Предновогоднее

Dec 27, 2013 12:01


Даже не будучи суеверным, все равно не без опаски вступал я в истекающее ныне двухлетие: год 12-й -
високосный, год 13-й - тринадцатый.

Они действительно оказались весьма и весьма... Не говорю о человеческих потерях, очень болезненных, но в любом году неизбежных - уходили прекрасные, любимые актеры, режиссеры, писатели, музыканты (говорю об искусстве, потому что все еще им интересуюсь в первую очередь)... Но потеряно главное - мир. Общество накалилось до предела, а в накале оно всегда глупеет - так вот, глупость пересекла все возможные границы: законы о детях, о геях, решения о непереводе часов, о промилле, об иностранных агентах и пр. и пр. - все то, чего в нашем веке ждать было, казалось, невозможно, но что стало реальностью, быстро и верно убивающей нашу с вами страну.

Интернет из просто помойной ямы стал пылающей помойной ямой - мусорная свалка горит со страшной силой, все вокруг испепеляя и всех обращая в злобных огненных призраков из мазохистского мультфильма. Мало кто умудрился остаться от этого в стороне, и я с грустью думаю, что, несмотря на попытки быть хоть чуть поумнее, опалило и меня тоже.

Процесс затронул и неузнаваемо изменил сферу, которая изначально называлась Прекрасным, - искусство. Театр и кино вызывают в обществе яростные споры, но отнюдь не затронутыми в фильме или спектакле актуальными проблемами, - их как раз нет, они все остались в дружно ругаемом американском кино. Спорят из-за напористого желания творцов срочно разрушить все, что удерживало цивилизацию в берегах разума, оплеванного ныне гуманизма и того, что называли эстетикой. Красивое заменить уродливым, романтику - цинизмом, все, что было авторитетным, развенчать и оскорбить, а надежду в добро убить, чтобы уже не встала. И явить людям страшную правду, о которой прежде никто не знал, до которой не додумались ни Пушкин, ни Шекспир, ни Толстой, ни даже Евгений Шварц: под одеждой все голые. С этой своей сенсацией и носятся теперь наши творцы, провоцируя уже не споры, а скандалы. Скандал в искусстве заменил все, что в нем было ценного и людям необходимого. Включая само искусство. Скандал - коммерчески эффективен, а это, похоже, все, чего жаждут творцы.

Те же, кто, по нерасторопности или из принципа, еще не подключился к этой Машине, Вырабатывающей Скандал, ходят в консерваторах, архаистах и безнадежных совках. Они в проигрыше: о них, даже самых талантливых, не пишут, к ним не ломятся, платя любые деньги за то, чтобы приобщиться в скандалу, увидеть наконец голого человека на голой земле, где уже нет авторитетов.

Объявленный Год культуры страна встречает разрушением органа в Челябинске, массовой передачей учреждений культуры во владение самого крупного в царской России помещика - церкви. То есть светочи разума срочно переформатируются в центры, как писали Ильф и Петров, охмурения. Эти центры уже благополучно приняли эстафету от Идеологического отдела ЦК КПСС, на свой лад трактуя назначение искусства и культуры; воодушевленные ими фанатики уже останавливают спектакли (причем их хулиганство почему-то не подпадает под наши гибкие кодексы) и требуют свержения "провинившихся" театральных деятелей. "Омертвляемся весь день" - самокритично написано на фронтоне одного из храмов. Какой бы смысл ни вкладывал канон в эти слова, сегодня они звучат вполне актуально и достаточно зловеще: Средневековье уже совсем близко.

…Еще не сказал про политику. Да что о ней говорить! Она всегда была безнадежна с человеческой точки зрения. А ростки надежды, даже если и появлялись, умудрялась затоптать простой своей практикой. И надежды, разбухнув, вдруг обнаруживали свое безумие, утопичность и пустоту.

Не стану называть всем известных имен, которые вот только что были едва ли не национальными символами - но сдулись в одно мгновение. Скажу только, что многие важные позитивные понятия на глазах сменили свой знак на прямо противоположный: назвавшие себя демократами оказались цензорами покруче советских, считающие себя либералами имеют в виду только свою свободу делать что придет в голову или что диктует больное воображение, но не имеют в виду свободу других выразить иное мнение. Оба понятия за эти два года у нас ухитрились скомпрометировать так, что ностальгия по "проклятому совку" охватывает все более широкие слои населения. А сами эти слова "демократ" и "либерал" уже близки к ругательным, и их, наверное, скоро запретят, как те пресловутые четыре нецензурных, но неподцензурных термина.

Без авторитетов, истории, идеалов и веры во что бы то ни было, погрязнув в мелочевке пустых споров и нелепых законов, страна оказалась на краю чего-то всем непонятного и всех пугающего, потому что многие помнят странную русскую закономерность: все последующее неизбежно еще хуже предыдущего. И все вместе взятое за века - есть кипящее, заживо сваривающее людей, но совершенно неподвижное и никуда не текущее болото. Даже надежда, все еще сверкающая в глазах умных и талантливых подчас публицистов, кажется все более необоснованной - чистым упрямством, которое нельзя не уважать, но которое выглядит все менее убедительным и утешительным.

…И вот эти два чертовы года, для суеверных изначально проклятые, заканчиваются. Впереди четырнадцатый, а там маячит уже и семнадцатый. Конечно, в стране, где цифирь всегда имела магическое значение, это сигналит: хрен редьки не слаще.

Тем не менее - без надежды и впрямь ничего никогда не будет. Надежда одна - на разум. И если хоть предстоящая Олимпиада, делающая все происходящее в России явно видимым миру, поможет пробуждению чувства стыда, пробуждению разума, - то слава ей, даже несмотря на постоянно гаснущий огонь. Сможет ли ее традиционный девиз "О спорт! Ты - мир!" потушить пожар на свалке, укротить все более агрессивное общество и повернуть его пылающие злобой очи зрачками внутрь, - увидим в ближайшее время. И сами станем ковать атмосферу, в которой придется жить. Будет ли это любовь или все еще - ненависть, зависит, конечно, только от нас.

Так что пусть наконец проснется разум, потому что его сон на наших глазах рождает чудовищ.

С этим пожеланием и встретим Новый год. Будем помнить о том, что пожар - это когда мы гуляем все вместе, и каждый, распаляясь, кричит свое. А по отдельности мы все - лучше не бывает. Каждому из своих друзей в отдельности я хочу от души пожелать счастья в своем доме, своей семье, своем городе и своей стране. Здоровья. Сил. Разума. Хладнокровия в спорах. Тепла в отношениях. Горения в любимом деле.

С наступающим Вас, дорогие мои френды!
Previous post Next post
Up