О привлекательности отречения и тяготах антитрудовой этики

Dec 08, 2017 12:20

Мы жили в несравненном Фатехпуре Сикри - столице империи великих моголов. Годы правления нашего шахиншаха были самым удивительным и разнообразным периодом в истории этой династии. Взойдя на трон, шахиншах за короткое время полностью изменил жизнь своих подданных, и не было ни одного равнодушного к нему человека. Ортодоксальные мусульмане втайне проклинали императора за его вероотступничество, поддержку неверных, склонность к индуизму и отмену исламских традиций.

Индусы прославляли императора за политические и религиозные реформы, уравнявшие их в правах с некогда привилегированной прослойкой мусульманских завоевателей. Малочисленные, но активные христиане не скрывали надежд обратить императора в свою веру. При дворе Акбара* царила атмосфера свободомыслия, а сам император с удовольствием организовывал межрелигиозные встречи, в которых принимали участие представители разных направлений ислама: сунниты, шииты и суфии; индусы: вайшнавы, адвайтисты и тантрики; огнепоклонники - зороастрийцы и католические миссионеры.

Шахиншах с живым интересом исследовал любые теологические доктрины и стремился к унификации религиозных направлений своей разноликой империи. Благодаря религиозной толерантности императора Акбара, неслыханной для мусульманского государства, в Агре индусы и мусульмане мирно сосуществовали друг с другом. А последователи ислама и индуизма, наиболее склонные к развитию божественной любви, нередко вступали в свободный диалог.  Моим мужем был Рамис Вели - ученик великого суфийского святого Салима Чишти, прославленного на весь мир тем, что именно в его уединенной обители родились три сына императора Акбара.

Несмотря на то что Салим Чишти почитается самим шахиншахом, готовым при жизни превратить его скромную обитель в золотой дворец, почести и внимание царской семьи не повлияли на его характер. Он был по-прежнему скромен и погружен в молитву, он принимал страждущих, благословлял обделенных и исцелял немощных. Вот и сегодня, я надеюсь, он примет нас в своей обители и укажет путь в темноте наших сомнений.  Мое терпение подходило к концу, и только надежда на помощь шейха Салима Чишти заставляла меня сдерживать клокочущие внутри чувства.

Ах, если бы я знала двенадцать лет назад, какими будут тяготы суфийского пути, разве ступила бы я на него с тем же энтузиазмом, который привел меня когда-то в дом Рамиса Вели? Сколько времени еще я и мои дети будем терпеть лишения, гадая, достанется ли нам что-нибудь на обед? Сколько времени еще мои дети будут ходить в дырявых одеждах, дрожа от холода в суровые зимние месяцы?

Мой муж решительно следует обету факра**, считая зазорным работать ради материальных целей. Каждый раз, когда требуется совершить какое-то служение в ханаке, когда нужно послужить братьям и поддержать несчастных, он с рвением не жалеет сил для этих дел. Он радостно отдает последний кусок хлеба нищим и помогает прокаженным. Но всякий раз, когда я заговариваю с ним о его собственных детях, о деньгах, о нуждах семьи, его лицо омрачает гримаса недовольства.

Он цитирует ширазского аскета Саади:
Богатства не ищи, мой друг, богатство счастья не дает,
Богатство в мире есть одно - довольствоваться частью малой...
_______________________________________________________________________________________________________

*Акбар Великий (1542-1605) - третий падишах империи великих моголов, внук основателя династии великих моголов в Индии Бабура.
Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ

**Факр - обет нищеты, принятый среди суфиев.

Асель Айтжанова. 12 проявлений учителя
Часть 2. Попытка убежать
Глава 9. Жена дервиша. Помощь Дживы Госвами

Продолжение

суфизм, ислам, Асель Айтжанова

Previous post Next post
Up