В мастерской Михаила Шемякина

Jul 21, 2015 14:13


Эту съемку я сделал в 2005 году, когда побывал в мастерской Михаила Шемякина под Нью-Йорком. Попал я в этот городок Клаверак по протекции моего друга журналиста Олега Сулькина, который заехал за мной в отель - и началось путешествие в дивную американскую осень.

Поместье художника Михаила Шемякина в городке Клавераке под Нью-Йорком поражает. Не роскошью - ее нет. Объемом проделанной работы. Сотворить все, что в живописном беспорядке лежит, стоит, висит, громоздится и мерещится в его комнатах, залах и зальчиках, превращенных в нескончаемую мастерскую, одному не под силу. Шемякин работает сразу над всем: делает эскизы к спектаклям и фильмам, ваяет для них кукол, выстраивает каркасы будущих скульптур, завершает одну, продолжает другую и начинает третью, собирает раритетные рисунки, картины, гравюры и документы в огромные папки, систематизирует их и выстраивает из них циклопические пирамиды и великие китайские стены, разбросанные по его мастерским, выставкам и музеям в окрестных городках. Он углубляется в преисторическое искусство и Возрождение, читает лекции о метафизических головах и проблемах фактуры, делает телепрограммы для России, устраивает мистерии на Венецианском карнавале, ставит памятники российским морякам и Казанове, штудирует пластику насекомых и дыры как предмет мирового искусства. Он несомненный титан, потому что его фантазия не знает ни границ, ни правил, и нормальному человеку на ее воплощение не хватило бы ни времени, ни сил.

На студии «Союзмультфильм» готовится к постановке его полнометражная анимационная картина «Гофманиада» - по мотивам жизни и творчества Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, немецкого сказочника, которым Шемякин заболел с детства и навсегда. Уже прогремел его «Щелкунчик» в Мариинском театре, где, в отличие от нормального балета, солируют не только звезды театра, но и костюмы, обувь, маски и прически от Шемякина. В Софии состоялась премьера трех одноактных балетов на музыку Прокофьева, Рахманинова и «Весны священной» Стравинского - как раз в последней и будут танцевать насекомые, которых сейчас изучает наш гостеприимный хозяин.

2005 год, золотая осень. Многие из ныне известных проектов еще в работе. Мы в его доме, где он живет с женой Сарой, на столе традиционный здесь чай из огромных чашек; из-под ног, со стульев, столов и кресел внимательно смотрят на нас восемнадцать кошачьих глаз и четыре собачьих. Здесь животных любят, и им просторно - окрестные леса кишат живностью и скульптурами Михаила Шемякина, и кажется, что даже какой-то особенно причудливый закат над лесом - порождение его фантазии.

Нас приглашают располагаться. Кошки немедленно полезли на стол обнюхать мою фотоаппаратуру.

Итак…












































Михаил Шемякин

Previous post Next post
Up