Там, конечно, не только про Китай. Одно из самых сильных интервью, прочитанных мною в этом году (вне зависимости от темы). Всячески рекомендую:
- Наверное, у каждого, кто бывал в Китае, возникает ощущение, что нынешний Китай легко и просто имитирует все что угодно - от западных брендов до собственной старины. Мне вот кажется, что они подражают даже глубже, чем мы думаем, что все современное устройство китайское - очень сильно имитационное.
- Да, совершенно верно. Совершенно с вами согласен.
- Тогда вопрос вот в чем: они стремятся (ну, или делают вид, что стремятся) стать мировой державой, соперником США. И что они будут делать, когда этого достигнут? Это на самом деле их внутренний вектор или же это не является их внутренним вектором, а опять-таки подражание?
- Вопрос очень сложный, конечно. Я бы, наверное, ответил так. Больше и лучше всего скрывает тот, кто, по видимости, имитирует других.
- Но они же сами верят в свою имитацию, то есть они же настолько заимитировались, что стали этим жить.
- Во что они верят, я не знаю. Дело в том, что в принципе практика в китайском понимании - это наследование непреходящего. Они вообще повторяют все и воспроизводят. Если будете читать китайские журналы, то удивитесь, насколько там все переписано друг у друга. Это не считается чем-то плохим - наоборот. Если что-то хорошо, почему нельзя написать об этом сто раз, если это правильно и хорошо. Почему надо обязательно искать что-то новое, которое, возможно, получилось бы неправильным и нехорошим? Их не смущает это самоуподобление чему-то. Не только не смущает - они этого прямо требуют. Потому что вся преемственность жизни предполагает, что практика - это не творчество, не познание даже, а это наследование тому, что изначально существует. На самом деле, китаец не действует - он следует. Вот в тайцзицюань, например, «я следую». Правда, следую чему? И вот тут целая школа развивается: я могу следовать вашей руке, а могу следовать чему-то более глубокому - импульсу движения вашей руки. То есть я могу «ущучить» этот импульс прежде, чем ваша рука начнет двигаться. И это - стратегия, это стратегический принцип. Следуя вам, я вас одолеваю. Примерно так, как Шива боролся со змеем - воплощением зла. Он сначала хотел ему противостоять - ничего не получалось. А потом его надоумили - а ты следуй ему. И он победил зло, следуя злу.
Полностью тут:
http://www.rusrep.ru/article/2012/11/09/malyavin