О бизнесменах-кришнаитах, индийской диаспоре и деловых людях Индии

Jul 02, 2019 16:01

Мы не должны нетерпимо относиться к представителям других религий,  мы не должны пытаться навязывать кому-то свои взгляды,  мы должны исходить из того, что Бог один и что, в конце концов, все люди поклоняются тому же самому Богу, которому поклоняемся мы. Просто разные люди делают это по-разному, в каких-то других формах. Поэтому в том, что касается отношений с другими  людьми,  людьми других религий, если они не пытаются каким-то образом задеть наши святыни, то мы не должны делать того же самого с ними, мы должны уважать их веру, их представления об этом. И, в принципе, сознание Кришны должно развивать у человека разум.

Разум значит понимание общности, понимание того, что мы все люди и, что объединяет нас гораздо больше, чем разъединяет. У нас одна природа, Разум, который нас породил, тоже единый, источник, из которого мы вышли, един и это не обезьяна. Что же касается конкретно бизнеса, то скажем так, сознание Кришны это не просто некая религия, которая говорит вот есть мое дело и есть моя религия. Очень часто люди особенно в наше время в случаях с какими-то протестантскими течениями очень четко разграничивают это -  есть моя вера…

Я, например, знаю ученых, я сам ученый по своему образованию, биохимик, которые говорят: «Вот это моя вера, а это вот это моя наука, мои убеждения в науке». И часто они совершенно противоречат друг другу, но при этом как-то  в сознании людей, так как они разграничены, разъединены, они сосуществуют не мешая друг другу. Сознание Кришны это достаточно всепоглощающая вещь. Человек, в принципе, не должен разделять религию и дело свое.

То есть, по идее, если он исповедует религию, он должен заниматься своим делом в соответствии с теми принципами, которые он исповедует. В частности, одно из основополагающих учений, которые есть в индуизме в целом, и естественно в сознании Кришны, это закон кармы. А закон кармы гласит, что если я причинил кому-то боль, то это вернется ко мне, если обманул кого-то, то меня обманут. Если я заработал незаконные деньги, то эти незаконные деньги со мной не задержаться, они уйдут.

Корр.: Какие деньги можно считать незаконными? Заработанные на обмане?

БВГ:  Скажем так, на грубом обмане. Так что весь бизнес…. Бизнес в каком-то смысле это синоним обмана.

Корр.:  Есть такая русская поговорка: «Не обманешь не продашь»

БВГ: Но есть нечто, что укладывается в рамки бизнеса как деятельности - если я покупаю за одну цену и продаю за более высокую, это не обман, это бизнес. Но если я пытаюсь человеку всучить что-то, что заведомо не доброкачественно, то это обман. И в конечном счете этот обман рано или поздно придет ко мне в том или ином виде. Если я кого-то обманул, меня обманут. Обманывая кого-то грубо, я сам в себе развиваю эту склонность к обману и соответственно склонность быть обманутым. Естественно, когда я говорю это, я говорю теорию. Что наши бизнесмены делают на практике я не знаю, это их дело.

У них остается свободная воля. Но если у них есть разум, они понимают, что есть закон кармы, что по карме мне какие-то деньги приходят и если я буду действовать, они придут, если я попытаюсь взять что-то лишнее, то я все равно не сохраняю это лишнее. И, в общем, если у человека. развивается разум, то он прекрасно понимает, что, опять же, одно из основополагающих положений нашей философии это то, что помимо нашей деятельности, усилий, которые мы прилагаем, разума, который у нас есть, таланта, который у нас есть, есть еще Бог.

И результат зависит не только от того, что мы делаем, не только от усилий, которые мы прилагаем, но еще от Бога. И в идеале человек, не важно чем он занимается - бизнесом или какой-то другой деятельностью, должен понимать, что: «я занимаюсь этой деятельностью, потому что я создан для нее, у меня природа бизнесмена, я все равно буду заниматься бизнесом, даже если в горы куда-нибудь уйду, все равно буду и там заниматься бизнесом с аборигенами, но при этом я должен делать это в соответствии с законами какими-то, которые эта деятельность имеет, но при это результат в конце концов зависит не от меня.

В конце концов, конечный результат зависит от Бога», от моей кармы, того, что я заработал в прошлом, благочестия, которое у меня есть. И если это есть, то это делает человека, бизнесмена или какого-то другого человека, который действует в этом мире, очень спокойным. И есть некая дистанция - я делаю, я делаю изо всех сил, я прилагаю все усилия, все свои таланты, которые у меня есть, разум, но я понимаю, что результат не от меня зависит.

И если я не получаю результат, которого я ожидал, я не расстраиваюсь, если я получаю результат, который ожидал или больше, я не слишком радуюсь, поэтому я остаюсь спокойным, потому что Бог дал, Бог точно так же может взять. И это делает человека очень спокойным и очень выдержанным. Такое отношение к бизнесу или к любому другому делу дает человеку гораздо больше сил, потому что люди обычно много эмоциональной энергии вкладывают в ожидание чего-то, и когда ожидания не сбываются - это трагедия для него.

Корр.:  А на практике? Вот, Вы говорили, что у Вас есть знакомые, которые исповедуют сознание Кришны, занимаются бизнесом и очень удачно на практике они действительно спокойно ко всему относятся?

БВГ: Я не буду говорить за всех знакомых, но что можно точно сказать, что они в среднем относятся более спокойно, чем если бы они относились не будучи в этом сознании. То есть, в любом случае, конечно, есть реальность, есть идеал, между которыми всегда будет некий зазор, но в любом случае человек становится спокойнее. Это факт. Человек воспринимает все более философски. И я вижу это по Славе. Я с ним много лет уже общаюсь, вижу как он меняется.

Корр.: Он становится все спокойнее и спокойнее.

БВГ: Не то что спокойнее. Спокойствие  само по себе не цель. Спокойствие это определенное выражение отношения к жизни, к Богу, то что у человека появляется некий высший смысл в его существовании. Его беспокойство, которое у него все равно остается, переносится на достижение высшей цели, высшего смысла.

Корр.: Господин Махарадж, а Вы, вообще, откуда? Как Вас звали до того как?

БВГ: Меня звали Вадим до того, как я стал господином Махараджем :)

Корр.: Вы биохимией занимались?

БВГ: Я кандидат наук, я занимался биохимией, но это было давно, так давно, что я уже не помню.

Корр.: Как давно?

БВГ: Около 20 лет назад.

Корр.: А до того, как стать духовным учителем….?

БВГ: Человек должен пройти какой-то путь внутри себя. Чтобы он мог чему-то учить, он должен сам чему-то научиться.  Корр.: А где Вы учились?  БВГ: Я сначала учился здесь, в Москве,  в московском университете, потом я учился в аспирантуре, после аспирантуры я еще какое-то время работал, а потом я уехал заграницу, в Швецию, жил там в ашраме, переводил книги, изучал философию. Потом я вернулся опять в Россию и занимаюсь тут тем же самым - изучаю философию, даю лекции, перевожу, редактирую, пишу что-то.

Корр.: То есть будучи в Швеции Вы занимались не биохимией, а философией?

БВГ: Еще до этого здесь, в России, я познакомился с сознанием Кришны, прочитал «Бхагавад-гиту». К этому меня привел какой-то внутренний поиск. Еще до этого, в 1978 году,  я стал вегетарианцем. Постепенно я искал чего-то, в конце концов я нашел философию сознания Кришны и с тех пор изучаю. В 1980 году я в первый раз прочитал «Бхагавад-гиту» и с тех под до нынешнего времени я читаю и до сих пор еще не дочитал.

Корр.: Скажите, последователей сознания Кришны в мире много? И где в основном они проживают - это все-таки Индия или какие-то европейские страны?

БВГ: Храмы сознания Кришны есть в 300 странах, практически повсюду: в Африке, в Северной Америке, в Южной Америке, в Европе, в Австралии, в Новой Зеландии и в Азии. Последователей сознания Кришны как таковых больше всего безусловно в Индии. В этом нет никаких сомнений, потому что это нечто родное, близкое и какой-то скачок, который вынужден делать любой человек из другой культуры принимая эту культуру и философию, им дается легче. Но они есть везде. Я путешествую по всему свету, я был практически везде. Даже в Израиле есть последователи сознания Кришны.

Корр.: И как они себя там чувствуют?

БВГ: Не хуже чем все остальные. (смеются).

Корр.: А вот Вы сказали: «Даже в Израиле». А почему «даже в Израиле»?

БВГ: Потому что там сама по себе страна возникала не как секулярная страна, а как религиозная страна, на основе каких-то религиозных идей. В частности в Иерусалиме в каких-то районах, если в субботу, не дай Бог, машина едет, то эту машину могут забросать камнями. В каких-то своих положениях наша философия достаточно резко отличается от того, что считается традиционным иудаизмом. Ну, скажем так, там есть свои трудности также, как они есть в любой другой стране, но там они специфические. Я сказал «даже» только потому, что там все-таки есть окраска.

Корр.: Да, там особая ситуация в отличие от других стран.

БВГ: Но последователи сознания Кришны есть не только там, они есть даже в Арабских Эмиратах. Даже в Иране есть последователи сознания Кришны, правда они там действуют подпольно. Даже в Китае есть последователи.

Корр.: Я что касается буддизма вообще не очень хорошо знаю. Там какие особенности? Потому что в интернете  буддисты  с индуистами находятся на одном сайте. Это случайность?

БВГ: Буддизм исходит из Индии. В мире есть два центра из которых все мировые религии появлялись. Один это Ближний Восток, откуда появились христианство, иудаизм, мусульманство и другой это Индия, откуда произошел индуизм со всеми его вариациями и формами и буддизм. То есть все мировые религии исходят оттуда. И хотя буддизм произошел из Индии, буддистов в Индии сейчас практически нет. Буддистов в Индии меньше чем христиан. Христиан в Индии где-то около 2%, а буддистов меньше одного процента.

Но корни одни и есть нечто общее, хотя, в каком-то смысле, буддизм является реакцией на индуизм и отрицает индуизм. Это нечто возникшее как альтернатива индуизму. В частности, самое большое противоречие между буддизмом и индуизмом заключается в том, что все последователи индуизма признают Веды как изначальные Священные Писания, как откровения от Бога, буддизм резко отрицает Веды. И буддизм это даже не совсем религия, это квази-религия, потому что буддизм отрицает существование Бога, буддизм отрицает существование души. Но какие-то чисто культурные связи остались, сохранились - закон кармы и многие другие положения индуизма - перевоплощение души -  все это есть в буддизме. Так что родство есть.

Корр.: И какие-то внешние проявления тоже?

БВГ: Внешние проявления, скажем так, особенно популярного буддизма очень схожи с индуистскими. Я заходил в буддийский храм, в частности в Индии, и трудно их отличить от индуистских по каким-то признакам. Есть внешние проявления, есть внешние ритуалы. То есть буддизм это некая жизненная философия, которая возникла на индийской почве и в недрах индийской культуры, и она очень многое взяла из недр этой индийской культуры. Но ядром индийской культуры все-таки являются Веды, Священные Писания, индуизм и суть ее сохранилась именно там. Поэтому буддизм там не выжил именно потому, что он не признает Веды.  Корр.: В Индии там же множество всяких течений, но, в принципе, они не сильно разнятся, да?

БВГ: Спектр этих течений очень широкий, а основных течений не так уж и много, основных течений - два. Это шиваизм и вишнуизм. И из них, безусловно, вишнуизм или вайшнавизм является главным. Большая часть индусов поклоняется Вишну как Верховному Господу. Но безусловно есть разница, есть фундаментальное отличие. Термин «индуизм» в мире появился в значительной степени с легкой руки Вивекананды. Вивекананда представлял индуизм в Конгрессе Религий в Чикаго в 1893 году.

И в этом Конгрессе Религий в Чикаго он изложил то, что он назвал фундаментальным положением индуизма. Все индуисты признают перевоплощение души, все индуисты признают Веды, все индуисты признают закон кармы, все индуисты исповедуют определенные нравственные принципы, такие как принцип ахимсы. Большая часть индуистов поэтому является вегетарианцами, они не применяют насилия. Но, конечно же, если опять же быть исторически корректным, то этот ход Вивекананды был продиктован некой злобой дня.

Тогда Англия владычествовала над Индией и очень сильное влияние христианства, европейской культуры, английской культуры и Вивекананда сформулировал некую единую доктрину индуизма для того, чтобы объединить силы и сопротивляться этому вторжению, чтобы не размылись рамки и формы индийской культуры. И такая формулировка в значительной степени искусственна, потому что хотя это все правильно, но в то же самое время есть очень широкий спектр течений, учений философских, религиозных, которые все эти положения признают, но при этом противоречат друг другу в очень фундаментальных вещах.

Например, тот же самый Вивекананда или кто-то там, будет говорить, последователи брахма-самаджи, что индуизм принципиально признает существование многих богов. Мы не признаем существования многих богов. Бог - один. Все остальные - есть много великих личностей, есть много сил в природе во вселенной, но Бог один, источник всего один. И какие-то люди не согласятся с нашим пониманием того, кто такой Бог. Но, конечно же, есть некое единство. Одна из, опять же,  фундаментальных, объединяющих черт это то, что большая часть людей, исповедующих индуизм, признают «Бхагавад-гиту».

Это основное Священное Писание. Если есть какое-то Священное Писание подобное «Библии» в индийской культуре, которое бы объединяло всех, то это безусловно «Бхагавад-гита». «Бхагавад-гита» пользуется очень большим уважением у всех. Ей дают разные толкования, разные интерпретации, но «Бхагавад-гита» объединяет всех индуистов. Так же как, скажем, у буддистов есть какой-то свой канон. Центром индуистского канона является «Бхагавад-гита».

Корр.: Какие-то еще правила соблюдают?

БВГ:  Еще одно очень существенное правило особенно для российского бизнеса, который часто строится по законам Дикого Запада,  принцип ненасилия. Преданные, в общем-то, должны следовать ахимсе, ненасилию. Ни в коем случае никакие насильственные методы не должны применяться.

Корр.: Имеется в виду физическое насилие?

БВГ: Ну, в том числе, да. Физическое прежде всего, грубое насилие. Ни коим образом насильственные методы не должны применяться. И в этом смысле, я думаю, что наличие преданных-бизнесменов сильно оздоравливает российский бизнес (смеются).

Корр.: Наверное, да.

БВГ: Каким еще принципам мы должны следовать? Еще одна очень яркая, характерная черта преданных-бизнесменов заключается в том, что они не пьют водки, не курят, не употребляют наркотиков. Это фундаментальный, основной принцип сознания Кришны. В том, что касается каких-то более тонких вещей я не могу поручиться, но все люди, которые действительно честно отождествляют себя с нашим Движением,  этого принципа придерживаются - никаких наркотиков, никаких одурманивающих средств, алкоголя, табака и, естественно, не едим мяса.

Бхакти Вигьяна Госвами. 1.09.2005

Далее

Религия и бизнес, Вивекананда, Бхакти Вигьяна Госвами, ненасилие, Бхагавад-Гита, карма, буддизм

Previous post Next post
Up