась на свои руки и в течении двадцати минут пока этот человек обсуждал с её матерью все те школьные проблемы (она отвлекала других, неуспевала с домашними заданиями и т.д., девочка восьми лет). В итоге доктор подошёл и сел рядом с Джилиан и сказал «Я выслушал все те вещи, что сказала твоя мать, теперь мне нужно поговорить с ней наедине», так он сказал, «подожди здесь, мы вернёмся, это не займёт много времени». И они ушли оставив её.

Но выходя из комнаты доктор включил радио, которое стояло на столе и когда они вышли из комнаты он сказал её матери «просто стойте и смотрите». В тот же самый момент как они вышли, она рассказывала, она была на ногах двигаясь под музыку и они следили за ней пару минут. И тогда доктор повернулся к её матери и сказал «Знаете, миссис Линн, Джулиан не больна, она танцор - отведите её в школу танцев».

И я спросил «И что произошло?»

Она ответила «Отвели. Не могу передать как восхитительно это было. Мы вошли в комнату и она была полна людей таких же как я; людей которые не могут усидеть спокойно; люди, которым нужно было двигаться что бы думать». Двигаться что бы думать. Они занимались балетом, степом (tap), джаз, новыми и соверменными стилями. Впоследствии она попала на прослушивание в Королевскую Школу Балета (Royal Ballet School). Стала выступать соло. Покинула Королевскую Школу Балета и основала свою компанию «Julian Lynn Dance Company», встретил Эндрю Ллойда Вебера (Andrew Lloyd Weber).

Она отвечала за одни из самых успешных музыкальных постановок в истории. Она доставляла удовольствие миллионам и она мульти-миллионер.

Кто-то другой мог назначить ей лекарства и сказал успокоиться.

Я думаю… Я думаю это сводится к следующему, Альберт Гор (Al Gore) прошлым вечером говорил об экологии и о революции запущенной Рэйчел Карсон (Rachel Carson). Я верю что наша единственная надежда на будущее в принятии концепции экологии человека. Наша система образования сформировала наши умы так что мы выцеживаем из земли всякие ресурсы, но в будущем это работать не будет. Мы должны переосмыслить фундаметальные принципы обучения наших детей. Есть замечательная цитата из Ионаса Салка (Jonas Salk), он сказал «если все насекомые исчезнут с земли вся жизнь на земле закончится через 50 лет. Если все люди исчезнут с земли - через 50 лет все формы жизни будут процветать». И он прав.

TED посвещён дару человеческого воображения. Нам нужно быть аккуратными и использовать этот дар мудро что бы предотвратить некоторые из сценариев о которых мы говорили. И единственный способ это сделать это увидеть наши созидательные способности во всей красе, и видеть в наших детях нашу надежду. И наша задача обучить их так что бы они могли встретить будущее, кстати, мы можем не увидеть этого будущего, но они увидят. И наша задача помочь им сделать с этим что-то.

Большое спасибо.

ted

Previous post Next post
Up