Мы жили в несравненном Фатехпуре Сикри - столице империи великих моголов. Годы правления нашего шахиншаха были самым удивительным и разнообразным периодом в истории этой династии. Взойдя на трон, шахиншах за короткое время полностью изменил жизнь своих подданных, и не было ни одного равнодушного к нему человека. Ортодоксальные мусульмане втайне проклинали императора за его вероотступничество, поддержку неверных, склонность к индуизму и отмену исламских традиций.
Индусы прославляли императора за политические и религиозные реформы, уравнявшие их в правах с некогда привилегированной прослойкой мусульманских завоевателей. Малочисленные, но активные христиане не скрывали надежд обратить императора в свою веру. При дворе Акбара* царила атмосфера свободомыслия, а сам император с удовольствием организовывал межрелигиозные встречи, в которых принимали участие представители разных направлений ислама: сунниты, шииты и суфии; индусы: вайшнавы, адвайтисты и тантрики; огнепоклонники - зороастрийцы и католические миссионеры.
Шахиншах с живым интересом исследовал любые теологические доктрины и стремился к унификации религиозных направлений своей разноликой империи. Благодаря религиозной толерантности императора Акбара, неслыханной для мусульманского государства, в Агре индусы и мусульмане мирно сосуществовали друг с другом. А последователи ислама и индуизма, наиболее склонные к развитию божественной любви, нередко вступали в свободный диалог. Моим мужем был Рамис Вели - ученик великого суфийского святого Салима Чишти, прославленного на весь мир тем, что именно в его уединенной обители родились три сына императора Акбара.
Несмотря на то что Салим Чишти почитается самим шахиншахом, готовым при жизни превратить его скромную обитель в золотой дворец, почести и внимание царской семьи не повлияли на его характер. Он был по-прежнему скромен и погружен в молитву, он принимал страждущих, благословлял обделенных и исцелял немощных. Вот и сегодня, я надеюсь, он примет нас в своей обители и укажет путь в темноте наших сомнений. Мое терпение подходило к концу, и только надежда на помощь шейха Салима Чишти заставляла меня сдерживать клокочущие внутри чувства.
Ах, если бы я знала двенадцать лет назад, какими будут тяготы суфийского пути, разве ступила бы я на него с тем же энтузиазмом, который привел меня когда-то в дом Рамиса Вели? Сколько времени еще я и мои дети будем терпеть лишения, гадая, достанется ли нам что-нибудь на обед? Сколько времени еще мои дети будут ходить в дырявых одеждах, дрожа от холода в суровые зимние месяцы?
Мой муж решительно следует обету факра**, считая зазорным работать ради материальных целей. Каждый раз, когда требуется совершить какое-то служение в ханаке, когда нужно послужить братьям и поддержать несчастных, он с рвением не жалеет сил для этих дел. Он радостно отдает последний кусок хлеба нищим и помогает прокаженным. Но всякий раз, когда я заговариваю с ним о его собственных детях, о деньгах, о нуждах семьи, его лицо омрачает гримаса недовольства.
Он цитирует ширазского аскета Саади:
Богатства не ищи, мой друг, богатство счастья не дает,
Богатство в мире есть одно - довольствоваться частью малой...
_______________________________________________________________________________________________________
*Акбар Великий (1542-1605) - третий падишах империи великих моголов, внук основателя династии великих моголов в Индии Бабура.
Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ
**Факр - обет нищеты, принятый среди суфиев.
Асель Айтжанова. 12 проявлений учителя
Часть 2. Попытка убежать
Глава 9. Жена дервиша. Помощь Дживы Госвами
Продолжение